Найти в Дзене
Гремлинские Будни

Самокат - твой друг. Как полюбить то, что все ненавидят

Оглавление

Ужасные малолетние лихачи, держащие в страхе пешеходов, многочисленные аварии с их участием, заставленные самокатами тротуары... Ужасы кикшеринга сейчас, кажется, коснулись почти каждого относительно крупного населённого пункта. Но так ли плохи самокаты как явление? Разберёмся.

Злейший враг пешехода.
Злейший враг пешехода.

Привет!

Это не первый мой материал на тему самокатов и движения в городе. Ранее я уже рассказывал о том, почему все ненавидят самокаты и самокатчиков, а теперь хочу остановиться подробнее на плюсах этого вида транспорта. А прошлую статью, если не видели, вооот показываю:

Итак, чем же хороши самокаты и почему их действительно стоит полюбить?

Транспортная система города и её нюансы

Городские передвижения - штука весьма и весьма сложная, подверженная влиянию большого количества факторов. В современном мире пишутся и защищаются целые научные работы по этой теме - всё чтобы передвижение в городах стало наконец комфортным и доступным.

Положим, есть у вас потребность переместиться по городу из точки А в точку Б. У вас есть несколько способов достичь этой цели:

  • Пешком: долго и энергозатратно
  • На машине - если она у вас есть
  • На автобусе / трамвае / прочем наземном виде транспорта - если есть прямой до вашего пункта назначения или есть возможность добраться с пересадками
  • На метро - если оно есть в вашем городе (и тогда вам вообще крупно повезло!)

Транспортные схемы обычно выстраиваются таким образом, чтобы закрывать потребности большей части населения, но не всех. Ну, не подведёшь же трамвайные рельсы к каждой квартире. Поэтому приходится что-то придумывать, и в этом списке есть ещё один пункт:

  • На средстве индивидуальной мобильности (в т. ч. самокате) - если оно у вас есть. Или...

Удивительное изобретение современности

Около десяти лет назад в моём городе стали появляться прокатные велосипеды. Опуская подробности (вроде того, что их массово портили и выбрасывали в реку), отмечу, что идея сдавать в прокат небольшое индивидуальное средство передвижения - хорошая. Но, к сожалению, велосипед не очень подходит к цели "переместиться из точки в точку" - как минимум, потому, что на нём надо крутить педали, а значит, в точку назначения есть шанс приехать уже изрядно взмокшим.

Словом, стартап не очень взлетел и на какое-то время ушёл в тину, хотя сейчас снова стали появляться прокатные велосипеды на улицах. Эх, вот бы было что-то похожее на велосипед, но самоходное...

И вот, спустя какое-то время стали появляться как электробайки, так и самокаты. И тут всё пошло в гору: не надо крутить педали, можно арендовать поминутно и кататься в удовольствие или доехать куда нужно. Ну, чем не прелесть?

Здесь точно не место сорвиголовам на самокатах.
Здесь точно не место сорвиголовам на самокатах.

Ложка дёгтя

Как я уже говорил в прошлой статье, основной негатив, продуцируемый самокатами, идёт не от самокатов как явления, а от их пользователей, которые ввиду отсутствия необходимого количества извилин ведут себя непотребно на дорогах и тротуарах. От этой проблемы, к сожалению, нет панацеи, и запрет самокатов в любом случае никак не избавит от корня проблемы - зато лишит рядовых граждан хорошего и удобного средства передвижения. Все проблемы идут от безнаказанности - об этом на канале тоже есть отдельная статья.

Другая большая проблема - беспорядочно оставленные самокаты - тоже идёт от человеческого пофигизма, безответственности и безнаказанности, но уже разрабатывается комплекс мер, который предотвратит и парковку в неположенных местах (когда самокатами перегораживают весь тротуар), и безрассудное вождение. Стоит только дождаться - и не запретить самокаты до этого момента.

Поговорим об основном предназначении самокатов через призму урбанистики?

Транспорт последней мили

В современной урбанистике есть понятие "последней мили" - это последний отрезок пути, который человеку необходимо преодолеть от остановки общественного транспорта до конечной точки назначения. Этот участок преодолевается, как правило, пешком, но зачастую транспортная система бывает спроектирована таким образом, что ближайшая остановка общественного транспорта может находиться в получасе ходьбы. И как тут быть?

На помощь приходит транспорт последней мили - разного рода средства индивидуальной мобильности, причём не обязательно самокаты: уже упомянутые велосипеды или обычные скейтборды тоже подойдут. Да хоть пого-стик.

Просто самокаты оказались наиболее рентабельными и удобными в сложившихся обстоятельствах.

К ним легко привыкнуть и научиться водить, их легко обслуживать, они относительно надёжны - словом, и для потребителя, и для поставщика этой услуги это просто идеальный вид транспорта.

Даже нарисованные бесят
Даже нарисованные бесят

Что за слово такое - кикшеринг?

Проблема транспорта последней мили до недавнего времени заключалась в том, что его необходимо попросту иметь, чтобы пользоваться. Выйти из автобуса, достать скейтборд / велосипед / лыжи и поехать. Согласитесь, звучит довольно абсурдно - кроме, пожалуй, скейта.

Кикшеринг - это новое слово, которое относится к краткосрочной аренде непосредственно самокатов и только их. Самокаты заняли эту нишу и вряд ли скоро из неё уйдут: любые другие СИМы либо не так удобны, либо требуют большого количества практики (как, например, стендбайки и моноколёса).

Кикшеринг идеально решает проблему транспорта последней мили: любой человек может за небольшие деньги воспользоваться самокатом, чтобы быстрее добраться до дома / работы, при этом не имея необходимости покупать самокат самому (хранить его, заряжать, обслуживать, таскать везде с собой - представляете, сколько мороки?). И уже за одно это самокаты можно полюбить.

Полноценное средство передвижения

Представьте: город. Час пик. Сотни машин стоят в мёртвых пробках, а вам срочно нужно добраться по делам. Что делать?

В ситуации, когда нет метро (а в большинстве наших городов метро нет), а выделенная полоса для автобусов заставлена припаркованными машинами, у вас почти нет шансов успеть вовремя. Если только...

Да, на самокате вам придётся ехать по тротуарам. Такова, к сожалению, цена, которую платите не вы, а пешеходы - велодорожки есть не везде и в ближайшем будущем вряд ли появятся. Зато у вас есть возможность в любое время арендовать самокат и добраться на нём в обход буквально всего трафика. Да, арендные самокаты не едут быстрее 25 километров в час, но зачастую (особенно в часы пик) этого достаточно, чтобы добраться до места назначения быстрее, чем на общественном транспорте или машине.

И это подводит нас к ещё одной важной детали: городской инфраструктуре, которая необходима для полноценной интеграции самокатов в схему движения.

Велодорожки - простое благо, которое так сложно получить
Велодорожки - простое благо, которое так сложно получить

Необходимая инфраструктура

Как мы уже поняли, самокаты - это хорошо. Но что делать зашуганным пешеходам, если не хочется постоянно уворачиваться от шумахеров на двухколёсных болидах?

В городах должны появляться велодорожки - причём не в том виде, в котором они есть сейчас (когда велодорожку от тротуара или дороги отделяет только сплошная линия). Велодорожка должна быть отдельна и от тротуара, и от полос движения автомобилей - только так гарантируется безопасность пешеходов и самих велосипедистов / самокатчиков.

Это достигается за счёт выделения полноценного пространства для движения велосипедов, физически ограниченного от дороги и тротуара бордюрами, причём на таких велодорожках могут даже присутствовать собственные светофоры, не совпадающие по тактам с автомобильными или пешеходными. Примеры таких дорожек можно увидеть в Скандинавии. До нашей страны они однажды тоже доберутся - но, возможно, не очень скоро.

Другая инфраструктурная проблема - парковки самокатов. Сейчас самокат можно бросить где угодно: хоть в траву, хоть под колёса, хоть посреди пешеходной тропы. Опять-таки, необходимы отдельные пространства, где можно парковать двухколёсный транспорт, а пользователи должны быть обязаны парковать его таким образом, чтобы он никому не мешал.

И для всего этого (включая и меры по воспитанию пользователей самокатов) нужны средства, силы и время. Но...

Дороги были бы прекрасны, если бы ими занялись всерьёз
Дороги были бы прекрасны, если бы ими занялись всерьёз

Вердикт

Самокат - твой друг, мой друг и вообще классный парень, которому можно доверить передвижение своей тушки до места назначения. В ряде случаев это просто незаменимая находка, решающая сразу массу проблем.

К сожалению, сформированное негативное отношение получилось таким неспроста, и кажется, что это надолго. Формированием позитивного имиджа средств индивидуальной мобильности нужно заниматься системно, трансформируя и инфраструктуру под нужды современной городской мобильности.

Пока заголовки пестрят лишь заявлениями о том, что пора запретить самокаты. И пока оно так - к сожалению, никто не будет задумываться о том, что самокаты - это действительно здорово.

Понравился материал? Бахни ему лайк и подпишись, тут весело!

А пока - вот ещё несколько материалов с канала: