Достаточно часто я слышу от учителей – «современные дети ничем не интересуются». Это в корне не верное утверждение. Современные дети, точно так же как дети любой другой эпохи, интересуются множеством вещей. Почему же школьных педагогов сложилось устойчивое такое мнение?
Взаимное пренебрежение
В психологии известен феномен под названием «Взаимное пренебрежение». Если взять двух человек – из разных социальных групп (это важно!) - то высока вероятность того, что каждый из пары будет считать другого глуповатым. Нет, не клиническим идиотом – скорее человеком ограниченным и недалеким.
Детальный разбор феномена сделаю в отдельной статье
Если совсем кратко объяснять причины этого феномена – то каждый в паре не обладает полными знаниями другого. Например, талантливый писатель мастерски владеет языком – и не видит такого же владения со стороны талантливого математика. Казалось бы – можно ожидать уважения к математическим познаниям.
Но дело в том, что писатель скорее всего не осведомлен о дебрях математической мысли. Таким образом, для писателя математик – это такой же человек как он, но плохо владеющий языком. То есть менее достойный. Какое это имеет отношение к интересам детей? Прямое.
Учитель не знает детей, которых учит
Тот же сценарий, который заставляет талантливого литератора презрительно относится к математику, приводит к презрительному отношению школьных учителей к школьникам. На самом деле школьники и школьницы интересуются огромным количеством разнообразных вещей.
Но эти вещи лежат вне осведомленности большинства учителей. И как следствие – или пренебрежительно воспринимаются как ненужная ерунда - или вообще никак не воспринимаются – потому что учителя о предмете интереса не знают вообще.
Действительно ли это так?
Убедиться, что педагог попал в ловушку пренебрежения очень просто. Ниже приведен список из мест, явлений, персонажей и так далее из различных произведений, популярных у школьников. Посчитайте – сколько элементов списка вы знаете? Со сколькими произведениями знакомы?
- Мадара, Учиха, Расенган
- Бьякуя, Дзампакто, Уэко Мундо
- Дьявольский фрукт, Соломенная шляпа
- Е Сю, Осенний лист, Маленькая трава
- Эрен Йегер, Леви Аккерман
- Курапика, Киллуа, Нэн
- Спайк Шпигель, Джет Блэк
- Гинко, Адасино, Муси/Муши
- Лелуш, Каллен Кодзуки, Гиасс
- Гатс, Гриффит, Бехерит
- Вэй Ин, Лань Чжань
- Синъя Когами, Доминатор, Сивилла
- Nerv, Рей Аянами, Синдзи Икари
- Уолтер Уайт, Джесси Пинкман
- Эддард Старк, Теон Грейджой, «Зима близко»
- Джим Хоппер, Уилл Байерс, Изнанка
- Рик, Морти
- Диппер, Мэйбл, Билл Шифр
- Ванда, Вижн, Даркхолд
- Протомолекула, Джеймс Холден, Наоми Нагата
- Спайс, Аракис, фримен
- Айз Седай, Троллоки, Мурдраалы
- Винчестеры, Кроули, Кастиэль
- Ричард Касл, Кейт Беккет
- Моргот, Митрандир, Олорин
- Фам Нювен, Свежеватель, Резчик
- Джуффин Халли, Мелифаро, «Король Банджи»
- Тандзиро, Дзэницу, Дюжина бесовских лун
Итого 28 произведений кино, анимации и книг. Сколько из этих произведений вы можете назвать? А не прибегая к помощи интернета? Если хотя бы 7 – уже хорошо. Но я практически уверен, что большинство школьных учителей без помощи интернета не назовут ни одного произведения.
Как можно исправить положение
Так может проблема не в том, что дети ничего не хотят и ничем не интересуются? Может дело в том, что это учителям не интересна культура современных детей? Может стоит уподобится Алексею Галахову?
Напомню, что именно он к 1843 году подготовил хрестоматию по литературе. Проигнорировав большинство текстов, которые традиционно в такие хрестоматии включались. А на освободившееся место поместил тексты авторов, которые были малоизвестны маститым литературоведам, зато популярны у школяров.
Так в его хрестоматию, среди прочих, попали Пушкин, Лермонтов, Боратынский, Фет, Полонский. Напомню, что Фету на тот момент было 24 года и он вообще был студентом. Галахов предположил, что большинство текстов – традиционно включаемых в хрестоматии - уже малопонятны школьникам из-за незнания исторического контекста.
Современные, на тот момент, авторы описывали понятную школьникам реальность. Это позволяло проводить дискуссии – что хорошо сказывалось на вовлечении школьников в изучении литературы, так и развивало сопутствующие навыки – такие как риторика, аргументация, логическое мышление. Может пришло время в очередной раз перетряхнуть курс литературы, выкинув произведения 2-3 вековой давности? А на освободившееся место добавить современных авторов? С их протомолекулами и фрименами?
Список произведений
Если у вас трудности с запоминанием имен, особенно китайских или японских, ниже приведен список произведений, откуда взят список выше:
- Наруто
- Блич
- Ван Пис
- Аватар короля
- Атака титанов
- Хантер-x-Хантер
- Ковбой Бибоп
- Мастер Муси/Муши
- Код Гиасс
- Берсерк
- Магистр дьявольского культа
- Психопаспорт
- Евангелион
- Во все тяжкие
- Игра престолов
- Очень странные дела
- Рик и Морти
- Гравити Фолз
- Ванда/Вижн
- Экспансия (Пространство)
- Дюна
- Колесо времени
- Сверхъестественное
- Касл
- Властелин кольца
- Пламя над бездной
- Лабиринты Эхо
- Клинок, рассекающий демонов