В предыдущих статьях мы рассмотрели комплементарные сочетания и триады на цветовом круге Иоганнеса Иттена. И если комплементарное сочетание приводит нас к ассоциации с ярким вокальным дуэтом, а триады напоминают стройное пение с аккомпанементом, то тетрады по сложности можно сравнить с хором. Каждый новый цвет, появляясь на полотне, многократно увеличивает сложность гармонизации.
Тетрада - это сочетание четырех цветов. Зачастую один цвет предполагается основным, два - дополнительными, один как акцент.
Тетрады бывают прямоугольными и квадратными.
Прямоугольная тетрада
Состоит из двух комплементарных пар, но сами эти пары близки друг к другу в спектре, что делает их сочетание относительно спокойным, а задачу их слаженности-более легкой, нежели в тетраде квадратной.
По воспоминаниям родных и друзей, Майя Копытцева обладала характером прямым и целеустремленным. Закономерно, что и ее живописные высказывания ясны и выразительны. Комплементарная пара оранжевый-синий в тандеме с комплементарной парой красный- зеленый создает напряженный, но не кричащий контраст. Картина очень цельная, в ней нет дробности и максимальная выразительность создается за счет хорошо сбалансированных цветовых объемов. Теплые- оранжевый и красный, берутся широко, большими пятнами. Им вторят холодные- синий и мелкая дробь зеленых листочков, которыми украшена шаль.
В натюрморте Станислава Молодых красный цвет- основной. Помимо открытых, сочных оттенков в драпировке и гранате, этот цвет получает развитие в посуде, играя бликами на жестяном чайнике, притаившись на выпуклом бочке глиняного кувшина, разбегаясь мазками по узорчатым тканям в фонах. Красному вторит зеленый- теплый, яркий в блестящей ткани и холодный в ветке винограда.
Оранжевый, разлитый по полотну, наиболее ярок как раз при соприкосновении со своим комплементарным цветом-синим.
При этом красный и оранжевый местами проникают друг в друга, мазки синего, вплетенные в живописную ткань, вторят основному синему акценту- виноградной грозди, а зеленый, ярко высказываясь сразу в двух температурах, продолжает сложную игру оттенков и сочетаний по всему холсту.
Фигура девушки не просто гармонично вписана в пейзаж, она находится с ним в диалоге. Большие пласты цвета -зеленый, переходящий в желто-зеленый и глубокий синий, переходящий в сине-фиолетовый акцентируется узорами на платье девушки- красно-фиолетовыми и желто-оранжевыми.
Так, построение на прямоугольной тетраде помогает решить не только художественные, но и смысловые задачи.
И наконец, квадратная тетрада!
Две пары комплементарных цветов, четыре равноудаленных цвета. Красочное, богатое и яркое сочетание!
Квадратную тетраду сложнее сбалансировать, особенно если все цвета взяты в равной пропорции. Но если сделать один из цветов доминирующим, схема будет выглядеть более уравновешенной.
Елена Долгушина