Найти в Дзене
АвиаОбоз

Самолет с революционными характеристиками A321XLR допущен к полетам

Регулятор Евросоюза EASA - Европейское агентство безопасности полетов - разрешило коммерческую эксплуатацию с пассажирами нового европейского самолета Airbus A321XLR. Cегодня в 13.30 он в небе в Фарнборо

Первый взлет Airbus A321XLR. Фото: Lutz Borck, Airbus
Первый взлет Airbus A321XLR. Фото: Lutz Borck, Airbus

Самолет называют революционным — он может совершить прорыв на рынке дальних перелетов и позволит авиакомпаниям открывать новые маршруты между континентами.

Первый A321XLR поступит в испанскую авиакомпанию Iberia, которая заказала восемь таких авиалайнеров. Первое воздушное судно уже окрашено в ливрею перевозчика и готово к установке двигателей.

Первый Airbus A321XLR в ливрее авиакомпании IBERIA. Фото: Airbus
Первый Airbus A321XLR в ливрее авиакомпании IBERIA. Фото: Airbus

На данный момент EASA выдало сертификат типа, т.е. одобрило полеты, варианту самолета с двигателями CFM LEAP-1A. Airbus ожидает получить сертификат на версию с силовыми установками Pratt & Whitney в конце 2024 года.

Как A321XLR может изменить рынок

Сейчас на рынке дальнемагистральных перелетов практически все рейсы совершают широкофюзеляжные самолеты. Они имеют по два прохода и перевозят от 250 пассажиров с обслуживанием в нескольких классах.

Такая ситуация приводит к тому, что авиакомпании не могут открывать дальние маршруты с низким спросом или же вынуждены нести дополнительные расходы на начальном этапе функционирования маршрута при раскатке рейсов, поскольку широкофюзеляжные самолеты летают полупустыми.

Решить проблему мог бы узкофюзеляжный самолет с меньшим числом мест и меньшим расходом керосина, но с дальностью широкофюзеляжного авиалайнера.

Видя большой спрос от авиакомпаний, Airbus решил сделать такой самолет. Интересно, что идею европейский производитель фактически взял у своего конкурента Boeing.

В 1980-х годах американцы вывели на рынок Boeing 757 — узкофюзеляжный авиалайнер, способный летать на дальние расстояния. Однако производитель не стал его модернизировать и из-за отсутствия спроса прекратил его производство в 2004 году.

Boeing 757-300 Azur Air Ukraine. Фото: avianews
Boeing 757-300 Azur Air Ukraine. Фото: avianews

Airbus A321XLR. Фото: Airbus
Airbus A321XLR. Фото: Airbus

Со временем авиакомпании начали списывать стареющие B757, и на рынке образовалась пустота в данном сегменте. Ее заполнил Airbus, который решил на базе модернизированного узкофюзеляжного самолета A321neo создать полноценный дальнемагистральный авиалайнер.

Новая модель получила обозначение A321XLR, где последние три буквы обозначают Extra Long Range — сверх большая дальность. Самолет может летать на расстояние до 8,7 тыс. км, берет на борт до 200 пассажиров и экономичнее устаревшего B757 на 30%.

Такие характеристики позволяют авиакомпаниям запускать новые дальние маршруты между городами, где нет спроса на 250-350-местные широкофюзеляжные самолеты.

Такие характеристики A321XLR позволили Airbus уже получить заказы на поставки свыше 500 авиалайнеров этой модификации.

Что изменили в базовом самолете

Базовая модель A321neo и версия A321XLR визуально похожи, однако новый авиалайнер получил значительные модификации, из-за чего потребовалась его полноценная сертификация.

В фюзеляже за крылом в A321XLR появился дополнительный хвостовой топливный бак объемом 12,9 тыс. литров — Rear Central Tank или RCT. Именно он и обеспечивает большую дальность полета.

Обтекатель на брюхе самолета под новым баком был удлинен и в дополнение к аэродинамической функции стал также выполнять роль защиты новой топливной емкости.

Изменениям по сравнению с базовой моделью также подверглись стойки шасси, закрылки и система поставки воды и канализации — из-за увеличения длительности рейсов туалеты должны выдерживать более высокую нагрузку.

Что ожидать пассажирам

A321XLR относится к узкофюзеляжным авиалайнерам, которые считаются менее комфортными, чем широкофюзеляжные.

Однако новые технологии позволили решить проблему. В бизнес-классе устанавливаются кресла, раскладывающиеся в горизонтальные кровати. В эконом-классе пассажиры обеспечены развлекательными системами, которые позволяют не заскучать на 10-часовых перелетах.

Салон Airbus A320neo Air Astana. Фото: avianews
Салон Airbus A320neo Air Astana. Фото: avianews

Комфорта добавляет и меньшее число мест. Хотя A321XLR потенциально может взять на борт 240 пассажиров, авиакомпании заказывают его с меньшим числом кресел. Например, первый эксплуатант авиалайнера испанская Iberia установит в нем 182 кресла — 16 кресел-кроватей в бизнес-классе и 168 кресел в эконом-классе.

Испанский авиаперевозчик намерен усилить свою дальнемагистральную сеть с помощью новой модели, и первыми дальними направлениями A321XLR из Испании станут Бостон и Вашингтон.

Источник: avianews

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале

Самолеты
6360 интересуются