Найти тему

О комплементарных цветах. Единство и борьба противоположностей.

Песнь противоположностей
Здравствуй, радость, здравствуй, горе.
Леты ил, Гермеса перья;
Все, что есть и будет вскоре, —
Все люблю равно теперь я!
Мне милы и смех в час хмурый предвечерья,
И в вёдро — облик, скорбью искаженный;
Зло с добром люблю теперь я,
Огнь, под лугом затаенный,
Маргаритку с белладонной;
Мудреца на фарсе; звон
Заунывный похорон;
В розах скрытую змею;
Штиль, разбитую ладью;
Клеопатру, что на троне
Прячет аспида на лоне;
Мертвый череп — им дитя
Забавляется шутя;
В звуках грусть и радость разом,
Сумасшествие и разум;
Бледных муз и светлых муз;
Мома с Кроносом союз;
Смех, и вздох, и смех опять —
О, как сладостно страдать!
Музы света и печали,
Лик довольно вы скрывали,
Покажитесь! Дайте мне
Петь о ночи и о дне —
Да познаю в награжденье
Нежной боли утоленье!
Над главой моей сплетись
С миртом, — мрачный кипарис,
С хвоей, — липы цвет обильный…
Будь скамьей мне, дерн могильный.
Джон Китс. Перевод В.Рогов

Сегодня мы расскажем о цветовом круге Иоганнеса Иттена и поговорим о комплиментарных цветах на примере картин из коллекции нашего музея.

Конечно, у нашего рыцаря цвета были предшественники. Идея классифицировать цвета и найти закономерности в их расположении увлекала умы ученых, философов, художников, химиков и даже энтомологов.

Одним из первых на этом поприще был Исаак Ньютон, который в 1676 году разложил белый солнечный свет на цветовой спектр с помощью трехгранной призмы.

Знаменитая мнемоническая фраза "Каждый охотник желает знать где сидит фазан" как раз отражает круговую схему, в которой Ньютон выделил семь секторов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Примечательно, что в этом круге с цветом соотносились музыкальные ноты.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

Таких попыток было немало, о некоторых из них мы расскажем чуть позже. Но на сегодняшний день наибольшее распространение получил 12-частный цветовой круг Иоганнеса Иттена. Именно его используют в живописи, дизайне, архитектуре и прикладном искусстве по всему миру.

Изображение из свободных источников
Изображение из свободных источников

В центре круга основные (первичные, базовые) цвета- желтый, синий и красный. Их невозможно получить путем смешивания других цветов.

При смешении двух основных цветов получаются цвета дополнительные- это второй ряд- фиолетовый, зеленый, оранжевый.

При смешивании основного и дополнительного цвета получаем третий круг цветов.

Совсем не обязательно творцу, охваченному вдохновением, выныривать из процесса и что-то высчитывать с математической точностью, действовать «от головы». Но знание закономерностей в нужный момент обязательно направит руку художника и поможет обуздать цветовую стихию, заставит ее звучать в нужной тональности.

Как же пользоваться этим «компасом»?

Сегодня мы рассмотрим это на примере противоположных или комплиментарных цветов.

Комплементарными (или дополнительными, контрастными) называются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга и получаемый при смешивании двух других.

Комплиментарные цвета усиливают друг друга, особенно при высокой насыщенности цвета, помогают друг другу звучать максимально выразительно.
Их сочетание – всегда живое, сочное, энергичное, взаимоподчеркивающее. Такое сочетание похоже на дуэт двух талантливых, мощных вокалистов или на слаженные действия двух блестящих игроков спортивной команды.

Комплементарный цвет для красного - зеленый, получаемый при смешении желтого и синего,

для синего- это оранжевый, получаемый при смешении желтого и красного.

для желтого- это фиолетовый, получаемый при смешении синего и красного,

Несомненно, каждое полотно-это сложная композиция, но если в ней есть комплементарное сочетание, взгляд зрителя будет прикован именно к нему.

В следующих выпусках мы поищем триады и тетрады, будет интересно!

Елена Долгушина