17-18 июля в Баку проходил Съезд движений против французского колониализма, сопровождаемый немалым медийным шумом.
На мероприятие, посвящённое актуальным проблемам заморских территорий Франции, прибыли, в частности, лидеры более 15 политических объединений из Корсики, Меланезии, Полинезии, группы Карибских и Антильских островов. Сообщается, что «антиколониальное» действо было организовано Народным союзом освобождения Гваделупы при поддержке Бакинской инициативной группы.
«Идея проведения Съезда принадлежит политическим партиям и движениям, борющимся за независимость заморских территорий Франции. В работе съезда в качестве почетных гостей принимают участие 3 организации с островов Бонайре и Сен-Мартен, которые являются колониями Нидерландов.
Выступивший со вступительной речью исполнительный директор Бакинской инициативной группы Аббас Аббасов отметил, что во время недавних беспорядков в Новой Каледонии члены движения за независимость были незаконно арестованы французской полицией. С ними обращались как с террористами, тайно доставили в Париж и подвергли различным пыткам. Среди них были женщины с маленькими детьми. Бакинская инициативная группа заявляет, что будет оказывать помощь семьям политзаключенных и защищающим их права адвокатам», – пишет государственное агентство Azertag.
Участники форума обсуждали способы преодоления французского колониализма путём создания единой платформы для проведения более организованной борьбы за независимость. Кроме того, съезд «поможет повысить осведомлённость международного сообщества о многочисленных преступлениях и незаконных действиях, совершаемых в колониях французским правительством против коренных народов, которые являются исконными хозяевами этих территорий».
Исполнительный директор Бакинской инициативной группы Аббас Аббасов также объявил о введении студенческой стипендии, призванной дать проживающим во французских колониях молодым людям возможность учиться в высших учебных заведениях прикаспийской страны. По словам политолога Ильгара Велизаде, «в условиях формирования новой глобальной архитектуры безопасности, в том числе в рамках политических решений лондонского саммита, Баку заявляет о своей роли представителя интересов "глобального Юга" на площадке "глобального Севера"... Пусть у Франции и Азербайджана разные весовые категории в мировой политике, Съезд движений за независимость колонизированных Францией территорий показал, что при наличии у одной из сторон сильных аргументов в свою пользу эта разность может казаться не такой уж и непреодолимой».
Ни у кого не вызывает сомнения тот упрямый факт, что Азербайджану не под силу в одиночку вступить на благородный путь разрушения остатков французской колониальной империи. Сдаётся, за громким антиколониальным пафосом страны, тесно сотрудничающей с Израилем, число палестинских жертв которого уже превысило 100 тысяч человек, явственно маячит тень, к примеру, «поднимающейся с колен» Османской империи в лице одного из самых хитрых политиков современности президента Турции Эрдогана, правительство которого пытается укрепиться в бывших французских влатениях. А за ним, даже не особо маскируясь, маячит Британская Корона в лице её фронтмена, главы британской внешней разведки Ричарда Мура, личного друга (если не более) турецкого лидера, всё больше сталкивающегося с проблемами в экономике и в политике.
«Что общего между отсутствием французских наблюдателей на президентских выборах в Азербайджане 7 февраля, группой, осуждающей “французский колониализм”, и онлайн-кампанией, нацеленной на Олимпийские игры 2024 года? Это три грани новой наступательной стратегии, принятой азербайджанской дипломатией в отношении Франции», – раздумывает канал France24, опубликовавший объёмистое расследование под претенциозным названием «Baku connection» («Бакинский связной»).
Парижские шерлоки абсолютно правы в том, что Баку отказался от икорной дипломатии в Париже после того, как победили во второй Карабахской войне осенью 2020 года: «Два года спустя президент Франции Эммануэль Макрон заявил в интервью телеканалу France 2: “Мы никогда не бросим армян”. Для Баку это холодный душ».
В ноябре прошлого года весьма критическое видео об организации Олимпийских игр во Франции вызвало волну возмущения во французских СМИ. Viginum, французское правительственное агентство по защите от иностранного цифрового вмешательства заявило о связанной с Азербайджаном «кампании влияния».
В своем техническом отчете, сообщает France 24, Viginum приходит к выводу, что эта операция, усиленная фейковыми сайтами и аккаунтами в социальных сетях, «вероятно, нанесёт вред фундаментальным интересам [французской] нации».
«В то же время Азербайджан продвигает по всем направлениям требования “Бакинской инициативной группы”. Ее члены, активисты независимости из французских территорий и регионов, таких как Гайана, Мартиника, Новая Каледония и Гваделупа, уже более шести месяцев не упускают возможности осудить “колониалистскую политику” Франции XXI века», – штурмуют вершины дедукции наследники комиссара Мегрэ.
«Какое это имеет отношение к Азербайджану?» – задаются они сакраментальным вопросом, и тут же на него отвечают: «Исполнительным директором этого собрания сепаратистов является азербайджанец Аббас Аббасов, долгое время работавший в Национальном нефтяном фонде Азербайджана».
Вспоминается сакраментальное: «если утка похожа на утку, крякает как утка и летает как утка, то это, наверное, и есть утка».
Проницательные французские журналисты не посмели раскрыть известный всему миру секрет бакинского полишинеля, которого дёргают за не столь уж невидимые ниточки из Анкары и Лондона.
Каковы же причины развязанной на Темзе войны против обломков французской колониальной империи?
Нет сомнения в том, что мстительных британцев терзает застарелая фантомная боль по утерянной в XVIII веке собственной колонии – Америке.
Восставшие колонисты потерпели бы сокрушительное поражение от британских войск, если бы им на помощь не прибыл из Франции экспедиционный корпус маркиза Рошамбо. Организовал его отправку через океан знаменитый маркиз де Лафайет, который и сам вскоре переплыл через Атлантику и храбро сражался за независимость Североамериканских Соединённых Штатов.
Впрочем, и без этого межимпериалистических противоречий (как это явление характеризовала советская пропаганда) между Францией и Великобританией хватает аж «по самое не могу».
В последние годы беженцы из Африки и Ближнего Востока стремятся попасть из Франции на ту сторону Ла-Манша, кто на резиновых лодках с мотором, а кто и на каноэ. Число таких мореплавателей исчисляется тысячами.
Британские власти рвут и мечут, обвиняя Париж в бездействии, несмотря на то, что они ему платят для усиления контроля за береговой линией десятки миллионов евро. Более того, в Лондоне полагают, что французы не сильно стараются тормозить поток мигрантов. В доказательство демонстрируют видеокадры, на которых группа французских жандармов спокойно наблюдают за тем, как с десяток мигрантов спускают на воду надувную лодку и берут курс на Альбион. В ответ на такие обвинения министр внутренних дел Жеральд Дарманен дежурно переводил стрелки на британцев, обвиняя их в том, что у них «слишком привлекательное трудовое законодательство». Мол, нечего валить с больной головы на здоровую.
Британцы, в свою очередь имеют большой зуб на французов, и особенно на их президента Эмманюэля Макрона за то, что те проводили сверхтвердую линию на переговорах по пресловутому брекзиту. Ну и конечно, отношения между обеими столицами испортил нерешённый «рыбный вопрос».
Вопрос о праве французских рыбаков заниматься промыслом у берегов Нормандских островов, в частности у острова Джерси, в 2021 году в очередной раз поставил Париж и Лондон на грань серьезного конфликта.
Свыше 60 французских траулеров устроили протестную акцию в непосредственной близости от Сент-Хелиера, портовой столицы Джерси. В ответ тогдашний премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, опасаясь блокады острова, направил два сторожевых корабля, как было заявлено в Лондоне, в «качестве предупредительной меры». Он подчеркнул, что поддержка Джерси «непоколебима».
Реакции Парижа не пришлось долго ждать: два патрульных корабля французских ВМС взяли курс в том же направлении. А накануне министр по морским делам Франции Анник Жирарден заявил, что правительство Пятой республики готово на «ответные санкции», включая прекращение подачи электроэнергии на Джерси. Дело в том, что 95 процентов электроэнергии поступает на остров по подводным кабелям именно из Франции.
Есть серьёзный конфликт в борьбе за ресурсы Восточного Средиземноморья между Турцией и ее кураторами из Лондона с одной стороны, и Грецией и ее кураторами из Франции – с другой.
Все эти конфликты номинально слегка приглушены, но продолжают тлеть, способствуя креативному мышлению «британских учёных», которые и додумались начать против Франции прокси-войну силами своих криптосателлитов из Анкары и Баку.
«…Учитывая тесные связи Азербайджана с Британией и США, не исключено, что совместно с Турцией они активно участвуют в англо-саксонских планах по "охолащиванию" Франции, целью которых является лишение французов всех ресурсов, для того чтобы иметь потенциальную возможность возродится в качестве великой державы и создать независимый от США центр силы. Не то чтобы нынешние французские власти сильно к этому стремятся, но учитывая довольно независимую позицию Франции по отношению к США после Второй мировой войны, особенно на фоне подобострастия остальных европейских стран, соблазн проведения такой политики может возникнуть вновь. Но вот если у Франции не будет потенциальной возможности для этого, то любая независимость от США останется лишь в воспоминаниях и досужих разговорах… нет ресурсов – нет проблемы», – отмечает телеграм-канал «Россия – не Европа», совершенно справедливо советуя относиться к «борцам с антиколониализмом» с берегов Апшерона и им подобным «крайне осторожно, потому что по факту их деятельность не вредит Западу, а только укрепляет его позицию с точки зрения его главной стратегической цели – сохранения глобального доминирования Западной цивилизации».
Владимир Прохватилов