Найти в Дзене
Гремлинские Будни

Чаевые. Нужно ли их оставлять?

Оглавление

Когда в следующий раз вы отправитесь в кафе, ресторан или на заправку (да-да, и там тоже теперь принято) - будете ли вы оставлять чаевые сотруднику, который вас обслуживал? Будете ли испытывать стыд за отказ оставить немного денег "лично" официанту, который принёс ваше блюдо? Обо всём этом поговорим в этой статье.

Привет!

К написанию этой статьи меня подтолкнула забавная новость об очередном способе, которым в ресторанах побуждают посетителя оставить на чай. Об этом чуть позже, а пока разберёмся с самим понятием: что же такое чаевые? Откуда появилась традиция оставлять чуть больше денег, чем указано в чеке?

Непростая история чаевых

Пара минут беглого поиска в интернете - и вот, мы выясняем, что традиция давать "на чай" появилась там, где чай любят больше всего - в Англии. И страшно подумать, но этой традиции уже больше 500 лет!

Дело было так: вельможи, посещавшие те или иные заведения, часто могли засидеться допоздна. Поскольку времена были лихие, а о системе безопасности тогда ещё особо не задумывались, ехать ночью домой было чистой воды самоубийством: в любом тёмном углу на такого богатея могли напасть самые обыкновенные разбойники.

Ввиду всего этого оставалась одна опция: остаться на ночь у владельца заведения - благо, такая возможность часто была, поскольку многие трактирщики буквально жили в том же заведении и могли любезно предоставить одну из своих комнат для задержавшегося посетителя. Но возникала другая проблема: ведь гость - это джентльмен (или дама), и о нём непременно нужно заботиться! А поскольку такие гости не таскали всюду с собой своих слуг, во время таких ночёвок за ними ухаживали слуги хозяина заведения. И уходя, гость вознаграждал слуг за проделанную работу: в конце концов, они не были обязаны ему прислуживать.

Иными словами, изначально традиция давать чаевые была положена в отношении слуг, которые выполняли работу сверх своей обычной, обслуживая не только своего хозяина, но и его гостя. Такая практика очень быстро распространилась и на другие европейские страны, в первую очередь на Францию, ближайшую соседку Англии.

Ну а само название "на чай" произросло из того, что в XVI веке, когда происходили описываемые события, в Англии только начала появляться традиция пить чай - и была она привилегией высших слоёв общества.

Возникает вопрос: а как эта славная традиция перекочевала в кафе и рестораны и почему она продолжает ползти во все остальные сферы обслуживания?

Деньги на чай - слишком буквально.
Деньги на чай - слишком буквально.

Секрет прост: в XIX веке в Америке начинают открываться первые рестораны французского типа. До этого в Штатах были распространены только "едальни" (буквально, на английском эти заведения назывались "eatery"), где оплата пищи производилась до приёма пищи, а трансфер блюд от стойки выдачи до столика производился самим посетителем. По сути, правильным переводом такого названия будет традиционно-русское понятие "столовая". При этом в зале присутствовали сотрудники, которые могли помочь донести подносы, но им никто не платил сверх жалования.

Всё изменилось с приходом ресторанов, в которых оплата по счёту производилась после приёма пищи, а каждый столик обслуживался отдельно официантом. Эта практика очень скоро стала популярной, и многие заведения стали переквалифицироваться из столовых в рестораны, при этом практически не меняя меню. Такой ребрендинг позволял заведению стать более модным и повысить цены, буквально пустив пыль в глаза зажиточным слоям общества - ведь только им в то время были доступны подобные заведения. Труд официантов же стал считаться отдельным пунктом обслуживания, за который стало принято давать "на чай".

Многие общественные деятели были недовольны подобной традицией, ведь счета за рестораны стали только крупнее. В отдельных штатах даже пытались двигать законы, прямо запрещавшие практику оставления чаевых, однако эти попытки ни к чему не привели.

Источник всех этих откровений можно почитать вот здесь, если у вас хороший английский: я сократил повествование, чтобы не раздувать статью слишком сильно.

Нетрудно догадаться, что в современной России эта традиция существует в основном благодаря американским стандартам, популяризируемым с помощью медиа, в том числе и фильмов. В прошлом в России уже была попытка привить населению культуру оставления чаевых, однако она не прижилась, полноценно возродившись уже только в конце XX века.

Удивлён такой историей? Бахни лайк, прежде чем продолжить чтение!

Тогдашние трактиры выглядели чуть иначе, но для иллюстрации сойдёт.
Тогдашние трактиры выглядели чуть иначе, но для иллюстрации сойдёт.

Сложнее, чем кажется

Если вдруг у вас появилась мысль, что чаевые - это простая и линейная история, то могу вас удивить: это настоящий социологический феномен, который на полном серьёзе изучается учёными из разных стран. Да, кстати о разных странах!

В разных странах действуют разные традиции оставления чаевых. Вот несколько примеров:

  • Россия: практика чаевых считается добровольной, но если вы не оставите денежку официанту, на вас могут косенько посмотреть. Сумма чаевых обычно составляет 5-10% от суммы счёта.
  • США: оставление чаевых считается добровольно-принудительным и составляет обычно 18-25% от суммы счёта.
  • Китай: до недавнего времени практика оставления дополнительных сумм обслуживающему персоналу считалась сродни взятке и была запрещена. Затем наступила оттепель, и теперь это явление даже поощряется.
  • Япония: оставлять чаевые не принято. Нужно платить строго по счёту, а если вы очень хотите оставить немного сверху, будьте готовы к тому, что это будет воспринято как оскорбление, а вас догонят на выходе и силой заставят забрать свои грязные бумажки.
  • А вот в Швеции традиции оставлять чаевые нет вовсе. Почему так - никто не знает.

Пора поговорить о том, почему посетители стремятся оставить "на чай"?

Он смотрит на тебя как на свои чаевые.
Он смотрит на тебя как на свои чаевые.

Для чего посетители оставляют "на чай"

Как я уже упомянул, мы живём в стране, в которой оставление чаевых не считается обязательным: вы вправе сами решать, хотите ли вы дополнительно вознаградить обслуживающий персонал или нет.

Вообще, когда мы говорим про деньги на чай, в первую очередь в голову приходят официанты, хотя список тех, кому обычно дают чаевые, вовсе ими не ограничивается: носильщики багажа и лифтёры в отелях, таксисты и прочие сотрудники сферы обслуживания тоже обычно вознаграждаются чаевыми за хорошую работу. В современных реалиях на чай часто дают курьерам за быструю доставку. В целом, нет какого-то единого списка работ, где принято давать на чай, а где - нет: при желании вы можете вознаградить и автомойщика, и заправщика, и почтальона. Другое дело, что где-то это считается общественно принятым и приемлемым, а где-то нет.

Так, оставление чаевых официантам считается не только приемлемым, но и как будто бы "обязательным", и официант может вполне обидеться, если вы не захотите оставить ему лишний рубль за обслуживание. А в других профессиях всё лояльнее, и вы можете как оставить деньги, так и не оставлять - никто на вас косо не посмотрит. Но стоит отметить, что практика оставления чаевых постепенно расползается на очень широкий список профессий: вот уже и заправщики ждут вашей копеечки за выполнение настолько рутинной работы, как подача топлива в бензобак.

Ввиду того, что "так принято", мы начинаем ощущать некоторое давление, которое и принуждает нас достать кошелёк лишний раз и потратить немного больше денег в ресторане. Как будто, если этого не сделать, можно стать объектом насмешек со стороны как персонала ресторана, так и других посетителей: словно всем есть дело до того, какой вы жмот. А там уж, не ровен час, официант и в суп плюнуть может!

В целом, к оставлению чаевых нас двигает в основном не столько желание вознаградить особо отличившегося официанта, сколько желание быть похожим на других посетителей, желание оставить хорошее впечатление и нежелание выделяться из толпы, демонстрируя "как бы непринятое" поведение.

Примерно так на вас посмотрят, если вы не оставите на чай. Ещё и пальцами тыкать будут.
Примерно так на вас посмотрят, если вы не оставите на чай. Ещё и пальцами тыкать будут.

Кому выгодна такая схема

Один из самых любопытных вопросов состоит как раз в том, кто имеет большую выгоду от традиции оставлять чаевые.

Предположим, вы владеете небольшим рестораном и угощаете своих посетителей отменными блинчиками с разными начинками. Ваши посетители в восторге, ну а вам, в свою очередь, нужно постоянно решать проблему найма новых сотрудников. В том числе и официантов.

Как законопослушный гражданин, вы ведёте свой бизнес исключительно по-белому: все ваши сотрудники устроены официально, и с каждого из них вы платите налоги. Никаких бумажных конвертов - всё честно и прозрачно. Сотрудник работает - сотрудник получает деньги.

И вот, в игру вступает фактор оставления денег "на чай". Ваши сотрудники неожиданно начинают получать больше денег, причём вновь обретённые средства не облагаются никаким налогом, в отличие от их официальной заработной платы. Ваши официанты становятся более довольны своей работой, а вот вы - нет: ведь все эти "лишние" деньги идут напрямую к ним в карманы, минуя ваш карман. Что же делать?

Вот здесь и пригождаются школьные знания математики. Ведь теперь, понимая, что ваши сотрудники получают больше денег, вы можете снизить их официальную заработную плату, устроив таким образом экономию своему предприятию. А что? Ваши официанты спокойно доберут недостающие суммы прямо от посетителей.

По итогу чаевые совершенно не выгодны для государства: ведь такие деньги не облагаются налогом, и неучтённые денежные массы оседают в чьих-то карманах. Для посетителя такая схема тоже не выгодна: ведь, как мы уже выяснили в предыдущем разделе, гости чаще оставляют чаевые из чувства необходимости и вины, нежели по доброй воле.

А вот для вас чаевые становятся исключительно выгодным фактором. Ведь теперь вы можете нанимать новых сотрудников на гораздо более низкую заработную плату: до комфортных сумм они доберут сами, и всё будет зависеть только от того, насколько хорошо они справляются со своей работой. Хорошие официанты будут иметь больше чаевых, плохие меньше. Таким образом, для вас, как для владельца бизнеса, история с чаевыми становится беспроигрышной ситуацией: это даёт вам возможность экономить на зарплатах и заодно стимулирует официантов работать лучше.

Кстати, о зарплатах уже нанятых официантов вам думать практически не нужно: на таких работах высокая текучка кадров, и люди надолго не задерживаются.

В итоге получается закольцованная схема: работодатель платит меньше денег официанту, официант ожидает добить эти деньги за счёт чаевых, посетитель чувствует себя обязанным оставить чаевые, и пока все гости оставляют на чай, у работодателя нет мотивации повышать зарплаты официантам. А ловко вы это придумали!

Ты платишь чаевые - капиталист богатеет!
Ты платишь чаевые - капиталист богатеет!

Как выжать больше чаевых?

И вот, в связи со всем этим, сотрудники сферы обслуживания начинают придумывать новые и новые схемы, как же заработать больше денег. Выпрашивание, давление на жалость, включение суммы чаевых в счёт - это лишь малая часть тех хитрых способов, которыми нас вынуждают заплатить побольше. Кстати о хитрости...

По логике, чтобы получить чаевые, сотрудник должен действительно отличиться. С официантами это не так сложно: достаточно хорошо знать меню и уметь хорошо прорекламировать ходовые блюда, быстро и вовремя подносить их к столику и быть доброжелательным. А вот представителям других профессий придётся труднее... Курьерам, например, и вовсе можно оставить на чай только из жалости: например, если за окнами метель и минус тридцать, а вам всё равно в срок привезли горячую пищу на дом.

Кстати, в ресторанах и вовсе действует забавная несправедливость: еду готовят повара, а чаевые получают официанты.

Собственно, к изучению этой темы меня побудил забавный инцидент: в Америке оставление чаевых стало настолько рутинным занятием, что было включено в программу оплаты чека: после оплаты основной суммы появляется окошко, предлагающее оставить официанту на чай. Ушлые коммерсанты стали заклеивать стикером кнопку отказа от чаевых - чем не способ побудить посетителя раскошелиться?

Сюда же, к не очень честным способам, я бы отнёс и включение чаевых в общий счёт, поскольку это происходит вне поля зрения посетителя и вынуждает его очень тщательно следить за тем, что и сколько он оплачивает, а также давление на жалость: уже сколько раз видел на стойках в кофейнях сиротливый стаканчик с подписью вроде "на лечение у психолога" (дескать, нервная у нас работа) или "на корм котику" (ну оставь, что ж ты за человек такой, у нас живность голодает, а ты жадничаешь).

В конце концов, я считаю, что чаевые должны оставаться мотиватором для обслуживающего персонала выполнять свою работу не просто качественно и по регламенту, а сверх этого: угадывать желания гостя и быть чуть лучше.

Как думаете: стал бы он так улыбаться, если бы не надеялся получить от вас лишние деньги?
Как думаете: стал бы он так улыбаться, если бы не надеялся получить от вас лишние деньги?

Так что же, чаевые - это хорошо или плохо?

Чаевые - это классическая системная проблема, у которой нет простого решения. Чтобы победить практику оставления чаевых и избавиться от необходимости тратить деньги сверх счёта, нужно, чтобы все и одновременно перестали оставлять чаевые. Тогда доходы официантов резко упадут, они начнут уходить с такой низкооплачиваемой работы, а проклятому капиталисту всё-таки придётся раскошелиться на найм новых официантов с более крупным жалованьем.

Но поскольку в любой подобной проблеме невозможно, чтобы все одновременно перестали что-то делать, официантам так и будут занижать зарплаты, а вы так и будете чувствовать за собой вину, если не оставите пару лишних сотен сверх счёта - даже если обслуживание вас вообще ничем не удивило.

Впрочем, можно взглянуть на явление и с позитивной стороны: в конце концов, чаевые - это хорошая возможность вознаградить действительно отличившегося официанта / заправщика / курьера - кого угодно. Другое дело - что этот процесс должен быть добровольным, а никак не принудительным или добровольно-принудительным, и уж точно сумма чаевых не должна включаться в счёт обслуживания.

Спасибо за внимание! Это были Гремлинские будни.

Если статья показалась интересной - поставь ей лайк, расщедрись на чаевые в виде комментария и подписывайся: у нас здесь много интересного!

А пока предлагаю глянуть и другие статьи на канале: