Найти в Дзене

Тетрады на цветовом круге.

В предыдущих статьях мы рассмотрели комплементарные сочетания и триады на цветовом круге Иоганнеса Иттена. И если комплементарное сочетание приводит нас к ассоциации с ярким вокальным дуэтом, а триады напоминают стройное пение с аккомпанементом, то тетрады по сложности можно сравнить с хором. Каждый новый цвет, появляясь на полотне, многократно увеличивает сложность гармонизации.

Тетрада - это сочетание четырех цветов. Зачастую один цвет предполагается основным, два - дополнительными, один как акцент.

Тетрады бывают прямоугольными и квадратными.

Прямоугольная тетрада

Состоит из двух комплементарных пар, но сами эти пары близки друг к другу в спектре, что делает их сочетание относительно спокойным, а задачу их слаженности-более легкой, нежели в тетраде квадратной.

прямоугольная тетрада. Фото из свободных источников
прямоугольная тетрада. Фото из свободных источников
Майя Копытцева "Интерьер на Академической даче" х. м., конец 1990-х. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Майя Копытцева "Интерьер на Академической даче" х. м., конец 1990-х. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

По воспоминаниям родных и друзей, Майя Копытцева обладала характером прямым и целеустремленным. Закономерно, что и ее живописные высказывания ясны и выразительны. Комплементарная пара оранжевый-синий в тандеме с комплементарной парой красный- зеленый создает напряженный, но не кричащий контраст. Картина очень цельная, в ней нет дробности и максимальная выразительность создается за счет хорошо сбалансированных цветовых объемов. Теплые- оранжевый и красный, берутся широко, большими пятнами. Им вторят холодные- синий и мелкая дробь зеленых листочков, которыми украшена шаль.

Станислав Молодых "Восточный натюрморт" х. м. 1996г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Станислав Молодых "Восточный натюрморт" х. м. 1996г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

В натюрморте Станислава Молодых красный цвет- основной. Помимо открытых, сочных оттенков в драпировке и гранате, этот цвет получает развитие в посуде, играя бликами на жестяном чайнике, притаившись на выпуклом бочке глиняного кувшина, разбегаясь мазками по узорчатым тканям в фонах. Красному вторит зеленый- теплый, яркий в блестящей ткани и холодный в ветке винограда.

Оранжевый, разлитый по полотну, наиболее ярок как раз при соприкосновении со своим комплементарным цветом-синим.

При этом красный и оранжевый местами проникают друг в друга, мазки синего, вплетенные в живописную ткань, вторят основному синему акценту- виноградной грозди, а зеленый, ярко высказываясь сразу в двух температурах, продолжает сложную игру оттенков и сочетаний по всему холсту.

Василий Борисенков. Девушка в цветастом платье. к.м. 1950 г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Василий Борисенков. Девушка в цветастом платье. к.м. 1950 г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Фигура девушки не просто гармонично вписана в пейзаж, она находится с ним в диалоге. Большие пласты цвета -зеленый, переходящий в желто-зеленый и глубокий синий, переходящий в сине-фиолетовый акцентируется узорами на платье девушки- красно-фиолетовыми и желто-оранжевыми.

Так, построение на прямоугольной тетраде помогает решить не только художественные, но и смысловые задачи.

И наконец, квадратная тетрада!

Две пары комплементарных цветов, четыре равноудаленных цвета. Красочное, богатое и яркое сочетание!

Квадратная тетрада. Фото из свободных источников.
Квадратная тетрада. Фото из свободных источников.

Квадратную тетраду сложнее сбалансировать, особенно если все цвета взяты в равной пропорции. Но если сделать один из цветов доминирующим, схема будет выглядеть более уравновешенной.

Анатолий Васильев "Венеция. Мостик" к. м. 1965г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Анатолий Васильев "Венеция. Мостик" к. м. 1965г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Елена Долгушина