Попытались классифицировать привычные методы воспитания, расположив их от менее результативных и самых токсичных к более эффективным. Проверьте, какие из них практикуете вы?
10 место: унижение и обесценивание
Худший возможный вариант для воспитания, зато идеальный — если надо полностью принизить самооценку ребенка. Зато тот, кто воспитывает доволен: укрепил собственный авторитет — пусть страхом и агрессией.
9 место: принуждение
Взрослые лучше знают — под этим девизом родители часто навязывают ребенку свои принципы и убеждения. Я лучше знаю, что тебе по жизни пригодится математика. Не разбираешься — разберешься, не хочешь — заставим. Такая позиция чревата отсутствием у человека собственного мнения, а также протестом и негативным отношением к тому, к чему ребенка принуждают.
8 место: наказание
Сразу оговоримся: мы НЕ ПРО ФИЗИЧЕСКОЕ НАКАЗАНИЕ — ОНО НЕДОПУСТИМО! Мы про наказания другие. Бывают моменты, когда необходимо, чтобы ребенок правильно понимал границы допустимого. При этом наказание должно быть: а) справедливым; б) понятным; в) не жестоким — и уж тем более не физическим! А наказывать за малейшую шалость или разбитую случайно чашку — это вообще не воспитание, а садизм.
7 место: приучение
Этот метод психолог в целом называет позитивным — приучать к порядку и правилам поведения необходимо. Но тут другая проблема — ведь есть нормы, принятые в обществе, а есть наши личные «тараканы». И вот они порой осложняют ребенку адаптацию к окружающему миру.