Найти в Дзене
Чайный Дом Сугревъ

Купчихи за чаем или истории героинь Кустодиева и Маковского

Купчихи за чаем или истории героинь Кустодиева и Маковского

Новый наш рассказ о картинах русских художников.

КУСТОДИЕВ: ЧАЕПИТИЕ КАК СИМВОЛ

Интересно, как рождаются сюжеты и образы в живописи. Внук дьячка, сын выпускника и преподавателя духовной семинарии Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) создал классические образы провинциального купечества. Он был уроженцем Астрахани – старинного купеческого города, любил Кинешму – по его словам «очень красивый городок, с такой типичной местной физиономией», учился живописи и жил в Санкт-Петербурге. Наиболее жизнерадостные, яркие полотна он создает, будучи начала тяжело больным, а потом – прикованным к инвалидному креслу. Роскошную, аппетитную трапезу знаменитой «Купчихи за чаем» он писал по памяти в 1918 году в Петрограде. Из его письма другу: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе». Его купцы и купчихи, степенные извозчики, чаевничающие в своих домах, лавках и трактирах – символ традиций ушедшей России, ностальгия по ней.

Интересно, что впервые «Купчиха за чаем» (тогда – «Купчиха на балконе») была выставлена с 13 апреля по 29 июня 1919 года в Зимнем дворце. Главный императорский дворец России назвали тогда Дворцом искусств и разместили в семнадцати его залах «Первую государственную свободную выставку произведений искусства». Вместе с «Купчихой» Кустодиев представил астраханский пейзаж «Мост», историческое полотно «Степан Разин», натюрморт «Раковины» и эскизы украшения одной из площадей Петрограда к первой годовщине революции с сюжетами «Огородница», «Жнея», «Столяр», «Пекарь», «Сапожник», «Портной», «Труд» (для флага). В 1922 году «Купчиха» (уже как «Купчиха за самоваром») отправилась в Берлин – на Первую выставку русского искусства.

Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 год. Из собрания Государственного Русского музея
Борис Михайлович Кустодиев, «Купчиха за чаем», 1918 год. Из собрания Государственного Русского музея
Борис Михайлович Кустодиев, вариант картины «Купчиха за чаем», написанный в 1923 году. Здесь акцент сделан уже не на изобилие чайного стола, а на сервировку – чашка с позолотой, «золотой» же самовар. Из собрания Нижегородского государственного художественного музея
Борис Михайлович Кустодиев, вариант картины «Купчиха за чаем», написанный в 1923 году. Здесь акцент сделан уже не на изобилие чайного стола, а на сервировку – чашка с позолотой, «золотой» же самовар. Из собрания Нижегородского государственного художественного музея

Дородная, белотелая, нарядная купчиха – воплощение художником в слегка лубочной манере народных представлений о красоте, достатке, довольстве жизнью. И – отголоски его воспоминаний. «Я помню купчих, которые жили за нашим домом в Астрахани, помню, во что была одета та или иная купчиха или купец» – говорил Кустодиев.

Посмотрим, кто служил художнику моделями. В 1912 Кустодиев написал картину «Купчихи» («Купчихи в Кинешме»), поместив героинь на Базарную площадь Кинешмы (на заднем плане видна церковь Благовещения Пресвятой Богородицы). «Купчиха» в синем платье – это двадцативосьмилетняя Елизавета Михайловна Зеленская, урожденная Боткина. Ее дед по отцу – купец первой гильдии и фабрикант, один из знаменитых зачинателей российской чаеторговли, меценат и благотворитель Петр Кононович Боткин, дед по матери – купец первой гильдии Никита Герасимович Солодовников. А вот ее отец Михаил Петрович Боткин был академиком и почетным членом Императорской академии художеств, одним из лучших рисовальщиков, художником-реставратором, виднейшим коллекционером. (Стоит упомянуть дядю Елизаветы Михайловны – знаменитого русского терапевта и физиолога Сергея Петровича Боткина, а также двоюродного брата Евгения Сергеевича Боткина – лейб-медика Николая II, после революции разделившего с императором трагическую судьбу). Сама же Елизавета Михайловна родилась в Санкт-Петербурге, училась на Высших женских (Бестужевских) курсах, работала учительницей. В 1942 году она скончается во время блокады Ленинграда.

Борис Михайлович Кустодиев, «Купчихи», 1912 год. Из собрания Киевской картинной галереи
Борис Михайлович Кустодиев, «Купчихи», 1912 год. Из собрания Киевской картинной галереи

В 1915 Кустодиев пишет «Красавицу» – пробудившуюся от сна обнаженную женщину, купчиху как русскую Венеру. Позировала ему двадцатидвухлетняя актриса Московского Художественного театра Фаина Васильевна Шевченко. В МХТ Шевченко прослужит до 1959 года, будет сниматься в кино, станет народной артисткой СССР и лауреатом двух Сталинских премий. Скончается героиня картины в 1971 году.

Фаина Васильевна Шевченко: роль первой боярыни в спектакле МХТ «Федор Иоаннович»
Фаина Васильевна Шевченко: роль первой боярыни в спектакле МХТ «Федор Иоаннович»

И, наконец, модель «Купчихи за чаем» – Галина Владимировна Адеркас из остзейского дворянского и баронского рода, ведущего историю с XIII века. Она была уроженкой Уссурийска (а не Астрахани, как говорится в воспоминаниях родных Кустодиева); в 1917 году, восемнадцатилетней, поступила в Петроградский женский медицинский институт; жила в одном подъезде с семьей Кустодиева. Потом Адеркас бросит учебу, переедет в Москву, где будет учиться вокалу, а затем работать в труппе Московского театра камерной сцены, петь в русском хоре управления музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, озвучивать фильмы. С 1940 года сведения о ней в архивах теряются. Ее муж – композитор, музыковед, историк древнерусской литературы Сергей Алексеевич Бугославский (Богуславский) скончался в 1946 году.

Борис Михайлович Кустодиев, этюд к «Купчихе за чаем», 1918 год. Из собрания Государственного Русского музея
Борис Михайлович Кустодиев, этюд к «Купчихе за чаем», 1918 год. Из собрания Государственного Русского музея

МАКОВСКИЙ: ЧАЙ С ЭТНОГРАФИЧЕСКИМ УКЛОНОМ

В 1916 году картину «Купчихи. Чаепитие» пишет уроженец Санкт-Петербурга Александр Владимирович Маковский (1869-1924) – живописец и график из знаменитой художественной династии Маковских, автор, в частности, сельских пейзажей и жанровых сцен. Пятнадцатого апреля 1917 года в Петрограде выходит №79 «журнала красивой жизни», первого русского глянца, «Столица и усадьба». В статье «По выставкам» публикуется фотография картины Маковского под названием «Купчихи» и с упоминанием ее экспонировании на выставке Товарищества передвижников.

Неизвестно, кто и где позировал Маковскому. Более определенно можно сказать по поводу головных уборов героинь картины: это косынки-головки с золотной вышивкой по очелью и концам, особенно распространенные в Семеновском, Нижегородском, Горбатовском, Балахнинском уездах Нижегородской губернии. Знаток и бытописатель Нижегородского края Павел Иванович Мельников-Печерский (1818/1819-1883) писал, что головки носили замужние горожанки и зажиточные жительницы деревень. В некоторых местах их надевали и девушки. На картине Маковского одна из головок – темная, между тем черный и лиловый шелк выбирали в старообрядческой среде. В конце XIX- начале XX века головки стали выходить из употребления, их сменили простые шелковые платки в роспуск.

Возможно, Маковский написал картину на волне патриотического подъема Первой мировой войны, обратившегося к «русской», народной теме. И женщины на картине, пьющие чай из изящных фарфоровых чашек с позолотой – либо дворянки, позирующие в коллекционных народных костюмах (как не вспомнить собрания Щукина, Тенишевой, Долматова, Шабельской), либо представительницы купеческого или обеспеченного мещанского сословия, доставшие из сундуков наряды бабушек.

Александр Владимирович Маковский, «Купчихи. Чаепитие», 1916 год, частное собрание. Фотография сделана на выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма
Александр Владимирович Маковский, «Купчихи. Чаепитие», 1916 год, частное собрание. Фотография сделана на выставке «Журнал красивой жизни» в Музее русского импрессионизма