Не так давно мы начали говорить о теории цвета Иоганнеса Иттена, иллюстрируя статью картинами из нашей коллекции. Потом был большой блок статей «Загадки и коды советского искусства», приуроченный к "Ночи музеев". Сегодня мы вернемся к теме цветовых сочетаний.
В прошлый раз мы рассматривали комплементарные сочетания . Сегодня наша тема-триады.
Классическая триада.
Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника называется классической триадой.
Цвета могут играть на полотне разную роль и сочетаться в разных пропорциях, один может выступать главным, один – акцентом. В триаде нет такого резкого контраста, как в комплементарном сочетании, гармонизировать ее относительно просто.
На картине Ореста Бетехтина мы видим синий в развитии от темного к светлому, красный, желтый как акцент.
Полотно Олега Гадалова "Натюрморт с яблоками" построено на триаде: синий, красный в развитии от темного до розового, желтый в развитии от насыщенного в яблоках до светлого в изображении цветов в вазе. Также развитие цвета можно проследить в фонах: красного- в деревянной мебели, желтого- в текстиле.
"Натюрморт с сиренью" Александра Пушнина- яркий пример использования цветовой триады в живописи. Фиолетовый, зеленый, оранжевый.
И этот портрет тоже построен на, видимо излюбленной триаде художника- фиолетовый, зеленый, оранжевый.
На картине Николая Тимкова "Майское утро" основные цвета- зеленый и фиолетовый. И как акцент- небольшая полоска золотисто- оранжевого песка.
Контрастная, или раздельно-комплементарная триада.
Если в картине нужно напряжение, контраст, но не резкий, приглушенный, ее можно строить на раздельно- комплементарной триаде. К одному из цветов берут не контрастный цвет, а два соседних. Для синего это будет желто-оранжевый и красно-оранжевый, для фиолетового- желто-зеленый и желто-оранжевый и так далее.
Контрастный цвет к оранжевому- синий. Но на картине "Зимний букет" оранжевому вторит менее контрастный сине-зеленый и разлитый по полотну синий с примесью фиолетового.
Здесь зеленый-основной цвет, но к нему взят не контрастный красный, а близкие к нему красно-оранжевый и красно-фиолетовый.
Аналоговая триада.
Сдержанная, спокойная, мягкая палитра строится на сочетании цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Один из цветов может быть доминирующим.
Синий, сине-зеленый, зеленый- умиротворяющая природная гамма.
На картине Николая Савенко "Зимой снежной" сине-зеленый, синий и сине-фиолетовый играют на очень сближенных тонах в изображении леса и прочитываются там, где мы видим снег и небо.
В следующий раз мы поговорим о самых "многоголосых" цветовых сочетаниях- тетрадах.
Елена Долгушина