Найти в Дзене
Extreme Sound

Led Zeppelin IV: Альбом, ставший эталоном рока, отзывы музыкальных журналистов

Четвёртый альбом Led Zeppelin, вышедший в конце 1971 года, по всеобщему признанию, считается вершиной творчества группы. От безупречных риффов Джимми Пейджа до музыкальных изобретений Джона Пола Джонса, от чистого вокала Роберта Планта до титанического звучания ударных Джона Бонэма – IV до сих пор поражает своей свежестью, неподвластной времени. Альбом стал сплавом разных жанров: махизм "Black Dog", мощная энергетика "Rock ‘N’ Roll", чарующий вокал Планта в дуэте с Сэнди Денни в "The Battle Of Evermore", революционная динамика "Stairway To Heaven" – и это только первая сторона! Определив звучание метала и фолк-рока, IV невольно подарил миру "When The Levee Breaks" – источник культового брейкбита в хип-хопе. Звучание группы всегда точно описывали как «собранное, но свободное». Скрипы, шорохи и звуки микрофона – не ошибки, которые нужно было исправить при сведении, а неотъемлемые элементы атмосферы, как и самый мощный звук ударных, когда-либо записанный на пленку. Много было написано

Четвёртый альбом Led Zeppelin, вышедший в конце 1971 года, по всеобщему признанию, считается вершиной творчества группы. От безупречных риффов Джимми Пейджа до музыкальных изобретений Джона Пола Джонса, от чистого вокала Роберта Планта до титанического звучания ударных Джона Бонэма – IV до сих пор поражает своей свежестью, неподвластной времени.

Альбом стал сплавом разных жанров: махизм "Black Dog", мощная энергетика "Rock ‘N’ Roll", чарующий вокал Планта в дуэте с Сэнди Денни в "The Battle Of Evermore", революционная динамика "Stairway To Heaven" – и это только первая сторона! Определив звучание метала и фолк-рока, IV невольно подарил миру "When The Levee Breaks" – источник культового брейкбита в хип-хопе.

Звучание группы всегда точно описывали как «собранное, но свободное». Скрипы, шорохи и звуки микрофона – не ошибки, которые нужно было исправить при сведении, а неотъемлемые элементы атмосферы, как и самый мощный звук ударных, когда-либо записанный на пленку.

Led Zeppelin IV
Led Zeppelin IV

Много было написано о технической стороне записи: два микрофона, подвешенные над установкой Бонэма в трехэтажном зале. Не будет преувеличением сказать, что особняк Хедли-Грейндж, где записывался IV, – пятый участник группы. Акустика этого места пропитывает знаменитый перебор вступления к "Stairway", создавая естественную задержку звука.

Песню "Stairway To Heaven" обожали и ненавидели в равной мере. Нигде более гениальное понимание Пейджем динамики рока не проявлено так ярко, как в этом треке – песне, которая ласкает и дразнит, а затем достигает кульминации в одном из величайших гитарных соло в истории.

Led Zeppelin
Led Zeppelin

Что говорили критики о Led Zeppelin IV:

"Led Zeppelin, группа, не склонная к преуменьшениям, выпустила альбом, который отличается сдержанностью и тонким вкусом. Марш динозавров, сотрясший землю на их первом эпическом релизе, исчез, как и электронные эксперименты второго альбома и тяжелые акустические пассажи, отягощавшие третий." (Rolling Stone)

"С безупречным исполнением (вклад мультиинструменталиста Джона Пола Джонса также нельзя недооценивать), мистически загадочной обложкой и удивительным разнообразием мелодий, Led Zeppelin IV для многих остается лучшим примером мастерства группы. Сам Роберт Плант так считает. Его цитируют: «Четвертый альбом, вот он»." (BBC)

«Going to California» – лучшая фолк-песня группы, а рокеры не перестают изобретать, будь то сложная, многослойная «Black Dog», тяжелая "Misty Mountain Hop" или фанковые риффы «Four Sticks». Но заключительная «When the Levee Breaks» – единственная песня, действительно равная «Stairway», которая придает IV ощущение эпичности. Апокалиптический городской блюз, «When the Levee Breaks» – настолько же мощная и пугающая вещь, насколько Zeppelin вообще способны, а ее сейсмические ритмы и сложная динамика иллюстрируют, почему ни один из их подражателей не смог сравниться с ними." (AllMusic)

Led Zeppelin
Led Zeppelin

Отзывы музыкальных журналистов:

Гари Клэйдон: Говорят, у дьявола все лучшие мелодии, но если Расс Баллард был прав, и это Бог дал вам рок-н-ролл, то, несомненно, четвертый альбом Led Zeppelin был именно тем, что Он имел в виду.

Всегда сложно ранжировать альбомы Led Zeppelin. Physical Graffiti, вероятно, был бы тем, что я взял бы на этот воображаемый необитаемый остров, если бы мне разрешили взять только один альбом LZ, потому что а) он лучше всего демонстрирует размах и гениальность величайшей рок-группы, б) он содержит "Kashmir" и в) это двойной альбом, а значит – больше Led Zeppelin, что всегда хорошо. II всегда будет особенным для меня, поскольку он приобщил меня к рок-музыке и положил начало моему музыкальному пути.

Это был первый альбом, который я купил на свои деньги, за несколько недель до своего 11-летия. Помню, как пошел его покупать, и продавец сказал мне, что выходит новый альбом Zeppelin. Пару недель спустя я вернулся, впервые в жизни покупая альбом в день релиза. Это был четвертый альбом Led Zeppelin, и, хотя он не мой личный фаворит (но мы говорим о долях!), это, пожалуй, тот, который я бы назвал лучшим.

Четвертый альбом стал естественным шагом вперед для группы, объединив элементы их предыдущих работ – тяжелый электрический блюз и хард-рок первых двух и более интроспективное, фолковое звучание III – чтобы создать волнующую работу от первой до последней ноты.

В IV все было идеально. Рекламная кампания с тизерами в виде четырех символов. Обложка альбома без каких-либо опознавательных знаков, только старинная картина и сцена, намекающая на упадок города. Отшельник, ведущий вас к сокровищам и просветлению (плюс банальный «демонический» зеркальный образ). Звук. Мастерство каждого из музыкантов.

Достаньте драгоценный винил – и это должен быть винил с его тактильными прелестями – опустите иглу в канавку, и пара секунд сладкого ожидания, пока винил не зашипит…

«Hey, Hey mama…» Планта, вступительный залп Бонэма и «неуклюжий» рифф, частично придуманный Джоном Полом Джонсом, предваряют зажигательную «Black Dog» с гитарным соло Пейджа, состоящим из четырех наложенных Gibson, и акапельной частью, вдохновленной "Oh Well" Fleetwood Mac.
Хотите хорошего рок-н-ролла? Что ж, детка, переходите ко второму треку, и получите его сполна.

«The Battle of Evermore» успокаивает и умиротворяет (и познакомила меня с талантами Сэнди Денни, что позже привело к увлечению фолк-музыкой).

Не могу сказать ничего нового о величественной, почти кинематографической гениальности "Stairway To Heaven". Люди жалуются, что ее слишком часто крутят, но есть веские причины, по которым лучшие музыкальные произведения также являются наиболее часто слышимыми.

Перевернув пластинку на вторую сторону, стоит задуматься над тем, что остальные треки на IV не теряются в тени великолепной "Stairway" – свидетельство того, насколько хорош этот альбом.

«Misty Mountain Hop» приятно оптимистична, и вместе с "Four Sticks" с ее «сложными» партиями ударных, является одной из тех песен Zeppelin, от которых Роберт Плант, казалось, никогда не уставал, поскольку обе были в плейлистах Page/Plant и сольных концертах Перси в 21 веке.

"Going To California" с историей о безответной любви и землетрясениях, возвращает нас к более мягким, акустическим мотивам.

Завершает альбом "When The Levee Breaks" – блестящая переработка старой блюзовой песни Мемфиса Минни и Канзас Джо Маккоя. Она известна звуком ударных, которого упорно добивались Джон Бонэм и звукорежиссер Энди Джонс, и является одной из самых часто семплируемых ударных партий. Это вихрь, наполненный слайдом, блюзовой гармоникой и обратным эхом.

Когда игла пройдет по финальной канавке, а тонарм вернется на место, найдите несколько минут, чтобы прочувствовать предыдущие 42 минуты 37 секунд и погрузиться в слуховое блаженство. Боже, это фантастический альбом.

Питер Томас Уэбб: Четвертый альбом Led Zeppelin настолько прочно засел в ДНК поклонников классического рока, что его сложно описать иначе, чем набором избитых превосходных степеней. Тем не менее, хотя это, пожалуй, самый характерный альбом Zeppelin, он не обязательно лучший. Вопрос почему.

Одно бросается в глаза после нескольких лет, проведенных за прослушиванием Physical Graffiti, – на IV чувствуется, как Zeppelin стараются заявить о себе в других жанрах, помимо хард-рока. "The Battle of Evermore" и "Going to California" – попытки приобщиться к британскому фолк-возрождению таких групп, как Fairport Convention (на "Battle" даже поет их бывшая вокалистка Сэнди Денни), не совсем подходящими для Zeppelin способами. На Physical Graffiti тоже есть фолковые песни, но там Zeppelin, кажется, просто расслабляются и позволяют звучать акустике.

Тем не менее, нельзя отрицать зажигательную энергетику двух открывающих песен на Zep IV – "Black Dog" и "Misty Mountain Hop". В "Stairway To Heaven" (если вы еще можете ее слушать; я не могу) есть одно из величайших гитарных соло. А в "When the Levee Breaks" Zeppelin наконец ассимилируют блюз так, как это свойственно их творческому видению.

Один приятный сюрприз при прослушивании: "Four Sticks", которая, несмотря на свой проходной статус, достаточно необычна, чтобы разнообразить звучание. Поскольку я бы оценил Zeppelin I и Physical Graffiti выше, чем IV, моя оценка на этой неделе – 9/10.

Дэвид Лонгман: Этот альбом должен стать эталоном для всех рок-альбомов, выпущенных после. Легко недооценить то влияние, которое он оказал в год релиза. После двух динамичных альбомов и менее бешеного LZIII, этот ворвался в мир как выпущенный из клетки тигр. От «Hey, hey mama ...» Планта до пушечной очереди Джона Бонэма на «…Levee Breaks», это был сырой рок-н-ролл на пике формы. Вспомните, как впервые услышали "Stairway To Heaven", и вы не сможете поставить меньше 10/10.

Гас Шульц: Это не мой любимый альбом LZ, возможно, из-за того, что его заездили, но мне никогда не нравилось, как звучит оригинальная пластинка – дело в сведении или мастеринге. "Rock And Roll" звучит очень плоско. Хотя я не слушал ремастеринг, чтобы сравнить. Да я вообще не слушал Zeppelin много лет.

"Stairway to Heaven" – пожалуй, их величайшая песня всех времен, неизменно занимавшая первые места во всех радиочартах в семидесятых. И номер один на школьных дискотеках. Мне нравилось смотреть, как люди торопливо ищут партнера для медленного танца, а потом неловко топчутся на месте, когда Пейдж начинает свое соло. Это определенно та песня, которую я не хочу слышать снова, как, впрочем, и остальной альбом. Тем не менее, в свое время это был очень хороший альбом, и такие песни, как "Rock And Roll", "Black Dog" и "Misty Mountain Hop" заставляли мое юношеское сердце биться чаще.

Хай Киксмиллер: Что еще можно сказать об этом шедевре?

Это четвертый альбом группы за три года, и меня поражает способность Джимми Пейджа и Роберта Планта писать столько отличной музыки за такой короткий период. Мне трудно сказать, был ли Led Zeppelin IV задуман как сплав более тяжелых блюзовых моментов первых двух альбомов и более медленного акустического, фолкового материала третьего. Или это просто блестящая сборная солянка из песен, не вошедших в первые три альбома.

Независимо от происхождения, важность и влияние песен с Led Zeppelin IV ощущались на протяжении 80-х и 90-х. Я бы сказал, что "Stairway To Heaven" – архетип хард-рок-баллады. Неудивительно, что почти у каждой хард-рок-группы в 80-х должна была быть хитовая баллада, чтобы добиться успеха. А сколько было клонов Роберта Планта в 80-х и 90-х?

Даже сегодня можно услышать отголоски Led Zeppelin IV в музыке современных последователей рок-н-ролла, таких групп, как Dirty Honey, The Dust Coda, Greta Van Fleet, Black Label Society, Black Country Communion, Wolfmother, а также Джека Уайта, The Vintage Caravan, Rival Sons, The Record Company, Earthless и т. д.

Выпущенный более 50 лет назад, Led Zeppelin IV остается настоящим рок-н-рольным монстром. Ничто не может остановить его триумфальное шествие в качестве одного из величайших альбомов всех времен. В нем есть один из самых узнаваемых акустических гитарных риффов, и если вы когда-нибудь пытались сыграть его в музыкальном магазине, вас могли бы законно закидать смолой и перьями за этот кощунственный поступок. Одного этого достаточно, чтобы обеспечить альбому место в пантеоне классики. Но слушать альбом и передавать его следующему поколению – гораздо более приятное занятие.

Дуглас Маккензи: Не знаю, есть ли смысл писать рецензию на этот альбом для вашей аудитории. Кто-нибудь из вас его не знает? Некоторые альбомы живут вечно. Пока существует рок-музыка, будет существовать LZ IV как вершина – или одна из вершин – рока 70-х.

Не думаю, что его нужно обсуждать. Что о нем скажешь? Это один из самых обсуждаемых альбомов за всю историю рока, какой смысл продолжать? Это абсолютная вершина рока 70-х, он вне времени и остается вершиной по сей день.

Найджел Модсли: Led Zeppelin IV был первым альбомом группы, который я услышал, и я подумал, что стану их большим поклонником, однако остальные их альбомы меня разочаровали. Какой же великолепный этот IV!

Грег Швепе: Да, это был мой самый первый купленный альбом Led Zeppelin. И да, Led Zeppelin стали моей любимой группой, хотя есть и другие группы, которые существуют дольше и выпустили больше альбомов. И, хотите верьте, хотите нет, это не мой любимый альбом Zeppelin, хотя он и полон хитов! Но я все еще могу слушать его 10 раз подряд (как я только что и сделал!). Тайна, мистика, символы, громоподобные ударные, грандиозные гитарные соло, старик-отшельник с лампой на внутренней стороне обложки и сгорбленный старик на фотографии на обложке с охапкой хвороста за спиной… да, это Led Zeppelin IV!

Я покупал альбомы Zeppelin не по порядку. И позже выяснил, что начал где-то с середины. Но какой же альбом для начала, а? Он вышел около шести лет назад, когда я его купил, и уже тогда произвел впечатление на музыкальный мир.

"Black Dog" и "Rock And Roll" – пожалуй, лучшие две открывающие песни на любом альбоме в истории. Напор и диалог гитары и вокала в "Black Dog", за которыми следует неистовое барабанное безумие Джона Генри Бонэма в "Rock And Roll". Сразу задают настроение.

Но хотя Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс могут создавать риффы уровня Годзиллы, не стоит забывать об утонченности акустической гитары и мандолины в "The Battle of Evermore" с вокалом Сэнди Денни, гармонирующим с Робертом Плантом. Добавьте сюда несколько отсылок к Толкиену, чтобы вы почувствовали себя где-то недалеко от Шира.

Дальше идет либо любимая песня многих, либо самая заезженная песня многих. Выбирайте сами. Скорее всего, она всегда была в вершине хит-парадов местных FM-станций. И ее же играли в конце каждой школьной дискотеки. Лично я слышал ее 10 000 раз, но, как только я погружаюсь в текст и финальное соло, я забываю, что только что прослушал ее в 10 001-й раз. О, я даже не упомянул название, но вы знаете, о какой песне я говорю.

Переверните пластинку, и вы услышите заводной ритм "Misty Mountain Hop", открывающей вторую сторону. Далее следует "Four Sticks", название которой относится к количеству барабанных палочек, которыми играл Бонзо, выбивая повторяющиеся ритмы.

Вероятно, лучшее исполнение Роберта Планта на альбоме – это "Going to California" с прекрасной акустической гитарой и мандолиной. Эта песня создает особое настроение. Вот это да.

Заканчивается этот грандиозный альбом мощнейшими барабанами Джона Бонэма в "When The Levee Breaks". И если вы когда-нибудь читали или видели документальные фильмы о Zeppelin, вы знаете, как были расставлены барабаны в том месте в Хедли-Грейндж, где Джимми Пейдж смог добиться этого громоподобного звучания. И еще здесь самое жуткое звучание гармоники, которое может сравниться с "The Wizard" Black Sabbath.

10 из 10 от меня. Настоящая классика и альбом, который познакомил меня с этой группой. Вот только до сих пор не пойму, кто такая эта Майская Королева…

Миз Патель: Почти идеальный альбом. Хотя я люблю Houses Of The Holy, Physical Graffiti и Presence, я думаю, что именно на этом альбоме сила Zep на пике. В нем есть все.

Сейчас так много ерунды пишут о Джимми Пейдже и Led Zeppelin, что недоброжелатели не понимают, что эти затянутые ноты, эти «ошибки», тайминг, строй и т.д. – все это важнейшие составляющие величия этих четырех удивительных музыкантов. Так много моментов на этой записи вдохновляли и влияли на целые поколения, и продолжают делать это по сей день.

Чертовски прекрасный шедевр! Сказано достаточно.

Филип Квист: О Led Zeppelin IV (или как там его называют) написано достаточно, так что я сомневаюсь, что смогу добавить что-то еще к этим словам, но позвольте мне попробовать.

Возможно, это один из моих самых любимых альбомов всех времен, но впервые я услышал его целиком в середине-конце 80-х – более чем через 15 лет после его выхода.

"Stairway To Heaven", несомненно, входит в категорию заезженных, но гитарное соло Джимми Пейджа до сих пор вызывает у меня мурашки. Эта песня – по-прежнему шедевр.

Любой альбом, который начинается с "Black Dog" и заканчивается грандиозной "When The Levee Breaks", уже хорош; а еще есть акустическая "Going to California" – недооцененная классика.

На LZ IV композиторский талант Роберта Планта и Джимми Пейджа достиг своего пика, и это я еще не упомянул о вкладе двух других участников группы.

Приглашение покойной Сэнди Денни спеть дуэтом в "The Battle of Evermore" было гениальным ходом, и, хотя я, возможно, буду не прав, мне нравится "Rock And Roll".

Этот альбом, наряду с Led Zeppelin II, остается моим любимым у Zep, и оба они практически безупречны.

Я мог бы продолжать, но думаю, вы поняли мою мысль. Большинство критиков называют LZ IV шедевром, и я не могу с этим не согласиться. Твердые 10/10 от меня: сплошные хиты, никакого филлера.

Марк Херрингтон: Сложно написать что-то новое об одном из лучших хард-рок-альбомов в истории.

Где-то у меня до сих пор хранится мой старый вини 70-х годов, но он не так заезжен, как мои Sabbath или Rainbow эпохи Дио. Я не слушал его до дыр просто потому, что предпочитал другие альбомы. Все равно 10/10 для меня.

Билл Гриффин: Не мой любимый альбом Led Zeppelin, но он делит второе место со всеми остальными, кроме Physical Graffiti (который мой любимый). Тем не менее, на нем нет плохих песен (как и на любом альбоме Led Zeppelin). Я даже не могу выделить какую-то одну, потому что все они отличные. Может быть, на концертах они и не всегда были на высоте, но на пластинке они всегда выкладывались на полную.

Бретт Дейтон: Уверен, вы все слышали подобные истории, но я один из тех, для кого этот альбом стал поворотным. Я открывал для себя музыку, копаясь в коллекции виниловых пластинок своих родителей, и вот однажды, находясь в гостях у друга, он дал мне то, что многие называют Led Zeppelin IV. Я надел наушники и открыл для себя свою любимую группу всех времен.

Это был первый альбом, которым я заболел, пытаясь разобрать, что играет каждый музыкант, и изучая тексты (я до сих пор не уверен, о чем некоторые строчки в "Stairway"). Мне нравилась мощь, но в то же время и полутона таких песен, как "Going to California". Иногда группа пишет альбом, который кажется личным, как будто они сделали его специально для того, чтобы установить связь именно с тобой. Для меня это был именно такой альбом. Мой любимый альбом всех времен, а значит, идеальные 10 баллов в моих глазах.

Ян Булласс: Некоторые альбомы я не хочу и не должен слышать снова, возможно, потому, что их слишком часто крутили в моей юности. Я просто не могу больше терпеть его голос. Я останавливаюсь на III.

Джон Дэвидсон: Четвертый, безымянный альбом Led Zeppelin вышел в 1971 году, всего через три года после того, как группу собрал из пепла The Yardbirds Джимми Пейдж.

Даже если это не их «лучший» альбом, именно он определил их карьеру, и по праву.

В нем уверенно смешаны тяжелый блюз, помпезный рок и фолковые мотивы их первых трех работ, что превратило их из просто великих музыкантов в легенд.

"Black Dog" почти заставляет притопывать ногой, но такт сложный, а рифф все время меняется. "Rock And Roll" – это максимально приближенная к классическому рок-н-роллу песня из всего, что делали Zep. "Battle of Evermore" впервые показалась мне лишней, когда я услышал ее много лет назад. Где же электрогитары? Но песня слишком хороша, чтобы придираться.

Даже сейчас, несмотря на то, что ее заездили, "Stairway to Heaven" – это великолепный центр альбома и шаблон для множества песен, которые появились позже. Когда нежные, задумчивые аккорды вступления начинают раскрываться и взлетать, вы все еще чувствуете прилив волнения. Когда вступают ударные, песня начинает качать, а затем наступает череда гитарного соло – момент музыкального блаженства.

Вторая сторона открывается песней "Misty Mountain Hop". У нее непростая задача – следовать за "Stairway", и в наши дни у нее даже нет отсрочки, пока вы переворачиваете пластинку, но фортепианный рифф Джонса придает ей особенный шарм. "Four Sticks" остается одной из лучших песен на альбоме. Настойчивый рифф и невозможная барабанная партия лежат в основе песни, но в ней так много всего происходит, что она до сих пор волнует. "Going to California" должна бы показаться неуместной, но пальцевая техника великолепна, а Плант редко звучал так игриво и меланхолично одновременно. "When the Levee Breaks" возвращает нас к блюзовому звучанию их первого альбома. Громоподобные ударные, протяжная гармоника и пронзительные гитары завершают альбом на великолепной ноте.

Если вы будете очень внимательно слушать, то в конце концов мелодия придет к вам. 10/10. И это даже не их лучший альбом.

Энди Роулл: В то время как блюз-роковая напыщенность первых двух альбомов уступила место более мистичному, фолковому звучанию третьего, этот альбом, который останется безымянным, предлагает удивительно целостное сочетание стилей и завораживает своим многообразием настроений. Учитывая заезженность песен на первой стороне, именно вторая сторона вызывает у меня неизменный интерес. "Misty Mountain Hop" с ее психоделическим драйвом обладает заметным роккабилли-панковским характером, в то время как "Four Sticks" цепляет своим гаражно-блюзовым грувом. Эфемерная атмосферная "California" служит идеальным вступлением к гипнотическому и захватывающему финалу альбома, который ведет за собой разрушительная перкуссия Бонэма и блестяще аранжированная гитара Пейджа.

Рой Биш: Это первый альбом Zeppelin, который я услышал, и я сразу же «подсел». Он принадлежал старшему брату моего друга. Так я стал преданным поклонником Led Zeppelin, и спустя 48 лет они все еще остаются моей любимой группой, а это один из моих любимых альбомов. Это идеальный рок-альбом – от призывного вокала в "Black Dog" до грандиозной, ведомой Бонэмом "When The Levee Breaks". Это чистое совершенство.

Стэн Бауэрс: 10/10. Отличный альбом, хотя я предпочитаю LZ I, LZ III, HOTH и PG. Это говорит лишь о том, насколько хороши были Zep. Эти первые шесть альбомов – не только «десятки», но и краеугольные камни для всего, что было после них. Если вы возьмете Led Zeppelin, Aerosmith 70-х и первые четыре альбома Van Halen и смешаете их в блендере, то получите группы 80-х.

Уэйд Бабино: 10/10. Они взяли все элементы первых трех альбомов и соединили их воедино, чтобы затем пойти еще дальше на Physical Graffiti. Из всех песен "Four Sticks" никогда не была моей любимой, но я и не пропускаю ее.

Ричард Карденас: Я устал от большей части этого альбома, но это не умаляет его величия. Все еще девятка для меня.

Эван Сандерс: 10/10. Мне нечего добавить к тому, что уже было сказано. Скажу пару слов о "Four Sticks", названной так потому, что Джон Бонэм играл ее двумя парами барабанных палочек. Существует лишь одна концертная запись этой песни. Меня также интригует склонность Led Zeppelin не включать названия песен в тексты, например, "Black Dog", "Battle Of Evermore", "Four Sticks".

Эд Фили: Эпический альбом на все времена. Все треки разные, но они каким-то образом уживаются друг с другом, не затмевая один другого. Я всегда считал, что "Black Dog" была самой уникальной и, возможно, самой характерной их песней. Я был удивлен, когда узнал, что главный рифф написал басист Джон Пол Джонс. "Rock And Roll" здесь кажется лишней, поскольку она не вписывается в мистическую атмосферу остального альбома, но, возможно, это и к лучшему. "Stairway", которую мы все слышали тысячу раз, – их главный шедевр. "Misty Mountain Hop" – одна из самых веселых их песен.

Акустические номера взлетают ввысь благодаря мандолине, которая становится ведущим инструментом в "The Battle of Evermore". Альбом завершается гимном тяжелого блюза "When the Levee Breaks", которая также отличается психоделическим звучанием с ее проникновенным фоном из гармоники. Невероятное угощение для ушей от начала до конца. Мы все слушали его так много раз, что склонны принимать его как должное, но это действительно замечательный альбом. Хотелось бы, чтобы сегодня какая-нибудь группа выпустила столь же убедительную музыку.

Элад Винберг: Культовый шедевр и один из лучших альбомов всех времен. Я люблю все песни на этом альбоме, и даже если некоторые треки, такие как "Stairway To Heaven" или "Black Dog", действительно заезжены, они все равно остаются потрясающими песнями, и в обеих есть одни из лучших гитарных партий всех времен. Если бы мне пришлось выбрать любимый альбом Led Zeppelin, я бы сказал, что это ничья между этим альбомом и Led Zeppelin II. Оба они очень влиятельны и содержат множество хитов.

Майк Кану: Обычно я не делаю попесенных разборов в своих обзорах, но это особенный альбом для особенного случая, поэтому вот восемь треков четвертого альбома, перечисленные от самого любимого до наименее любимого.

"Four Sticks": Темный и пугающий хит. Моя четвертая любимая песня во всей их дискографии. Я понятия не имею, о чем вопит Плант, но, случайно или намеренно, самая четкая фраза – «Oh baby, the river's red, ah baby, in my head». Это та версия Led Zeppelin, которая заставляла нас всех поднимать разворот альбома к зеркалу. "Four Sticks" входит в краткий список песен, которые мы с сыном составили для случая, если услышишь их на вечеринке – просто направляйся к выходу и уходи.

"When the Levee Breaks": Апокалиптическая гармоника в сочетании с самыми мощными ударами, которые я когда-либо слышал на пластинке. В то время как неудержимая волна надвигающейся катастрофы накатывает вперед, Роберт воет о смерти и разрушениях, вызванных грядущим наводнением, о своей собственной гибели в любом ее проявлении.

"The Battle of Evermore": Завораживающая фолк-баллада под мандолину, в которой упоминаются и назгулы, и «Князь Мира». Великолепный вокал Сэнди Денни сплетается с голосом Планта, создавая абсолютно завораживающее впечатление.

"Rock And Roll": Эй, я тоже люблю веселые песни, и эта – не что иное, как чистая радость, упакованная в менее чем четыре минуты. Браво Иэну Стюарту за буги-вуги на пианино.

"Going to California": Помню, где-то читал, что Джордж Харрисон упрекнул Zeppelin в том, что они никогда не пишут баллад, поэтому они написали одну – "The Rain Song" – для своего следующего альбома. Эта же песня звучит для меня как баллада, причем она мне нравится больше, чем "The Rain Song". Надо признать, что большинство баллад не включают в себя удар кулаком в лицо.

"Misty Mountain Hop": Милая и беззаботная младшая сестра "Four Sticks". Немного странная, немного пугающая, но – эй – она может быть и классной. Еще одна веселая песня. Если остальной альбом – это «Властелин колец», то эта – приключения (и экономика) «Хоббита».

"Black Dog": Сырой и грязный блюзовый трек, который действительно звучит так, как будто они написали его сами, не заимствуя и не переделывая какую-то ранее записанную блюзовую композицию. Говорят, что песня названа в честь черной собаки, которая бродила у студии. У меня есть сомнения.

"Stairway to Heaven": Вы же знали, что так и будет. Как только начинает звучать акустическая гитара, у меня в животе появляется неприятное ощущение. Потом флейта, потом очень тщательно пропетые слова. Все в ней кричит о том, что это Самая Важная Песня Всех Времен. И, конечно же, когда-то так и было – это была моя первая любовь к Zeppelin (и к музыке вообще), когда я только-только начинал знакомиться с рок-музыкой. Теперь же я считаю ее 2,5 величайшими минутами рока – которым предшествуют 5,5 минут чрезмерно искренней прихоти.

В целом, четвертый альбом Led Zeppelin, вероятно, занимает шестое место из девяти (я включаю сборник «Coda») в моем личном рейтинге Zeppelin, но это скорее связано с его заезженностью, чем с самими песнями. Было очень приятно переслушать его. За следующие 300 (или около того) альбомов!