Найти в Дзене

Триады на цветовом круге.


Не так давно мы начали говорить о теории цвета
Иоганнеса Иттена, иллюстрируя статью картинами из нашей коллекции. Потом был большой блок статей «Загадки и коды советского искусства», приуроченный к "Ночи музеев". Сегодня мы вернемся к теме цветовых сочетаний.
В прошлый раз мы рассматривали
комплементарные сочетания . Сегодня наша тема-триады.

Классическая триада.

изображение из свободных источников
изображение из свободных источников

Сочетание трёх цветов по углам равностороннего треугольника называется классической триадой.
Цвета могут играть на полотне разную роль и сочетаться в разных пропорциях, один может выступать главным, один – акцентом. В триаде нет такого резкого контраста, как в комплементарном сочетании, гармонизировать ее относительно просто.

Орест Бетехтин. «Портрет на голубом фоне». х.м. 1977г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Орест Бетехтин. «Портрет на голубом фоне». х.м. 1977г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

На картине Ореста Бетехтина мы видим синий в развитии от темного к светлому, красный, желтый как акцент.

Олег Гадалов "Натюрморт с яблоками" хм 1997 г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Олег Гадалов "Натюрморт с яблоками" хм 1997 г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Полотно Олега Гадалова "Натюрморт с яблоками" построено на триаде: синий, красный в развитии от темного до розового, желтый в развитии от насыщенного в яблоках до светлого в изображении цветов в вазе. Также развитие цвета можно проследить в фонах: красного- в деревянной мебели, желтого- в текстиле.

Александр Пушнин  "Натюрморт с сиренью" х.м. 1962г. Собрание МВЦ"Петербургский художник"
Александр Пушнин "Натюрморт с сиренью" х.м. 1962г. Собрание МВЦ"Петербургский художник"

"Натюрморт с сиренью" Александра Пушнина- яркий пример использования цветовой триады в живописи. Фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Александр Пушнин "Портрет сестры" 1958г. х.м. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Александр Пушнин "Портрет сестры" 1958г. х.м. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

И этот портрет тоже построен на, видимо излюбленной триаде художника- фиолетовый, зеленый, оранжевый.

Николай Тимков "Майское утро" х.м. 1973г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Николай Тимков "Майское утро" х.м. 1973г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

На картине Николая Тимкова "Майское утро" основные цвета- зеленый и фиолетовый. И как акцент- небольшая полоска золотисто- оранжевого песка.

Контрастная, или раздельно-комплементарная триада.
Если в картине нужно напряжение, контраст, но не резкий, приглушенный, ее можно строить на раздельно- комплементарной триаде. К одному из цветов берут не контрастный цвет, а два соседних. Для синего это будет желто-оранжевый и красно-оранжевый, для фиолетового- желто-зеленый и желто-оранжевый и так далее.

изображение из свободных источников
изображение из свободных источников
Смирнов Сергей "Зимний букет" х.м. 1969г.  Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Смирнов Сергей "Зимний букет" х.м. 1969г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Контрастный цвет к оранжевому- синий. Но на картине "Зимний букет" оранжевому вторит менее контрастный сине-зеленый и разлитый по полотну синий с примесью фиолетового.

Эдвард Выржиковский "Запах весны" х.м.1965г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Эдвард Выржиковский "Запах весны" х.м.1965г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Здесь зеленый-основной цвет, но к нему взят не контрастный красный, а близкие к нему красно-оранжевый и красно-фиолетовый.

Аналоговая триада.

Сдержанная, спокойная, мягкая палитра строится на сочетании цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Один из цветов может быть доминирующим.

изображение из свободных источников
изображение из свободных источников

Гадалов Олег "Река Сясь" х.м. 2002г.  Собрание МВЦ "Петербургский художник"
Гадалов Олег "Река Сясь" х.м. 2002г. Собрание МВЦ "Петербургский художник"

Синий, сине-зеленый, зеленый- умиротворяющая природная гамма.

Николай Савенко " Зимой снежной" к.м. 1984г. Собрание МВЦ"Петербургский художник"
Николай Савенко " Зимой снежной" к.м. 1984г. Собрание МВЦ"Петербургский художник"

На картине Николая Савенко "Зимой снежной" сине-зеленый, синий и сине-фиолетовый играют на очень сближенных тонах в изображении леса и прочитываются там, где мы видим снег и небо.

В следующий раз мы поговорим о самых "многоголосых" цветовых сочетаниях- тетрадах.

Елена Долгушина