Найти тему
6000 миль до Голливуда

Последний киногерой

Оглавление

(1993, США)

Реальный Шварценеггер играет киногероя, которого в этом кино про кино играет другой, киношный Шварценеггер, которого тоже играет реальный Шварценеггер... Чёрт побери, даже в "Матрице" не было таких мозгодробительных сценарных заморочек!
Реальный Шварценеггер играет киногероя, которого в этом кино про кино играет другой, киношный Шварценеггер, которого тоже играет реальный Шварценеггер... Чёрт побери, даже в "Матрице" не было таких мозгодробительных сценарных заморочек!

Фильм, который в России пришелся аккурат на закат Эпохи Видеосалонов и, по сути, стал ее эпилогом. Или надгробным камнем - кому как больше нравится. А всё потому что тот миллион отсылок к боевикам и прочим знаковым картинам 80-х - начала 90-х, имеющийся в "Последнем киногерое", был для тогдашнего российского кинолюба совершенно понятным. Ну а когда мы узнавали в камео засветившихся тут актёров в их коронных образах, это был и вовсе чистый восторг. А как иначе? Всегда приятно, когда авторы фильма тебе иронично подмигивают, а ты влёт схватываешь их намёки. И чувствуешь, как летишь с ними на одной волне, даром что ты сидишь в 6000 милях от Голливуда в занюханном привокзальном кафе и таращишься на экран телевизора в компании трех десятков таких же, как ты, видеоманьяков.
А потом, где-то в середине 90-х, всем вдруг стали по карману личные видеомагнитофоны, что быстро убило видеосалоны. И к нам нагрянули уже новые герои боевиков (вроде Оливье Грюнера, Марка Дакаскоса, Лоренцо Ламаса и др.), на фоне которых старые заметно поблекли, а некоторые и вовсе отступили на второй план. Даже сам Шварценеггер, и тот после
"Правдивой лжи" (1994) и "Стирателя" (1996) неожиданно пошёл вразнос и превратился в заурядную кинозвезду. Такую, от ореола славы которой уже нельзя было подкурить сигару - так, разве что подсушить на нём носки, да и только.

Не приглядываясь к скриншоту внимательно, можно озадачиться вопросом, откуда это в 1993-м году у пацана вдруг взялся смартфон.
Не приглядываясь к скриншоту внимательно, можно озадачиться вопросом, откуда это в 1993-м году у пацана вдруг взялся смартфон.

Однако в 93-м режиссёр "Крепкого орешка" и "Хищника" Джон МакТирнан ещё помнил, как надо правильно эксплуатировать Шварца, чтобы тот горел не вполнакала, а на все 300%. Вдобавок на сей раз Арнольду досталась роль, нетипичная не только для него, но и для любого другого актёра, если бы того заставили играть... одного из своих киногероев. Вот только не в рамках фильма о нём, а в более широких рамках фильма о фильме, в котором играет этот киногерой...
Слишком путано объяснил? И впрямь, в двух словах эту ситуёвину не опишешь. Придется малость поподробнее.
Короче говоря, жил в Нью-Йорке паренек Дэнни, который фанател от боевиков со Шварценеггером. И в особенности от франшизы о крутом копе Джеке Слейтере (в нашей реальности - выдуманная квадрология), напоминающей "Смертельное оружие", только с одним белым мужиком в главной роли. И вот однажды в руки паренька угодил магический артефакт, способный телепортировать его прямиком в заэкранный мир. А поскольку в этот момент он смотрел новую серию "Джека Слейтера", именно в ту историю Дэнни и угодил. Иными словами, тоже стал киногероем, ровесником себя-реального, который вертелся под ногами у Джека, пока тот расправлялся со своими врагами.

Шварценеггер делает стэйдж-дайвинг в толпу на концерте своей любимой группы AC/DC (на самом деле нет), которая написала главный хит для саундтрека "Последнего киногероя" (на самом деле да).
Шварценеггер делает стэйдж-дайвинг в толпу на концерте своей любимой группы AC/DC (на самом деле нет), которая написала главный хит для саундтрека "Последнего киногероя" (на самом деле да).

А далее "Последний киногерой" начинает эффектно стебаться над всеми махровыми боевиковыми клише, вроде невероятной живучести и удачливости хороших персонажей; засилья в таких картинах актрис с фотомодельной внешностью; глупостей, что вытворяют в боевиках и "хорошисты", и "плохиши"; набивших оскомину, сценарных штампов и прочих вещей, за которые экшен-муви критиковали раньше и критикуют по сей день. А затем, естественно, сам собой напрашивался сюжетный поворот с отправкой типичного киногероя в нашу реальность страданий и боли. Что и случилось во второй половине картины, когда Джек Слейтер вылетел из экрана в мир Дэнни. Причем не один, а со своими врагами и не только с ними, но и со всеми, кто мимоходом подвернулся под руку. Досталось на орехи даже... Ингмару Бергману с его "Седьмой печатью" (1957), кто бы мог подумать! После чего "Последний киногерой" превратился едва ли не в притчу с разгуливающей по городу Смертью-с-Косой. Хотя общий несерьезный настрой картины от этого почти не изменился, а тоже перешел в "реалистичную" плоскость.
Ну и контрольный удар под дых зрителю нанёс саундтрек, в котором отметились такие монстры, как
AC/DC, Aerosmith, Def Leppard, Anthrax, Megadeth, Queensrÿche, Alice in Chains, Tesla и другие, разве что Metallica для полной обоймы не хватило. Редко в каком ещё фильме можно увидеть за раз столько великих рокеров, а тут, поди ж ты - собрались в кучку как миленькие и отыграли со всем присущим им задором и огоньком.

Остин О'Брайен - один из множества тех самых детей-актёров, которые, повзрослев, стали Голливуду нафиг не нужны.
Остин О'Брайен - один из множества тех самых детей-актёров, которые, повзрослев, стали Голливуду нафиг не нужны.

***

В общем, несмотря на главного героя-ребенка и наличие фэнтезийного артефакта, в действительности это кино детским явно не назовешь. Просто слишком уж много в нём взрослых шуток и увесисто-отвязного рок-н-ролла - и в музыкальном плане, и в боевиковом понимании. Хотя, конечно, если вы намерены смотреть "Последнего киногероя" всей семьёй, это тоже никоим образом не возбраняется. Пускай МакТирнан и слыл в те годы любителем экранной кровищи, здесь он вёл себя скромнее и обошелся почти без таковой, даром что ближе к финалу выпустил на улицы Нью-Йорка аж саму Смерть. Ну а за пародию на Гамлета авторам кино таки отдельное спасибо. Это было и вовсе что-то на грани гениальности, а также - кандидат в Золотой Фонд Киноцитат, которые застревают в вашей голове на всю оставшуюся жизнь.

"Быть или не быть, вот в чём вопрос... Не быть!". Шварценеггер, пародирующий Принца Датского - пожалуй, наиболее сногсшибательная сцена фильма.
"Быть или не быть, вот в чём вопрос... Не быть!". Шварценеггер, пародирующий Принца Датского - пожалуй, наиболее сногсшибательная сцена фильма.