40,6K подписчиков

День большой стирки. Классический Шварценеггер 90-х.

786 прочитали

("Стиратель", Eraser, 1996, США)

Кто бы мог подумать, что именно эта картина станет последним боевиком с тем классическим Шварценеггером, которого все мы знали? И хоть впоследствии и в 20 веке, и в 21-м у Арнольда ещё случались боевые роли, включая "терминаторные", всё это больше походило на самопародию и дуракаваляние, чем на серьёзную работу в должности Последнего Киногероя.
Зато в 1996-м у Чака Рассела...

- Вон, гляди, зеленый огонек! Пойдем, кажись, наше такси подъехало.
- Вон, гляди, зеленый огонек! Пойдем, кажись, наше такси подъехало.

...Зато в середине 90-х, когда культовые заведения под названием Видеосалоны в России уже закрылись, но VHS-эпоха ещё не закончилась (разошлась по домам, говоря точнее), "Стиратель" стал достойным украшением нашей видеотеки. А для его создателя Чака Рассела - очередной внезапной сменой творческого амплуа. Ибо, начав с обычных хорроров, в 1994-м он вдруг удивил свет экстравагантной "Маской" с Джимом Керри. Которая прокатилась по мировым экранам с ошеломительной 15-кратной прибылью - даже в моем захолустном РДК её, помнится, крутили. И которая, как ничто другое в Голливуде, напрашивалась на сиквел...
Но тут случилось античудо: вместо съемок логичнейшей "Маски 2" Рассел переключился... на классические боевики! С астрономическим для той поры бюджетом в 100 "зеленых лимонов" и самим Шварценеггером во главе.
А сиквел у "Маски" в 2005 году всё-таки вышел. Уже без Джима Керри и Чака Рассела. И, естественно, оказался, той ещё подплинтусовой плесенью, с закономерным кассовым фиаско.

Впрочем, "Стирателю" в прокате тоже не подфартило.
Провала не случилось, но 2,5-кратная касса для кандидата в блокбастеры - не тот результат, которым можно гордиться. Тогда-то, видимо, и прозвенел у киноделов тревожный звоночек: что-то явно уходит - или эпоха боевиков, или популярность Арнольда Густавовича. Или то и другое сразу, что тоже не исключено.
И, в общем-то, как в воду глядели.
Уже в 2000-е лишь Бондиана с Борнианой, "Форсаж" да "Миссия: невыполнима" отдувались на поприще каноничного боевика. А явления вроде
"Заложницы" были, скорее, флуктуацией, чем нормой.

Тем забавнее, что в 2022-м была предпринята попытка "отремейчить" "Стирателя". С понтово-пафосным подзаголовком "Стиратель: Возрождение". И ладно бы, ещё с какой-нибудь современной экшен-звездой вроде Стэтхема или Скалы. Фиг-то там! Ни со звездами, ни с режиссером, ни с бюджетом этому бессмысленному проекту не повезло. И даже если вы обратили тогда на него внимание, сегодня, уверен, о нём уже напрочь забыли. Тем более, что оригинальный "Стиратель" поныне не устарел ни морально, ни технически, и пересматривается с немалым удовольствием.

- А скажите мне, дорогая Ванесса Милтоновна, почему у вас роль в "Харлее Дэвидсоне и ковбое Мальборо" такая маленькая?
- А скажите мне, дорогая Ванесса Милтоновна, почему у вас роль в "Харлее Дэвидсоне и ковбое Мальборо" такая маленькая?

Завязка у фильма тоже претендует на оригинальность.
Как часто в боевиках и триллерах вы встречали героя, который, "настучав" на мафию, попадал в судебную программу защиты свидетелей? Да, считай, так часто, что вы, поди, можете диссертацию на эту тему написать, даже не имея юридического образования. Однако чтобы гордому представителю этого подвида судебных приставов посвятили целую картину - лично я до "
Стирателя" такого не встречал.
Была, правда, одна досада: в реальной жизни служба эта настолько протокольная и кабинетная, что про неё не то, что боевик, - даже производственную драму интересную вряд ли снимешь.
Вот только когда фантазёров-голливудчиков останавливали такие пустяки? Особенно, если в их лапы попадал столь жирный бюджет и аж сам суперзвездный в ту пору Шварценеггер?

Поэтому знакомьтесь - Крюгер. Только не Фредди, а Джон. Но в вопросе укокошивания сограждан он тоже знает толк. Разве что этот Крюгер умерщвляет исключительно плохишей. А хороших ребят, кому нужна срочная защита от плохишей, Джон... тоже умерщвляет, но лишь на бумаге. То есть инсценирует их якобы смерть: кладёт в неживописную позу, просит не шевелиться, затем обливает кетчупом, фотографирует и документирует их в полиции, как трупы. А когда они вновь начинают шевелиться и отмываются от кетчупа, Крюгер выписывает им новые паспорта. И переселяет туда, где их никто не знает, обычно в какой-нибудь гадюшник. Вуаля - свидетель спасён!
Да уж, р-р-романтика ещё та! К тому же в процессе этой работы Джону выпадает шанс и по негодяям пострелять, и красоток пощупать.

Одну такую красотку по имени Ли (Ванесса Уильямс) Крюгер спрятал однажды от некой Злой Корпорации, что вертела грязными делишками. А Ли сдала её секреты ФБР... ну и получила красноречивый намёк, что она больше не жилец. И кабы не Мистер Беспалевность Крюгер, всё так и было бы. Но он бедняжку спас, наградил новой личностью, переселил в Чайна-таун, где чернокожая Ли была абсолютно не заметна, и...
...И если бы другое кино на этой хэппиэндовой ноте закончилось, то только не
"Стиратель". Ведь едва дела у Ли снова наладились, как вдруг кто-то стал зверски убивать свидетелей, которых Крюгер попрятал во всех укромных уголках Америки. Угрожая, ясен Шварц, однажды добраться и до "афрокитаянки" Ли.
Какой наезд на безупречную репутацию Джона!
Ну ничего, уж он-то сейчас с этим разберётся. И надерёт за 2 часа фильма столько нижних полушарий вражеских тел, что даже его тезка,
полковник Мэтрикс обзавидуется.

Джеймс Каан: " - Боже, какой типаж! Браво, браво! Да где ж ты был, Арнольдушко, когда мы "Крестного отца" снимали?".
Джеймс Каан: " - Боже, какой типаж! Браво, браво! Да где ж ты был, Арнольдушко, когда мы "Крестного отца" снимали?".

***

В общем, 100% старая боевиковая школа, правда, уже начала заката её эпохи. Со всем её залихватским позёрством и безумием: большими оголенными шварце-бицепсами, стрельбой во всё, что агрессивно дёргается, и битьём всего, на что жалко тратить пули. Не забывая при этом то вышвыривать героя из самолёта без парашюта, то стравливать его в зоопарке с крокодилами, то вручить ему в каждую руку по пушке Гаусса, дабы весело пострелять из них по-македонски.
Короче говоря, замечательный вышел символ "боевиковых 90-х". После которого и Арнольд стал уже не тот, и боевики изрядно выдохлись. Хотя тогда, на просмотре "
Стирателя", никому и в голову не пришло бы, что так вскоре случится. И что спустя без малого тридцать лет придётся констатировать, что такие фильмы станут фактически вымирающим видом.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):