Россиян, имеющих двойное, а также множественное гражданство, предлагается обложить повышенным налогом.
Соответствующий законопроект направлен в Госдуму группой депутатов во главе с зампредседателя парламентского Комитета по экономической политике Михаилом Делягиным.
Предполагается, что новые правила не только позволят пополнить доходную часть бюджета, но и упрочат легитимную власть в России.
Из пояснительной записки к документу следует, что по состоянию на середину 2023 года более 1,5 млн граждан РФ имели второе гражданство. При этом уведомили власти о получении паспорта другой страны 38 тысяч россиян, что «свидетельствует о сравнительной незначительности числа граждан России, получающих гражданство иных государств в настоящее время».
То есть, в основном — делают вывод авторы инициативы — «наличие второго гражданства является результатом предоставления гражданам иных государств гражданства России».
По мнению парламентариев, «лицо, имеющее множественное гражданство недружественного иностранного государства, всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью для принимающего государства».
Причем, «особенно очевидной проблема второго гражданства становится в период обострения международной обстановки, усиления террористической угрозы и (или) военного противостояния государств».
В отношении таких людей, если они получили российское гражданство по рождению, но не вышли из гражданства иных государств, рекомендуется применять «дискриминационный режим» налогообложения.
А именно, налог на доход, транспортные средства и имущество физических лиц им придется платить по двойной ставке.
- «Удвоение ставки налогообложения для граждан РФ, не желающих выйти из гражданства недружественного государства, будет способствовать увеличению доходной части бюджета РФ», — указано в пояснительной записке к законопроекту.
Иностранцев, получивших российский паспорт, тоже ждут изменения. Их обяжут выйти из гражданства другой страны в течение шести месяцев со дня приобретения гражданства РФ либо вступления в силу данного закона.
В противном случае натурализованных россиян будут лишать российского гражданства. Это не затронет только граждан Белоруссии, Абхазии и Южной Осетии.
Новые нормы предполагается внести в закон «О гражданстве РФ», а также во вторую часть Налогового кодекса.
Таким образом, считают авторы документа, получится снизить «число граждан, обладающих устойчивой политико-правовой связью с иностранными государствами, негативно влияющими на общественно-политический строй в РФ, что будет способствовать упрочению легитимной власти в России».
По мнению парламентариев, законопроект соответствует Договору о Евразийском экономическом союзе и другим международным соглашениям, в которых участвует Россия, за исключением договора с Таджикистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства. Но ратификацию последнего они предлагают отменить.
На самом деле, понятия «двойное гражданство» и «второе гражданство» следует различать.
Двойным называется гражданство, когда российский гражданин получает паспорт государства, с которой Россия заключила соответствующий международный договор. Или же гражданин такого государства приобретает паспорт РФ.
Второе гражданство — это наличие паспорта страны, с которой подобного договора у России нет.
- Согласно 62-й статьи Конституции РФ, россияне имеют право на двойное гражданство, если такая возможность закреплена в федеральном законе каждой страны. Кроме того, нормы заключения гражданства должны быть прописаны в международном соглашении между этими двумя странами.
- И гражданин РФ, получающий гражданство другого государства, должен уведомить об этом российские власти. Поскольку человек с двумя паспортами имеет определенные ограничения в правах: он не может избираться на государственные должности, служить в государственных учреждениях и правоохранительных органах, быть учредителем СМИ и т. д.
- На сегодняшний день есть всего одна страна, с которой Россия имеет договор о двойном гражданстве — это Таджикистан. Он был подписан еще в 1995 году. На граждан Белоруссии распространяется действие договора о Союзном государстве. Со всеми же остальными странами гражданство будет считаться вторым или множественным.
Между тем в мире насчитывается значительное количество государств, которые не допускают ни второго, ни двойного гражданства.
И если человек получает гражданство такой страны, он автоматически теряет гражданство своей родины. Такие законы действуют, например, в Германии, Испании, ОАЭ, Кувейте, Саудовской Аравии, Финляндии, Индии, Китае, Узбекистане, Египте, Пакистане. А в США двойное гражданство не запрещено законом, но оно также не признается.
Оценить предложения парламентариев «СП» попросила политолога, директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева:
- — Задача, как мне кажется, состоит не в том, чтобы обойти двойное гражданство, а чтобы получить дополнительные деньги. То есть мы резать баранов не будем, мы будем их стричь.
- В чем-то, наверное, это даже в целом разумно. Но давайте порассуждаем: мы повысим налоги людям с двойным гражданством. Вот только те российские граждане с двойным гражданством, которые живут здесь и честно показывают свои доходы, они и так платят. Как правило, все они абсолютно лояльны России.
- Те же граждане, которые не лояльны России, они нам платить ничего не собираются. У них и капиталы не здесь. Они и западный паспорт оставляют, потому что для них это своего рода «золотой ключик» для входа в свои же капиталы.
- И, в принципе, было бы, наверное, красиво таким образом их «обобрать», а деньги потратить на собственную страну. Но практически мы опять будем ловить тех, кто не убегает, а не тех, кто виноват.
- В результате, как вы понимаете, пострадают как раз те, кто лоялен, а те, кто не лоялен, останутся при своих.
«СП»: Иностранцы, получившие российский паспорт, лишатся такового, если откажутся выйти из другого гражданства. Как вам эта идея?
- — Думаю, свой плюс в том есть. Хотя все можно было сделать иначе — просто запретить двойное гражданство.
- Потому что это тот же запрет двойного гражданства, по факту, просто сформулированный так, что для некоторых граждан запрета нет. И они, собственно, там указаны — это граждане Белоруссии, Южной Осетии и Абхазии. Хотя не уверен, что абхазы сейчас как-то особенно дорожат российскими паспортами.
- Мы могли просто запретить двойное гражданство. Но решили его оставить, просто ограничив не так жестко. Значит, предполагается, что нам такие люди нужны, мы не хотим с ними ссориться. Поэтому я не очень уверен, что это укрепит целостность страны.
- Целостность страны укрепило бы, если бы мы всех этих нелояльных людей просто выслали куда подальше. И паспорт забрали. Мы же этого не делаем.
- В результате эти как бы эмигранты, которые сбежали на Запад и нас оттуда грязью поливают, иногда даже в Москву приезжают. Сейчас, наверное, прекратили, но приезжали же. Мы не трогаем тех, кто нам враг — с ними не хочется ссориться.
- А что касается таджиков с двойным гражданством, то решение тут элементарное — расторгнуть договор о двойном гражданстве и ввести биометрический контроль на границе. Потому что, например, российских граждан, которые имеют таджикский паспорт, я в жизни не видел. Речь о тех, кто живет в России и говорит по-русски.
«СП»: Есть еще одна проблема. На освобожденных в ходе СВО территориях не все жители сдали украинский паспорт. Их тоже по двойной ставке облагать налогами?
- — А это вопрос… Не исключаю, что ради них все и задумано. Я говорю о политической стороне, экономическая — деньги собрать. Но политическая связана именно с ними. Чтобы они выбрали себе один паспорт.
- Правда, не факт, что они выберут наш. Мы же исходим из тезиса, который в какой-то момент был верный — что у нас живется лучше, чем на Украине, поэтому они захотят быть частью России. Сейчас это уже так линейно не работает.
- Я, например, знаю людей, который оставили украинский паспорт и ездят с ним по всему миру, оформив себе при этом еще и российское гражданство. Пенсию, кстати, получают тоже российскую, потому что она больше украинской.
«СП»: Но в целом вы одобряете законопроект?
- — Я считаю, что это не лучший способ решения совершенно правильно поставленной задачи. Но, наверное, лучше так решать задачи, чем не решать никак.