Ты — музыка, но звукам музыкальным
Ты внемлешь с непонятною тоской.
Зачем же любишь то, что так печально,
Встречаешь муку радостью такой?
Где тайная причина этой муки?
Не потому ли грустью ты объят,
Что стройно согласованные звуки
Упреком одиночеству звучат?
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, —
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
Что одинокий путь подобен смерти.
У.Шекспир, сонет 8, перевод С.Маршака
Какой творец не стремится к гармонии?
Гармо́ния(греч. άρμονία – связь, согласие, стройность)
Гармония означает созвучие, соразмерность, согласованность отдельных сторон явлений и предметов, присущая им связь в единстве и вместе с тем в их многообразии.
В живописи гармония понимается как органическая взаимосвязь и единство всех частей и целого в произведении, таких как: форма, цвет, ритм, контраст, слияние противоположностей.
Стремясь к гармонии, художники не уставали экспериментировать, до чего-то дознавались путем множества проб, передачи опыта «от учителя ученику», где-то помогало врожденное «чувство цвета».
11 ноября 1888 года в Швейцарии родился Иоганнес Иттен, человек, в котором чудесным образом соединились черты гениального педагога, живописца и теоретика, исследователя, способного обобщить, систематизировать и возвести в систему знания, полученные поколениями предшественников и добытые из своего личного творческого опыта.
Иоганнес Иттен окончил учительскую семинарию и преподавал в сельской школе под Берном. К радости маленьких учеников, он никогда не исправлял их ошибки. И когда руководство школы указало ему на это, обвинив в неисполнении обязанностей, Иттен ответил: «Я убежден, что любые поправки в сочинениях оскорбительны и могут разрушить непосредственность детского изложения». Тогда же он разработал и собственную систему работы над ошибками, которая помогала усваивать сложные правила орфографии, не прибегая к указанию ошибок конкретного ученика.
Принцип уважительного отношения к творческому потенциалу личности, интерес к раскрытию этого потенциала, он пронес через всю жизнь.
Позже Иоганнес Иттен окончил Школу изящных искусств в Женеве, где преподавание велось по классической системе, которая помогла приобрести знания и навыки, необходимые живописцу, но вдохновения независимому художнику, тяготеющему к новаторству, не принесла.
Единомышленников Иттен нашел в классе Адольфа Хельцеля в Штутгарте.
В это время он активно занимался творчеством, нащупывая свой путь в искусстве, и преподавал. Его метод, который скорее можно назвать философией, постепенно привлек множество учеников. И когда Иттену предложили должность учителя в новой школе Баухауз, высшей школе строительства и художественного конструирования, многие отправились за ним.
Впоследствии Баухауз обозначил основные принципы архитектуры XX века (Bauhaus — в переводе с немецкого «Дом строительства»).
Иоганнес Иттен стал не просто учителем, но одним из идеологов Баухауза, разработал учебный пропедевтический курс, который лег в основу преподавания во многих современных дизайнерских школах.
В чем-то эксцентричный, вдумчивый и чуткий, Иттен всю свою жизнь превратил в искусство и влияние его личности на учеников было не меньше влияния его теорий. Он глубоко изучал восточную философию, персидский маздаизм и раннее христианство, был вегетарианцем. Каждое занятие на своем форкурсе начинал с медитации, концентрации внимания и дыхательных упражнений, придавая большое значение "тренировке тела как инструмента духа".
Желание достичь гармонии тела и духа, гармонии цвета и формы, гармонии жизни — вот наверное главный мотив жизни этого необыкновенного человека.
И как прирожденный педагог, своими достижениями он не мог не делиться .
Его книги "Искусство цвета" и "Искусство формы"— бесценный дар последующим поколениям художников и дизайнеров. "Искусство цвета" называют "библией колориста". В ней автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования.
Цветовой круг, разработанный Иоганнесом Иттеном — это своеобразный компас, который помогает художнику ориентироваться в море цветов и оттенков и выстраивать свое полотно гармонично. В следующих выпусках мы рассмотрим его подробнее и попробуем ориентироваться по этому компасу на примере картин из собрания МВЦ "Петербургский художник".
Елена Долгушина