Мир изменился. Если практически весь XIX век на международном рынке судостроения безусловно доминировали англичане и французы, то со временем клуб экспортеров боевых кораблей расширился в несколько раз. И англичане с французами занимают в нем довольно скромное место. Наиболее же динамично развиваются азиатские страны- КНР, Южная Корея и Турция. Турецкое современное судостроение - плод эрдогановской внешней и внутренней политики, а также результат исчезновения мощнейшего судостроительного кластера СССР на Черном море.
Флоту Турецкой республики в предвоенные годы корабли строили на европейских верфях. После войны Турция вошла в НАТО и, в основном, донашивала списанные у старших товарищей корабли. О строительстве собственных боевых кораблей турки задумались еще в середине 90-х, разумеется, речь шла о небольших кораблях типа корвета.
В 2004 году командованием Стамбульской военно-морской верфи был создан проектный офис MILGEM (Milli Gemi Projesi, Проект национального корабля) для выполнения и координации проектных, инженерных и строительных проектов. Проект должен был стать локомотивом национального военного кораблестроения с максимальной опорой на местные ресурсы.
Первым проектом MILGEM стали малозаметные противолодочные корветы прибрежной зоны типа «Ада». В 2005 году был заложен головной корвет-TCG Хейбелиада. Основным подрядчиком с 2014 года стала компания STM, объединившая более 50 местных поставщиков, включая такие компании как ASELSAN, HAVELSAN.
В 2023 году проект MILGEM включал четыре корвета типа «Ада» для турецких ВМС, четыре аналогичных корвета класса «Бабур» для ВМС Пакистана; два корвета типа «Ада» для ВМС Руины, а также один корвет радиоэлектронной разведки, восемь многоцелевых фрегатов типа «Истанбул», десять морских патрульных кораблей типа «Хисар» и восемь проектируемых эсминцев ПВО типа TF2000 для ВМС Турции.
В 2022 году STM предложила корветы класса «Ада» Королевскому военно-морскому флоту Малайзии в качестве второй партии прибрежных боевых кораблей (Littoral Mission Ship, LMS). 10 июня 2024 года турецкое Управление оборонной промышленности (Savunma Sanayii Başkanlığı - SSB) подписало соглашение о строительстве для военного-морских сил Малайзии трех корветов этого типа. Генеральным подрядчиком по строительству корветов проекта MILGEM для Малайзии по данному соглашению выступает турецкая государственная проектно-консалтинговая компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. (STM). На церемонии присутствовал министр обороны Малайзии Мохамед Халед Нордин, глава Управления оборонной промышленности при президенте Турции, профессор Халук Гёргюн, председатель Совета директоров STM профессор Ихсан Кая, генеральный директор STM Озгюр Гюлерюз, представители Министерства обороны Малайзии и руководители турецких оборонных компаний.
«Малайзийские корветы, которые будут иметь современные системы вооружения, датчики и системы командования, будут служить ВМС Малайзии в широком спектре задач».
Согласно контракта, все три корабля будут построены на турецких верфях к концу 2027 года.
«Успешное выполнение этого проекта обеспечит турецкой оборонной промышленности приоритет в качестве поставщика в других проектах Королевского флота Малайзии в рамках программы трансформации 15 к 5, которая будет реализована в предстоящий период», — сказал Глава Секретариата оборонной промышленности Турции Халук Гёргун .
Малайзийская программа Littoral Mission Ship (LMS), принятая в 2016 году, предусматривала строительство до 18 боевых кораблей ближней морской зоны. Планировалось по программе заказать 18 700-тонных 69-метровых малых патрульных кораблей типа Keris китайской постройки. В 2019-2022 годах были получены и введены в состав ВМС Малайзии четыре таких корабля. Часть оставшихся планировали строить по лицензии на малайзийских верфях.
Однако в 2020 малайзийские ВМС отказались от последующих заказов кораблей типа Keris и переориентировались на более крупные и хорошо вооруженные корабли. Выбор, в итоге. был сделан в пользу турецкого проекта.
Нетрудно заметить, что основное направление экспансии турецких судостроителей связано с флотами исламских государств, политическое сближение с которыми обеспечивает правительство Эрдогана. Экспорт турецкой оборонной и аэрокосмической промышленности достиг в течение года почти 0,9 миллиарда долларов.
Это первое межправительственное соглашение о закупках оборонной продукции. Оно показывает, чего достигла турецкая оборонная промышленность, и доверие, которое наши союзники оказывают нам». «Я искренне верю, что проект LMS Batch-2 – это только начало долгосрочного сотрудничества между двумя странами по военно-морским платформам».
Турция будет «развиваться вместе с дружественными и братскими странами, обмениваясь нашими технологиями, ноу-хау и опытом в оборонной промышленности». Халук Гёргун .
С другой стороны, на других рынках у турок все идет не так успешно. Подписанный в марте 2020 года контракт турецкого судостроительного консорциума ТAIS с индийским судостроительным предприятием Hindustan Shipyard Limited (HSL) на проектирование и строительство для ВМС Индии пяти кораблей комплексного снабжения Fleet Support Vessel (FSV) водоизмешением 44 000 тонн (оценка стоимости контракта 2,3 миллиарда долларов) в апреле 2024 года был расторгнут. Если предпочтение туркам перед южнокорейской Hyundai Heavy Industries однозначно объяснялось только ценой, то основанием для расторжения называют как тесное военное сотрудничество Турции и Пакистана, так и возросшие на головокружении от успехов аппетиты турецких судостроителей. А индусы заказчик очень капризный...
Первым детищем MILGEM стал проект корвета собственно для турецкого флота. Разработан он был при участии николаевского Государственного Исследовательско-проектного центра кораблестроения (ИПЦК), хватавшегося за любые заказы в условиях полной невостребованности на окраине бывшей империи. Полное водоизмещение корабля 2400 тонн, длина 99,6 метров. Первоначально планировалось построить для национального флота 12 корветов этого типа, однако, экономика заставила урезать осетра сначала до 8, а в итоге ограничиться 4.
Построили всего четыре, все на государственной военно-морской верфи Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле. Головной, F 511 Heybeliada, строили с января 2007 года. TCG Heybeliada был спущен на воду на церемонии, в которой принял участие премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган 27 сентября 2008 года. Корвет ввели в состав турецкого флота в сентябре 2011 года. Второй, F 512 Büyükada, был сдан ВМС Турции в сентябре 2013 года, третий, F 513 Burgazada, в ноябре 2018 года, и четвертый, F 514 Kınalıada, в сентябре 2019 года. Название проекта- Ада-по турецки остров. Соответственно все корветы носят имена турецких островов. Стоимость TCG "Хейбелиада" оценивалась примерно в 260 миллионов долларов США.
В том же корпусе был построен разведывательный корабль TCG Ufuk (A-591) (Горизонт), заложенный 9 Февраля 2017 и введенный в строй 14 января 2022 года.
TCG «Хейбелиада» F-511 Heybeliada. Заложен 26 июля 2005. Введен в эксплуатацию 27 Сентября 2011
TCG «Бююкада» F-512 Büyükada. Заложен 27 Сентября 2008. Введен в эксплуатацию 27 Сентября 2013
TCG «Бургазада» F-513 Burgazada. Заложен 17 декабря 2014. Введен в эксплуатацию 4 ноября 2018
TCG «Киналиада» F-514 Kinaliada. Заложен 8 октября 2015 г.. Введен в эксплуатацию 29 Сентября 2019
Водоизмещение 2400 тонн. Длина 99,56 м (326 футов 8 дюймов). Ширина 14,40 м (47 футов 3 дюйма). Осадка 3,90 м (12 футов 10 дюймов)
Двигательная установка 1 газовая турбина RENK CODAG, 31000 л.с (42 430 л.с.), 2 дизеля, по 5790 л.с. (4 x 789 л.с.), 2 вала. Скорость экономичная 15 узлов, максимум 30 узлов. Дальность 3500 миль при 15 узлах. Автономность 21 день с логистической поддержкой. 10 дней автономной работы
Перевозимые лодки и десантные суда - 2 x RHIB. Экипаж 93 человека, включая авиационных офицеров, с вместимостью до 106 человек.
Система боевого управления G-MSYS (GENESIS MİLGEM Savaş Yönetim Sistemi). Поисковый радар SMART-S Mk2. Управление оружием STING EO Mk2. Гидролокатор TBT-01 Yakamoz. Связь спутниковая, GPS, локальная сеть, ECDIS / WECDIS, ссылка 11/16. Навигация ECPINS-W, ALPER LPI. Интегрированная система управления платформой UniMACS 3000. Радар X-диапазона, радар управления огнем
Средства радиоэлектронной борьбы ARES-2N и лазерные / радиочастотные системы, противолодочные помехи, DG, SSTD
Вооружение- 1 × 76 мм (3 дюйма) Oto Melara Super Rapid (убирающийся для уменьшения поперечного сечения радара, наведения с помощью радара управления огнем и электронно-оптических систем). 2 × 12,7 мм (0,50 дюйма) Aselsan STAMP Стабилизированная платформа пулемета (наведение с помощью лазерной / ИК / телевизионной и электронно-оптической систем, автоматический и ручной режимы).
Противокорабельные ракеты 8 × Гарпун или Атмака
Противовоздушная оборона: ЗРК 21 × RAM Block 1 (RIM-116B)
Торпеды- 2 × 324 мм (13 дюймов) двойная пусковая установка Mk.32 для торпед Mk.46
Ангар и платформа для противолодочного вертолета S-70B Seahawk и БПЛА. Возможность хранения вооружения, 20 тонн авиационного топлива JP-5
Корабли могут эксплуатироваться в дизельном режиме, в режиме с одной газовой турбиной или в режиме CODAG (Combined Diesel and Gas Turbine), при использовании CODAG дизельные и газотурбинные двигатели обеспечивают комбинированную мощность 38 800 л. с.
Турецкие власти взяли курс на максимальное импортозамещение и локализацию вооружения и техники, развивая собственный ВПК.
4 ноября 2019 года Управление оборонной промышленности (SSB) Турции объявило, что турецкий противолодочный корвет TCG Kinaliada успешно провел испытательный пуск противокорабельной крылатой ракеты Atmaca, которой ВМС Турции планируют заменить ASM Harpoon к 2022 году.
На последнем корвете класса Ada, Kınalıada, установлена система боевого управления ADVENT (модернизированная версия GENESIS), планируется переоборудовать под ADVENT и Burgazada.
Ada часто сравнивают имеют с литоральным боевым кораблем Freedom ВМС США. Корветы класса Ada более хорошо вооружены и оснащены более мощными радарными и гидроакустическими системами, зато Freedom имеет более высокую скорость и модульную структуру вооружения и оборудования.
5 июля 2018 года Пакистан объявил, что турецкая фирма выиграла тендер на строительство четырех корветов MILGEM класса Ada для ВМС Пакистана, с турецкой военной государственной компанией ASFAT был заключен контракт. В условия контракта была включена передача технологий, последние два корвета должны были строиться на пакистанских верфях.
Министр обороны Турции Нуреттин Чаникли охарактеризовал контракт как «крупнейший оборонный договор Турции».
Церемония резки стали для первого корвета для пакистанского военно-морского флота прошла 29 сентября 2019 года во время церемонии ввода в строй TCG Kınalıada, на которой присутствовал президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
F280 PNS Babur Стамбульская военно -морская верфь (INSY) Заложен 4 июня 2020 г.Введен в эксплуатацию 23 сентября 2023 г.
F282 PNS Khaibar Стамбульская военно -морская верфь (INSY)Заложен 1 мая 2021 г. Запущен в эксплуатацию 25 ноября 2022 г.
F281 PNS Badr Karachi Shipyard & Engineering Works (KSEW) Заложен 25 октября 2020 г. Запущен в эксплуатацию 20 мая 2022 г.
F283 PNS Tariq . Karachi Shipyard & Engineering Works (KSEW) Заложен 5 ноября 2021 г. Запущен в эксплуатацию 2 августа 2023 года
Водоизмещение 2985 или 2 888 тонн (2842 длинные тонны). Длина 108,2-108,8 м (356 футов 11 дюймов). Ширина 14,8 м (48 футов 7 дюймов). Осадка 4,05 м (13 футов 3 дюйма)
Двигательная установка CODAG. 2 × MTU 16V 595 TE90 и 1 × General Electric LM2500. Скорость 27-31 узлов (максимум). Дальность 3,500 миль на скорости 15 узлов.. Автономность 15 дней. Экипаж 93 человека.
HAVELSAN Система боевого управления GENESIS ADVENT (CMS). Радары Асельсан SMART-S Mk2 S-диапазон 3D - радар. Aselsan ALPER Радар LPI. Асельсан АКРЕП (AKR-D Block B-1/2) радар управления огнем. Навигационная система Northrop Grumman LN-270 INS/GPS. Гидролокатор "Метексан" ЯКАМОС , установленный на корпусе. Aselsan SeaEye-AHTAPOT оптико-электронная система наблюдения. Асельсан ПИРИ инфракрасная система поиска и слежения. Средства радиоэлектронной борьбы Aselsan ARES-2NC Радар ESM
Вооружение- Противовоздушная оборона- 12 × Пусковая установка для ракет "земля-воздух" Albatross NG (CAMM-ER). Противолодочная - 2 × трехконтейнерные ракетные установки для 6 противокорабельных ракет P-282. 2 × 3 324 мм легкие торпедные аппараты.
1 × OTO Melara 76 mm военно - морская пушка. 1 × Aselsan GOKDENIZ 35 mm CIWS. 2 × УПОР Aselsan 25 мм дистанционные боевые станции.
Асельсан ХИЗИР система противодействия торпедам
Авиационные средства- Полетная палуба с закрытым авиационным ангаром для 1 противолодочного вертолета (предположительно AgustaWestland AW159 Wildcat)
Тяжелые корветы класса «Бабур» или PN MILGEM крупнее и тяжелее своих турецких предшественников. Силовая установка пакистанцев выполнена по схеме CODAD вместо CODAG, два дизельных двигателя у них работают на один вал. Это увеличит автономность с 10 до 15 дней.
Пакистанские корветы отличаются также вооружением. На них установлены две строенные установки для шести противокорабельных ракет. Считается, что это могут быть противокорабельные крылатые ракеты Harbah (ASCM), находящиеся в настоящее время на вооружении ВМС Пакистана. "Харба" - противокорабельный вариант дозвуковой крылатой ракеты Бабур ( Hatf-VII) пакистанской разработки, с приблизительной дальностью действия 450-700 км.
Корветы вооружены одной пушкой ОТО Мелара 76-мм , одним 35 мм орудием Аселсан Гекдениз и двумя 25мм Аселсан против воздушных и надводных целей.
Корветы в качестве ПВО имеют 12 зарядную систему вертикального пуска GWS-26 (VLS).
Первоначально корветы планировалось вооружить 16 ракетами "земля-воздух" HHQ-16 китайского производства (CASC). Однако в 2021 году военно-морские силы Пакистана выбрали ракеты класса "земля-воздух" Albatros NG, разработки европейской компании MBDA. Albatros NG это вариант морской зенитной ракеты CAMM-ER с приблизительной дальностью действия более 40 км, способный бороться с ПКР, БПЛА и высокоточными боеприпасами. Пакистанские корветы стали первыми носителями "Альбатросов".
Торпедное вооружение ( 2*3 ТА Mark 32 324 мм) пакистанцы оставили. В качестве вертолета скорее всего будет использован AgustaWestland AW159 Wildcat.
Электронная начинка используется в основном турецкого производства-радар с пассивной решеткой электронного сканирования SMART-S Mk2 (PESA), выпускаемый по лицензии Aselsan (дальность 250 км по воздушным и 80 км по морским целям); радар Aselsan ALPER с низкой вероятностью перехвата (LPI) с приблизительной дальностью 36 миль; AKREP (AKR-D Block B-1/2), радар управления огнем (FCR), действующий на расстоянии приблизительно 120 км. Также установлены гидроакустическая системой "Метексан" YAKAMOS (установленный на корпусе среднечастотный противолодочный гидролокатор, способный обнаруживать подводные цели на дальности 230 км), оптико-электронная система наблюдения Aselsan SeaEye-AHTAPOT (EO) для отслеживания цели на расстоянии 250 км и система инфракрасного поиска и сопровождения Aselsan PIRI (IRST), способная отслеживать 150 целей одновременно.
Для радиоэлектронной борьбы (РЭБ) корветы оснащены радиолокационной системой ESM Aselsan ARES-2N, а также модулями ELINT и SIGINT.
В декабре 2020 года окраина и Турция заключили контракт на постройку корветов для потужной фльоты. Указывалась сумма в 256 миллионов долларов. Планировалось участие в достройке николаевской верфи, но реальность внесла свои коррективы и турки стали строить по полному циклу. С турецкой стороны строительством занимается STM. 2 июля 2023 года командующий Военно-Морских Сил окраины вице-адмирал Алексей Неижпапа заявил, что корвет «Гетьман Иван Мазепа» должен войти в состав окраинского военного флота в следующем году. Второй корвет заложили в августе 2023 года. Ему досталось имя другого предателя и зачинщика Руины-Ивана Выговского.
F-211 «Гетьман Иван Мазепа» Военно-морская верфь, Стамбул Заложен 07.09.2021. Спущен на воду 02.10.2022. С мая 2024 года проходит испытания
«Гетьман Іван Виговський» Военно-морская верфь, Стамбул. Заложен 18.08.2023
Водоизмещение 2400 тонн. Длина 99,5 м. Ширина 14,4 м. Осадка 3,6 м. Двигатели CODAG, 1 ГТД GE 2500, 30 800 л. с. 2 дизеля MTU 16V 595 TE90, 11 580 л. с. Мощность42 380 л. с. Движитель 2 винта. Скорость хода 29 узлов. Дальность плавания 3500 миль (15 узлов). Автономность плавания 10 суток (автономно) 21 день (со снабжением). Экипаж 93 человека + 13 доп. мест.
Навигационное вооружение Aselsan ALPER/Sperry Vision Master. Радиолокационное вооружение 3D обзор Thales SMART-S Mk2. Радиоэлектронное вооружение БИУС Genesis. СУО Thales Sting
РЭБ Aselsan ARES-2N. Помехи: 2×6 Mk 36 SRBOC. Опто: Aselsan ASELFLlR-300D
Вооружение 76-мм OTO Melara Super Rapid. Зенитная артиллерия VL MICA
Aselsan GOKDENIZ. 2х12,7 мм Aselsan STEMP. Ракетное вооружение 8×ПКР Harpoon. Минно-торпедное вооружение -торпеды ПЛО Murene 90 Impact. Авиационная группа 1 вертолёт
В июне 2024 года Малайзия официально разместила заказ на три корвета типа
Ada и стала третьим иностранным заказчиком корветов турецкого проекта MILGEM после Пакистана (заказавшего по соглашению 2018 года четыре корабля, из них два с постройкой в Пакистане) и окраины (заказавшей в 2020 году два корабля).
Корабли ближе всего к исходному турецкому проекту. Однако малайзийские корветы дополнительно получат четыре четырехконтейнерные вертикальные пусковые установки южнокорейского корабельного зенитного ракетного комплекса Haegung (K-SAAM) малой дальности (до 20 км), Малайзия, видимо, станет первым иностранным заказчиком этого ЗРК.
Остальные системы будут преимущественно турецкого производства, включая противокорабельные ракеты Atmaca и установленные на корме 30-мм дистанционно управляемые стабилизированные артиллерийские установки Aselsan MUHAFIZ (Smash). Всего по 16 ракет класса "земля-воздух" и восемь противокорабельных ракет на каждом корабле.
В качестве основной артиллерии по прежнему 76-мм морская пушка Ото Мелара. Также система поверхностного радара ARES 2D ED, радар управления огнем Akrep («Скорпион»), система боевого управления (SYS) и система управления огнем 76-мм пушки разработки HAVELSAN.
В комплект LMS Batch 2 не входит зенитная система точечной обороны RAM (Rolling Airframe Missile) турецких корветов класса Ada. Вместо радара воздушного наблюдения Smart-S Mk 2, на модели LMS установлен Aselsan CENK-S AESA, разработанный для фрегата TCG Istanbul.
LMS Batch 2 (Littoral Mission Ships Batch 2)
Водоизмещение около 2500 тонн. длина 99,56 м, ширина – 14,42 м, осадка – 3,94 м,
Комбинированная дизель-дизельная ГЭУ типа CODAD с четырьмя дизельными двигателями. Расчетная максимальная скорость – 26 узлов. Крейсерская скорость 14 узлов. Дальность +4000 морских миль на скорости 14 узлов. Экипаж – 111 человек, автономность – до 14 суток.
Вооружение-- 1 х 76-мм основное орудие. 2 х 4 SSM (противолодочные торпеды). 1 х 30-мм автоматическая пушка. - 2х2 ЗУР (16 ракет). две четырехконтейнерные пусковые установки с ракетами класса «поверхность-поверхность». Вертолетная посадочная площадка
Систему боевого управления и управления огнем поставит Havelsan, а ПКР ATMACA – компания Roketsan.
Символично, что заказчиками нового корвета стали страны, некогда входившие в зону влияния Османской империи, чьи флаги украшены и сейчас символом полумесяца. Окраина, кстати, тоже входила в число вассалов Высокой Порты, благодаря многовекторности некоторых гетманов.
Если все заключенные соглашения будут реализованы, количество корветов этого типа достигнет 13, плюс один в варианте корабля разведки.
➤Теперь и телеграмм-канал !
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам