Произведения русской живописи чаще всего рассматриваются людьми как самостоятельный вид искусства, требующий эстетического восприятия. Но в то же время картины художников могут быть сопоставлены с одним или несколькими произведениями русской литературы.
Например, картина Валентина Михайловича Сидорова "Тихая моя Родина" пепекликается со стихотворением поэта Николая Михайловича Рубцова с аналогичным названием:
Художника и поэта объединяет любовь к малой Родине. Художник В. Сидоров говорил: "Русская деревня, где мне открылся мир, осталась со мной навсегда — и в моей памяти, и во всем моем существе. Хотя я жил потом в Москве и Ленинграде, объехал весь мир, везде побывал. Но я твердо убежден, что художник должен быть связан со своей землей, со своей родиной."
Стихотворение Николая Рубцова - это воспоминания о детских годах. Несмотря на изменения, родной город не перестает быть для него своеобразным маленьким миром, где царит спокойствие.
В картине Сидорова тоже передана атмосфера тишины и спокойствия: синее небо, кучевые облака, отражающиеся в речке. Перед зрителем предстает лирический пейзаж с нежной летней зеленью.
Таким образом, пейзаж в живописи и литературе может изображаться как фон к действию, а также быть отражением внутренней жизни человека, передавать его восприятие мира и душевное состояние. Поэтому пейзажи на картинах художников способны вызывать у зрителя различные ассоциации с литературными произведениями .
Задача художественной иллюстрации наоборот заключается в том, чтобы показать на языке изобразительного искусства художественный образ, описанный автором в своём произведении . Читатели, сопоставляя иллюстрацию с художественный текстом, лучше воспринимают образы героев художественного произведения. Так художник-иллюстратор О.Г. Верейский, широкую известность которому принесли иллюстрации к поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин", роману М.А. Шолохова "Тихий Дон", писал: "Образ - явление собирательное, и, чтобы он стал узнаваемым, убедительным, нужно приложить немало усилий. Нужно наделить его характером, нужно по мере сил вдохнуть в него жизнь".
Иллюстрации к роману Шолохова "Тихий Дон", на которых изображено село Татарское и главные герои, помогают читателю представить место действия романа, а так же понять характер героев. Например, на иллюстрации "Григорий и Аксинья ". Героиня, хоть и была женщиной несвободной, но так как была ещё молодой, ей хотелось любви и тепла, которых не хватало в семье и, поэтому она отвечает на ухаживания Григория, ей нравится, что она интересна ему.
На другой иллюстрации - "Возвращение Григория " главный герой изображен со спины. Но, несмотря на это, внутренние переживания Григория, вернувшегося домой после трудного жизненного пути полного разочарований, хорошо переданы художником. Как писал сам Верейский: "Иллюстрация может заинтриговать, вызвать желание прочитать книгу, может вызвать несогласие с трактовка образов, если литературное произведение знакомо и даже любимо, или, напротив, вызвать радость узнавания, соответствия ранее создавшегося в сознании представления".
С поэтом А.Т. Твардовским О.Г. Верейский не только прошёл Великую Отечественную Войну, но и был его другом. В иллюстрациях к поэме "Василий Теркий" художник не только следовал сюжетной линии произведения, но и создал выразительные портреты героев.
Таким образом произведения живописи играют огромную роль в восприятии читателями художественной литературы. Лирический пейзажи способны вызвать ассоциации с произведениями поэтов. Иллюстрации к стихотворениям, рассказам, повестям, романам, помогают понять содержание произведений в соответствии с замыслом писателя и вызвать интерес к его творчеству.