В публикации представлены интересные расчеты по поводу того, что если бы англо-американские союзники вместо тяжелых бомбардировщиков построили бы всего 50 или 100 тысяч прославленных легких бомбардировщиков «Москито», то это могло бы изменить ход войны весьма кардинально – с меньшими потерями самолетов, пилотов, боезапаса и времени. Тут же представлен раритетный очерк «Скоростное деревянное чудо» из старого журнала «Крылья Родины» за 1993 год, в котором рассказывается об этом уникальном бомбардировщике, и тех его возможностях, которые во время войны союзниками так и не были использованы в полной мере.
Я помню, как в начале 90-х, когда на нашем рынке появилась буквально огромная масса всякой литературы о военной технике, я прочел в каком-то популярном журнале воспоминания одного американского ветерана войны, в которых он высказал очень интересное мнение.
Речь шла об английском скоростном бомбардировщике D.Н.98 «Москито», который этот ветеран назвал лучшим ударным самолетом всей Второй Мировой войны. Ну, о том, что «Москито» был самолетом уникальным, я слышал и до этого много раз, и полностью согласен с этим утверждением. Но меня удивило заявление американца о том, что если бы союзники вместо 100 тысяч обычных бомбардировщиков, начиная от «Летающих крепостей» и «Ланкастеров» до «Митчеллов» и «Веллингтонов» построили бы всего 50 тысяч «Москито», то война завершилась бы быстрее и без таких гигантских потерь.
Ну, сначала я как-то подумал, что этот ветеран сделал свое заявление под шафэ, но спустя лет 20, хорошо изучив тему применения и результатов действия боевой авиации во Второй Мировой, вдруг совершенно с ним согласился.
И на самом деле, несмотря на свою малую бомбовую нагрузку, дивизион «Москито» мог выполнить работу не менее успешно, чем дивизион тех же «Суперкрепостей» и «Ланкастеров», которые буквально выбомбили Германию в 1943-45 годах. Но какой ценой они это сделали! Потери Б-17 за войну составили 8 тысяч из 12 тысяч построенных, а «Ланкастеров» погибло почти 3500 машин из 7300 – почти половина! Учитывая, что в большинстве случаев вместе с самолетом гибло или попадало в плен от 7 до 10 хорошо обученных членов экипажа, то можно представить себе эти потери.
А ведь у союзников было еще огромное число бомбардировщиков, которые несли точно такие же, или близкие к ним потери. Короче, как следует из официальной статистики, то только в Европе англо-американские ВВС потеряли более 115 тыс. пилотов и членов экипажей боевых самолетов, и потери среди бомбардировщиков тут были превалирующими. А ведь еще был Тихий океан и Северная Африка, где тоже было очень много потерь среди летчиков бомбардировочной авиации.
Короче, по мнению того ветерана, размышления которого мне попались на глаза 30 лет назад, всех этих потерь можно было бы избежать, посылая вместо неповоротливых Б-17 и тихоходных «Веллингтонов» самые лучшие в мире на тот момент бомбардировщики D.Н.98 «Москито».
Представляете размах мысли?
Да, бомбовая нагрузка этого самолета не превышала 1 тонны, с перегрузом – до 1,8 тонны. Для сравнения – Б-17 и «Ланкастер» могли нести от 8 до 10 тонн, и ясно, что эти цифры не в пользу «Москито».
Но у тяжелых, средних и прочих имевшихся тогда на вооружении союзников бомбардировщиков не имелось основной массы качеств, которыми обладал «Москито».
Во-первых, «Москито» даже с бомбовой нагрузкой летал на таких скоростях, что его не мог догнать ни один тогдашний немецкий истребитель.
Во-вторых, «Москито» мог приближаться к цели на такой высоте, где его не мог достать не только ни один вражеский истребитель, но и любая зенитка.
В-третьих, «Москито» обладал практически полной радиолокационной незаметностью благодаря тому, что весь его корпус были изготовлен из дерева, и немецкое ПВО часто обнаруживало эти самолеты только тогда, когда они уже были над целью.
Для того, чтобы не быть голословным, я посчитал нужным привести слова известного гитлеровского аса Адольфа Галланда, генерал-инспектора истребительной авиации Люфтваффе в 1941-45 гг.
«...Особо нужно упомянуть о борьбе против "Москито". Этот многоцелевой самолет, созданный в Англии, обладал уникальными летными характеристиками и причинил нам немало бед. Двухмоторный "Москито" обладал такой скоростью, с которой не мог сравниться ни один из наших самолетов-истребителей. Днем он проводил разведку с очень большой высоты, но также мог выполнять бомбовые удары, для чего был оснащен особо точным бомбовым прицелом "Oboy". Назойливые ночные налеты "Москито", совершаемые небольшими силами, были успешными.
До тех пор, пока нам не удалось поднять в воздух реактивный истребитель Ме-262, мы были практически бессильны против них. В полном соответствии со своим названием они стали просто чумой для нашего высшего командования и населения.
Наши истребители могли схватиться с ними только в том случае, если пикировали на них с большой высоты, достигая тем самым большей скорости. Но поскольку "Москито" подлетали на большой высоте, то этот маневр мог быть осуществлен тогда, когда их приближение обнаруживалось заранее…»
И вот, если вместо, к примеру, 200 «Летающих крепостей» направить на цель 1000 «Москито», то они справились бы с задачей не хуже тяжелых бомберов, а потерь среди них было бы на порядок меньше.
Но даже в случае потерь эти потери были бы сравнительно небольшими, так как экипаж «Москито» составлял всего 2 человека, а не 10, как на Б-17 или 8 как на «Ланкастере». То есть даже в этом случае потерь было бы раз в 4-5 меньше, а учитывая, что «Москито» сбить было не так просто, как тяжелый и медленный бомбардировщик, то разница в потерях была бы вообще огромная.
То есть, у пяти атакующих цель «Москито» было раз в 10 больше шансов не быть сбитыми во время выполнения задания, чем у одного Б-17 (считаем по общей бомбовой нагрузке в 10 тонн и членам экипажей – 10 человек).
А вот эффективность атаки «Москито» была не меньшей, чем у тяжелого бомбардировщика, летящего на большой высоте. Как показывает статистика, более двух третей бомб, сброшенных с тяжелых бомбардировщиков, не попадали в цель, поэтому англо-американские стратеги просто применяли «ковровые» бомбардировки по городам, рассчитывая сломить волю немцев, в этих городах проживающих. Но, как впоследствии написал британский военный теоретик генерал Джон Фуллер, «британо-американские стратегические бомбардировки являлись варварскими разрушениями, малоэффективными в военном и психологическом плане и подрывавшими основы послевоенного мира».
Да, англо-американцы навели своими «ковровыми» бомбардировками шороху в Германии, но цена была слишком высока в первую очередь для самих англо-американцев. В принципе, эти потери были бы оправданы, если бы не существовало варианта гораздо более эффективного. Эти вариантом было производство 50 тысяч «Москито» вместо 7700 построенных.
Но я думаю, что даже если бы англичане и американцы построили на своих мощных заводах 100 тысяч «Москито», то это вышло бы гораздо дешевле производства 100 тысяч тяжелых, средних и прочих бомбардировщиков, которые из-за своих относительно невысоких качеств несли просто огромные потери, и не только от зениток и истребителей немцев, но и по причине катастроф, во время которых гибло тоже немало англо-американских летчиков и экипажей самолетов. Ведь 115 тысяч погибших англичан и американцев – это только во время боевых вылетов. А при авариях их погибло тоже немало.
Но вот потерь у «Москито» было так мало, что их как бы и не было – в среднем 1 этот самолет сбивался или терпел катастрофу после 70-80 вылетов, известны даже самолеты, совершившие по 200 и 300 боевых вылетов без всяких проблем. Ну, это и неудивительно, если самолет был очень трудной, почти нереальной целью для ПВО противника. И при этом он был самым эффективным бомбардировщиком Второй Мировой, это признавали не только англичане, но и немцы. Мало кто мог сбить «Москито», он появлялся над целью внезапно, и так же внезапно улетал на скорости почти 700 км/ч. Его мог догнать только реактивный Ме-262, и то только в конце войны. Но все же и для него «Москито» был недосягаемой целью, потому что этот поршневой самолет мог от реактивного «мессера» увернуться так легко, что тот сам часто становился жертвой.
Да, я представляю, как 100 тысяч «Москито» атакуют Германию в 1943-1945 гг. и тирарезируют (слово изменено по цензурным соображениям) всю ее промышленность, то есть просто ее уничтожают, внезапно появляясь над заводами и фабриками и нанося точечные, то есть максимально точные удары. И при этом эти самолеты просто невозможно обнаружить заранее и перехватить после нанесения бомбового удара.
Ясно, что при этом в разы сократилось бы количество боезапаса, не попавшего в цель, потому что «Москито» вряд ли бы атаковали оперные театры, музеи и школы, как это было во всех городах Германии, над которыми появлялись Б-17 и «Ланкастеры». Представляете, какая экономия была бы на боезапасе, когда каждая бомба попадает в цель, а не разбрасывается куда попало? Одна бомба – одна цель, именно такие были результаты у «Москито» во время войны, и в этом плане этот маленький самолет обладал даже большей эффективностью, чем один «Ланкастер» со своей 8-10-тонной нагрузкой.
Ну, понятно, что даже при такой ювелирной работе не каждая бомба попадала бы прямо в цель, и не каждый «Москито» до нее долетал бы, но если сравнивать качество работы тяжелого бомбардировщика и легкого, то становится ясно, что чем тяжелее бомбардировщик, тем более «грязно» он делает свою работу. А чем самолет меньше, тем более эффективные получаются результаты, остальное решают скорость, маневренность и высотность.
Насчет того, смогли бы американцы и англичане состряпать 100 тысяч «Москито» за относительно короткий срок, то тут нет никаких сомнений – конечно смогли бы. Ясно, что древесина, которая использовалась для производства самолета «Москито», была не простая, а экзотическая, произрастающая в далекой Южной Америке – она добывалась из бальсового дерева. Но для достижения необходимых результатов англичане и американцы могли бы за несколько месяцев вырубить всю Южную Америку под корень, но 100 тысяч «Москито» они построили быв рекордные сроки. Да даже и 200 тысяч осилили бы. Ведь построили же они всего за несколько лет 12 тысяч Б-17, 19 тысяч Б-24 и 7 тысяч Ланкастеров, а каждый из этих самолетов раз в 30 сложнее и затратнее одного маленького «Москито»!
Могли бы и 300 тысяч соорудить, учитывая экономию на бомбовом запасе, который не расходовался на бомбежку фермерских полей и детских школ, а падал прямо в цель. Также не было бы расходов на обучение все новых и новых пилотов и членов экипажей взамен десятков тысяч погибавших. Процент погибших пилотов «Москито» был самым низким среди всех бомбардировщиков, причем в разы.
Но всё это уже из области альтернативной истории, потому что война давно закончилась, и ее выиграли с поистине огромными потерями. Правда уроки из нее вынесли частично, потому что и англичане, и американцы продолжали использовать тяжелые бомбардировщики и в других «послевоенных» войнах (например, Корея и Вьетнам), причем точно с таким же результатом – низкой эффективностью и большими потерями.
Нет, класс истребителей-бомбардировщиков и после войны продолжал развиваться, но очень медленно. Урок пошел впрок далеко не сразу. Но когда, наконец-то, военные всего мира пришли к пониманию того, что маленькие истребители-бомбардировщики гораздо эффективнее огромных и неповоротливых воздушных крепостей, время ушло. Появились новые средства, против которых уже не могли играть даже современные «москиты».
Но речь не о том, что было после войны в области бомбардировочной авиации. Речь у нас о «Москито», и о том, как этот маленький, но быстрый самолетик мог бы изменить Вторую Мировую войну, если бы ему был дан должный ход.
Да, я не ветеран, и даже не авиационный специалист, потому мне приходится верить словам специалиста, что Вторую Мировую кардинально изменили бы всего 50 тысяч «Москито». Но я все же думаю, что 100 тысяч – это лучше, чем 50, тем более что совместными усилиями Америка и Англия со своими союзниками могли бы все эти 100 тысяч налепить буквально за год.
Поэтому, чтобы мои размышления не походили на размахивание кулаками после драки, я представлю своим читателям очерк о «Москито», который я отыскал в двух номерах журнала «Крылья Родины» за 1993 год. По-моему, этот очерк даст прекрасное представление об этом самолете и его возможностях, хотя и не ответит на вопрос, почему за время войны его было изготовлено так мало – всего 7780 единиц, что даже меньше, чем несколько самых «бестолковых» английских и американских бомбардировщиков времен Второй Мировой, называть которые не буду, чтобы не позорить память множества героев, которые нашли в этих самолетах свой конец.
Журнал «Крылья Родины», 1993 г., №№3-4
СКОРОСТНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЧУДО
Автор: Дмитрий Янюк
Древнейший строительный материал - дерево в ХХ веке стало крылатым: его использовали в самолетостроении. Бесспорной вершиной, которой достигла цельнодеревянная авиация, явился английский бомбардировщик Де Хэвилленд D.Н.98 «Москито» - самолет необычной судьбы и громкой мировой славы.
Сами конструкторы, начиная работу над новой машиной, вряд ли рассчитывали на такой успех. Окончательно концепция самолета, очевидно, сложилась во время Цюрихского международного авиасалона 1938 года. Работа над проектом «Москито» проходила в инициативном порядке, то есть без официального заказа министерства авиации. Кроме определенных минусов, это обстоятельство имело и свои немалые плюсы: создатели машины не были связаны традициями проектирования, не зависели от заданных заказчиком технических условий. Сэр Джеффри де Хэвилленд и его конструкторы разработали совершенно оригинальную концепцию самолета-бомбардировщика.
Напомню, что к этому времени основу фронтовой бомбардировочной авиации практически всех ведущих авиационных стран составляли двух- и трехмоторные средние бомбардировщики цельнометаллической конструкции, имевшие скорость 420-450 км/ч и несущие до 2 тонн бомб. Для защиты от вражеских истребителей на них устанавливались передние, задние, верхние, нижние и так называемые кинжальные пулеметные установки, ухудшавшие аэродинамику и существенно увеличивавшие вес машины.
Конструкторы фирмы «Де Хэвилленд» пошли другим путем. Опираясь на достижения авиационной науки, они решили создать сравнительно небольшой, очень чистых аэродинамических форм двухмоторный цельнодеревянный бомбардировщик, абсолютно лишенный оборонительного вооружения. Единственной его защитой должна была стать скорость такая, которая бы превосходила скорость любого из истребителей потенциального противника.
Второе условие, заложенное при разработке конструкции: действуя с английских баз, самолет должен был с бомбовой нагрузкой «достать Берлин».
Предшественниками «Москито» можно считать разве что лишь легкий спортивный двухмоторный моноплан D.Н.88 «Комета» и четырехмоторный пассажирский биплан D.Н.91 «Альбатрос». Первый отличался необычайной чистотой форм; работа же над «Альбатросом» дала конструкторам фирмы опыт проектирования довольно крупных цельнодеревянных конструкций. Наконец, в 1938 году появился мощный, но достаточно легкий и компактный двигатель водяного охлаждения «Мерлин» фирмы «Роллс-Ройс» (первоначально имел обозначение РV-12).
Общее руководство программой проектирования и выпуска будущего «Москито» осуществлял сэр Уилфред Фримэн. Конкретно же работы вело КБ фирмы под руководством Р. Э. Бишопа и К. К. Уолкера. Главные требования к самолету: максимальная скорость 640 км/ч, дальность 2400 км с бомбовой нагрузкой в 450 кг, хорошая маневренность, высокая скороподъемность. И еще одно, немаловажное требование - технологичность в изготовлении.
Окончательно проект нового самолета, получивший фирменное обозначение D.Н.98, был готов в октябре 1938 г. и в конце года фирма представила его на обсуждение в министерство авиации, чиновники которого «успешно завалили» проект, с крайним недоверием отнесясь к «архаической» цельнодеревянной конструкции и отсутствию оборонительного вооружения.
Фирма, однако, продолжала работать над проектом.
Положение радикально изменилось с началом второй мировой войны. Во-первых, выяснилось, что авиационные металлы в огромных количествах нужны для выпуска истребителей и тяжелых бомбардировщиков. Во-вторых, основные английские фронтовые бомбардировщики «Хэмпден», «Бленхейм», «Бофорт» оказались очень уязвимыми для «мессершмитов», и без сильного истребительного прикрытия они не могли выполнять боевых задач.
И тогда в министерстве авиации вспомнили о проекте D.Н.98. Фирме «Де Хэвилленд» срочно выдали спецификацию. А через пару месяцев, 1 марта 1940 г, получила уже первый официальный заказ на 50 серийных бомбардировщиков. Правда, из-за увеличения выпуска истребителей для защиты метрополии ассигнования на программу «Москито» были сильно урезаны. Но это и к счастью для фирмы: ее проект D.Н.98 как раз и требовал дешевых недефицитных конструкционных материалов.
Отработанная технология и чертежи позволили уже к октябрю 1940-го подготовить 3 прототипа и запастись узлами и деталями для сборки следующих 47 машин. Но... 3 октября 1940-го «Юнкерсы», прорвавшись к Хатфидду, сбросили на завод «Де Хэвилленд» 4 бомбы, уничтожив и повредив все эти заготовки. Не пострадал лишь первый прототип (W4050).
Его испытания начались в ноябре 1940-го. По семейной традиции, место за штурвалом занял Джеффри де Хэвилленд-младший. Испытания проходили на аэродроме в Хатфидде. На прототипе были установлены два мотора жидкостного охлаждения Роллс-Ройс «Мерлин» 21 по 1480 л. с. С ними самолет развил скорость в 640 км/ч.
Испытания, завершенные в феврале 1941-го, сломили все предубеждения. Стало ясно, что королевские ВВС получили легкий бомбардировщик, способный нести до 600 кгбомб (4x114 кг) со скоростью, превосходящей скорость вражеских истребителей. Впрочем, признание военных выразилось в необычной форме: они потребовали... срочно переделать скоростной бомбардировщик в ночной истребитель (была выдана спецификация F. 21/40).
15 мая 1941 года на испытания вышел прототип ночного истребителя «Москито» N. F. II (W5052), получивший мощное вооружение: четыре 20-мм пушки «Испано» 404 и четыре 7,7-мм пулемета «Браунинг». Кроме вооружения, в носовой части располагался и новейший тогда радар АI. Мк. IV.
Успешные испытания обоих прототипов показали большие резервы конструкции. Поэтому фирма разработала и 10 июня 1941 года подняла в воздух третий прототип - скоростной дневной фоторазведчик «Москито» РR. Мк. I (W4051). Испытания всех их прошли на редкость гладко и показали отличные результаты.
ВВС, подтвердив свой заказ на 50 машин «Москито» нулевой серии, потребовали выпустить 30 из них как скоростные бомбардировщики В. Мк. IV, 10 - как ночные истребители N. F. Мк. II и 1б - как скоростные фоторазведчики P. R. I. (обозначение Т. Мк. III должен был иметь оставшийся в проекте учебно-тренировочный вариант «Москито»). Одновременно министерство авиации предупредило фирму о возможности крупных заказов в ближайшем будущем.
И тут выяснилось, что производственных возможностей фирмы явно недостаточно. И министерство подключило к выпуску «Москито» автомобильный концерн «Стандарт Моторс», а также небольшие авиастроительные фирмы «Персиваль Эрплейнз Лтд» и «Эрспид Лтд».
Летом 1941 г. британские ВВС отдали приоритет выпуску «Москито»-разведчиков, так как после нападения Германии на СССР английское правительство остро нуждалось в сведениях о передвижении германской армии и флота. Уже в августе 1941 г. первые 10 серийных «Москито» Р. R. I были переданы в I фоторазведывательную эскадрилью в Бенсоне. Здесь они проходили войсковые испытания.
А 17 сентября 1941 г. первый «Москито» (W4055) совершил боевой вылет. Его маршрут пролег через Париж и порты Западной Франции - Брест и Бордо. В этом вылете и проявилось главное качество самолета - его высокая скорость: три патрульных Ме-109, пытавшиеся на высоте 7000 матаковать разведчик, не смогли настичь его.
С апреля 1942 года эскадрилья, полностью перевооруженная на «Москито», действовала с баз Англии и в Гибралтаре практически над всей Западной и Центральной Европой.
С ростом поставок самолетов I фоторазведывательная авиаэскадрилья была развернута в I фоторазведывательную группу в составе трех эскадрилий - 140-й, 540-й и 544-й. Кроме 10 «Москито» Р. R. I., на их вооружение поступили 32 Р. R. Мк. IV с моторами «Мерлин» 23, 5 высотных разведчиков Р. R. Мк. VII с моторами «Мерлин» 73 по 1680 л. с. и скоростью 701 км/ ч и 33 Р. R. Мк. IX с моторами «Мерлин» 72 и увеличенной дальностью. Эго дало возможность англичанам в 1942-1943 гг. организовать практически беспрепятственно регулярную фоторазведку «третьего рейха» от Данцига до Вены и от Афин до Нарвика. Как правило, самолеты стартовали с баз в Южной Англии и садились в Гибралтаре или на северо-африканских аэродромах.
Немцы были бессильны помешать деятельности «Москито»-разведчиков. А те не раз приносили сведения стратегического значения. Например, 3 ноября 1943 года «Москито» сфотографировал таинственные объекты на полуострове Пенемюнде. После обработки этих снимков английская дешифровальщица «Бэби» Смит впервые обнаружила стартовые позиции Фау-I и сами эти «летающие бомбы».
Тогда же, осенью 1943 года, два «Москито» произвели фоторазведку Рехлинского испытательного полигона люфтваффе под Берлином. После дешифровки снимков английская разведка получила важные сведения об испытаниях немецких боевых реактивных самолетов.
Кроме Европы, с осени 1943 г., началось использование «Москито»-фоторазведчиков на Дальнем Востоке, над Бирмой, Малайей и Голландской Ост-Индией (нынешней Индонезией – прим. ред.). Японцы в течение долгого времени даже и не догадывались об этих полетах.
Тем временем ВВС начали получать сотни новых «Москито» Р. R. XVI с моторами «Мерлин» 77 по 1710 л. с. специально для тактической фоторазведки в Европе. Для Тихоокеанского ТВД была выпущена в 1944-1945 гг. специальная модификация Р. R. Мк. 34 с дополнительными бензобаками и дальностью до 5600 км, Наконец, появился и вариант Р. R. Мк. 35 для ночной фоторазведки с использованием фотовспышки.
Следует упомянуть о том, что ВВС США закупили 40 фоторазведчиков Р. R.. XX как F-8. В общем, «Москито» проявили себя как надежные и неуловимые «глаза» английской авиации.
Вторым по времени в серийное производство пошли «Москито» - ночные истребители N. F. Мк. II. Первые поставки в строевые части начались весной 1942 года. Сам факт, что преимущество было отдано истребительному варианту, говорил об озабоченности британских стратегов ночными налетами на «туманный Альбион» немецких бомбардировщиков в 1940-1942 гг. N. F. Мк. IIпередавались в эскадрильи ПВО (Home Defence); первыми их получили 23-я ИАЭ в Форде, 157-я ИАЭ в г. Кастл Хэмп и т. д. Кроме английских авиабаз, «двойки» базировались и на о. Мальта, прикрывая Восточное Средиземноморье. Боевое крещение этих «ночников» состоялось 29 мая 1942 г. в небе над Южной Англией.
Кроме того, для борьбы с немецкими высотными разведчиками-бомбардировщиками Ju-86Р было выпущено 6 N. F. Мк. XV с потолком 13 200 м. Они имели специальные высотные моторы «Мерлин» 77 с турбокомпрессорами и 4-лопастными винтами, увеличенный до 18 метровразмах крыльев и новые РЛС АI. Мк. VIII. Один из «Москито» N. F. Мк. XV, кроме РЛС, оснащался мощным прожектором «Турбинлайт». Обнаружив с помощью РЛС вражеские самолеты, он должен был подсвечивать их для английских дневных истребителей.
С 1944 года главной целью ночных истребителей «Москито» стали V-1. Всего за годы войны выпущено 1680 таких самолетов. Они сбили свыше 600 самолетов и самолетов-снарядов.
Но самым известным из всех «Москито» оказались, разумеется, бомбардировщики. Серийный выпуск В. Мк. IV начался зимой 1941-1942 гг. Самолеты с четырьмя 500-фунтовыми бомбами при взлетном весе 10 т достигали скорости 610 км/ч. Весной 1942 г. 105-я бомбардировочная эскадрилья РАР (авиабаза Марем), сдав свои старые «бленхеймы», пересела на новые бомбардировщики. Первый боевой вылет «четверки» из 105-й баэ (бомбардировочной авиаэскадрильи – прим. ред.) состоялся 31 мая 1942 г.: 4 машины совершили дневной налет на Кельн. С этого дня удары по важнейшим целям в «Гитлерланде» стали регулярными и проходили практически беспрепятственно. И немецкие истребители, и зенитчики оказались не в состоянии бороться с этими скоростными маневренными самолетами.
Правда, некоторые руководители министерства авиации все еще пытались с чисто английским упрямством добиться установки на «Москито» оборонительного вооружения - турельной стрелковой установки сзади с двумя спаренными 7,62-мм пулеметами «Бристоль» В. XI. Однако, к чести фирмы, ее конструкторы не реализовали эту затею. Скорость оказалась лучшим оборонительным вооружением. Немцы в борьбе с «Москито» возлагали надежды лишь на реактивные Ме-262 да специальные «антимоскитные» двухмоторные истребители Хейнкель Не-219 «Уху». Но, увы...
После первых успехов бомбардировщика англичане занялись отработкой новой тактики его боевого применения - дневных точечных ударов по важнейшим целям с небольшой высоты. «Обкатывала» эту тактику та же 105-я баэ. Громкая слава пришла к ней в сентябре 1942 г. Тогда «Москито» разгромили с бреющего полета здание штаб-квартиры гестапо в столице Норвегии Осло. Оттуда спаслись многие партизаны, сидевшие в страшном «заведении».
30 января 1943 г., в день 10-летия прихода нацистов к власти в Германии, в Берлине состоялся большой воздушный парад, который принимал «сам рейхсмаршал» Геринг. И вдруг в разгар торжеств шесть «Москито» совершенно беспрепятственно прошли над Большим Берлином и разгромили радиоцентр в центре города, на Мазурен-Аллее!
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ, НИЖЕ - НАЧАЛО ВТОРОЙ
Задачи и возможности «Москито» постоянно расширялись. В 1944 году появились бомбардировщики модификации В. Мк. IX, приспособленные для подвески 1000-кг бомб «Блок Бастер». В дневном налете на Дуйсбург 29 ноября 1944 г. эта комбинация прошла боевые испытания.
1 апреля 1943 г. сформировали 618-ю бомбардировочную эскадрилью особого назначения под командой опытнейшего летчика майора Роза. Ее главной целью стал нацистский суперлинкор «Тирпиц», засевший в норвежском Тромсе-фьорде.
В Шотландии с мая 1943 г. эскадрилья тренировалась в использовании специальных «вращающихся бомб» типа «Highall» и «Upkeep» - детище доктора Барни Уоллеса (при падении бомбы вращались со скоростью 700 об/мин). Однако «Москито», уже готовые к операции, не успели проявить свои боевые качества: 12 ноября 1944 г. 31 «Ланкастер», взлетевший с аэродрома ВВС советского Северного флота в Ваенге, тяжелыми бомбами «Tallboy» разбомбил «Тирпиц».
Однако гораздо большую известность приобрела 139-я отдельная бомбардировочная эскадрилья, укомплектованная лучшими бомбардирами Королевских ВВС. Она выполняла специальные задания, получая их зачастую лично от маршала авиации сэра Артура Гарриса, более известного как «Бомбер Гаррис». Так, ночью 17 августа 1943 года, во время операции «Гидра» 8 «Москито» из этой эскадрильи появились над Большим Берлином, оттянув на себя около 200 ночных истребителей воздушного флота «Райх». А в это время 433 тяжелых ночных бомбардировщика в два захода разгромили немецкий ракетный центр в Пенемюнде.
Не менее громкий резонанс получил налет на Берлин 2 марта 1945 года, когда «Москито» из 139-й баэ успешно атаковали здание центрального управления гестапо. Это спасло жизни 11 руководителям датского Сопротивления, приговоренным в этот день к казни: в суматохе они бежали...
С 1944 года стандартными бомбардировщиками английских «легких ночных ударных сил» ВВС становятся «Москито» В. Мк. XVI; первый взлет прототипа состоялся 1 января 1944 г. Самолеты получили новые моторы «Мерлин» 76/77 и гермокабину, они могли развивать скорость до 655 км/ч. С конца апреля 1944 г. В.Мк. XVI начали массированные дневные и ночные налеты на важнейшие цели в Германии. При этом объекты атак варьировались очень гибко: так, осенью 1944 г. «Москито» были нацелены на минирование важнейших судоходных рек и каналов в Западной Европе, а зимой 1944-1945 гг. - на прицельное разрушение железнодорожных узлов и туннелей, что парализовало всю систему путей сообщения.
2 мая 1945 г. лучший летчик-бомбардировщик союзников, лейтенант Остин из 608-й баэ поставил точку в боевой карьере «Москито» над Европой, атаковав немецкие корабли в Кильской бухте.
Англичане подвели итоги: за годы войны 17 эскадрилий «Москито» совершили 2034 боевых вылета на Берлин, тысячи самолето-вылетов по другим важнейшим целям. В среднем на каждую машину «пришлось» по 40 тонн сброшенных бомб.
Заслуги «Москито» в «бомбардировочном наступлении» на Германию не ограничиваются только их ударами. Не менее важным стало их массовое применение в качестве «Следопытов». С лета 1943 г. в Британских ВВС начали формировать специальные части, укомплектованные лучшими летчиками на «Москито». Они оснащались новыми бомбардировочными радиолокационными прицелами Н.2S и светящимися белыми и красными авиабомбами. Эскадрильи «следопытов», взлетая перед группами ночных бомбардировщиков, выводили их на цели и освещали эти цели светящимися авиабомбами-маркерами.
Успешное применение «Москито» - дневных бомбардировщиков - привело в конце 1942 г. к появлению тяжелого истребителя-бомбардировщика «Москито» F.В. Мк. VI. На нем сочеталось пушечно-пулеметное вооружение ночного истребителя F. Мк. II(четыре 20-мм пушки и четыре 7,62-мм пулемета) с бомбовой нагрузкой дневных бомбардировщиков (четыре 227-кг бомбы). Силовая установка F. В. Мк. VI состояла из двух моторов «Мерлин» 25 по 1640 л. с. Это позволило самолету развить с бомбовой нагрузкой в 400 кгскорость 600 км/ч.
В мае 1943 года на истребители-бомбардировщики «Москито» F. В. Мк.VI была перевооружена 418-я эскадрилья. Самолеты так хорошо проявили себя, что выпуск этой модификации резко возрос. Летом 1943 года специально для Берегового командования ВВС фирма выпустила 27 самолетов F. В. Мк. XVIII «Це-Це» с 57-мм пушкой в носу и подкрыльевыми пилонами для 12 60-фунтовых НУР. Самолеты применялись для атак немецких подлодок и небольших надводных кораблей.
Не оставили без внимания «Москито» и моряки. 25 марта 1944 года с палубы авианосца «Индефатигебл» поднялся в воздух первый английский двухмоторный палубный боевой самолет - истребитель-торпедоносец «Си Москито» Т.F.Мк.33. На вооружении 50 выпущенных машин находились 2000-фунтовые торпеды калибра 533 мм. Эти самолеты имели складывающиеся крылья и посадочный гак.
Кроме боевых задач, в годы войны 13 «Москито» выполняли специальные задания. В феврале 1943 года их «демобилизовали» и формально передали авиакомпании ВОАС. Эти машины были переделаны в так называемые «VIP-транспорты»; то есть легкие пассажирские самолеты для перевозки «особо важных персон». Использовались они в основном для ночных полетов между Англией и Швецией, перевозя «нелегальных» пассажиров (например, известного датского физика Нильса Бора).
Всего до 15 августа 1945 года на заводах Англии, Канады и Австралии выпущено 5583 «Москито» 48 модификаций. В Канаде строительством «Москито» Мк. ХХ с моторами Паккард «Мерлин» 31 по 1460 л.с. с 1942 г. занималась фирма «ДеХэвилленд Канада» в Торонто (1032 экз.).
В Австралии фирма «Де Хэвилленд оф Остралиен» в 1943-1945 гг. выпустила 212 «Москито»: истребителей-бомбардировщиков F. В. Мк. 40, разведчиков Р. R. Мк. 41 и учебных Т. Мк. 43.
Кроме британских ВВС (включая доминионы), «Москито» по ленд-лизу передавались в годы войны и другим союзникам по антифашистской коалиции, в основном - Франции, Бельгии, Голландии, Норвегии. Две машины передали для испытаний в СССР.
После войны боевая карьера «Москито» продолжалась. До середины 50-х годов они стояли на вооружении ВВС Франции, Бельгии, Израиля, Югославии, Швеции, а в Доминиканской Республике - до середины 60-х годов.
До конца 40-х летали «Москито» в Чехословакии, где они имели обозначение В.36, и в Польше.
В 1948 году 300 «Москито» В. Мк. XIV закупило гоминдановское правительство в Китае. Сборка самолетов осуществлялась на бывшем японском авиазаводе в Шанхае. До 1950 года собрали 177 машин. При наступлении НОАК 50 «Москито» улетели на Тайвань, остальные вошли в состав ВВС Народно-Освободительной Армии Китая.
В самой Англии «Москито» до 1952 года состояли на вооружении боевых частей в Сингапуре и Малайе.
Последними в 1961 году (!) с вооружения сняты буксировщики мишеней «Москито» Т. Т. Мк. 35. До сих пор многие хранятся в авиамузеях Англии, Бельгии, Австралии, Канады и США. А на вечной стоянке в Солсбери-Хилл застыл самый первый прототип «деревянного чуда» - W4050.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Английский Bristol «Бофайтер» ~ самый мощный тяжелый истребитель почти за всю Вторую Мировую
Двухмоторный истребитель «Фокке-Вульф» FW-187 – неудачливый конкурент «Мессершмитта» Bf-110