Нескучный внутренний туризм. Городец с погружением: ехать, чтобы изучать поволжский народный дизайн, роспись, резьбу, русскую каллиграфию, любоваться красивыми старинными домами и дивиться невероятным людям, когда-то Городец населявшим.
Щепной товар в стиле нуар
В Городце производятся превеселенькие деревянные сувениры. Иногда настолько, что не веришь своим глазам. Вот из витрины сувенирного магазина пустыми глазницами смотрит череп. Черный. Блестящий. Деревянный. Надбровные дуги, скуловые кости и челюсть густо разрисованы крутобокими завитушками и ягодками-клубничками, радостно сияет золотой лак хохломской росписи.
"Ходкий товар, часто на подарки берут! Вот еще бита бейсбольная хохломская есть, не интересуетесь? " - сообщает румяная продавщица. Да как же не интересоваться?!😆
Городок-то Городец, чай, сказочный, что ни наличник, то мифические китоврасы и апокрифические "фараонки", что ни крылечко, то чугунный кружевной шедевр, что ни музейчик, то загляденье!
ПРО КРИУЛЮ И ОЖИВКУ
Городецкая роспись - главное мастерство, снискавшее Городцу славу. Особый дизайн очень способствовал сбыту «щепного товара», деревянной домашней утвари, в изобилии производившейся из отходов лесопильного промысла: миски, гребни, коромысла, мочесники, донца прялок (по-городецки -"дёнца") и «швейки». Предметы украшались немудреной росписью, птичками да лошадками. В Городце были свои звездные авторы - художники Лазарь и Антон Мельниковы из деревни Хлебаихи. В 1859-1860 годах им не было равных по части инкрустации прялочных донец мореным дубом. Но старинную традицию с подкрашиванием резьбы и инкрустацией в последней четверти XIX века вдруг вытеснила необычная роспись, особенные сюжеты которой - лихие тройки, купчихи в роскошных кринолинах за самоваром, геройские гусары на вороных жеребцах, и даже пароходы и паровозы - нигде в России больше не встречаются. Это особое городецкое мастерство со своей авантюрной историей. Возникла роспись в заузольских селах близ Городца: Косково, Курцево и Хлебаиха. Городецкая роспись стала предметом коллекционирования, ее лучшие образцы бережно хранятся в музеях, есть и в краеведческом музее самого Городца, и в Нижегородском музее, и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, что на Делегатской улице. Смотрите!
ОЛОВЯННОЕ ЗОЛОТО ХОХЛОМЫ
Единожды увидев Городецкую роспись, ни с чем её не спутаешь, настолько она своеобразна, несмотря даже на то, что по соседству изготавливалась другая популярная деревянная посуда, декорированная "на золотой манер", широко известная миру как «хохломская». Эта коммерчески важная разновидность щепного товара продавалась оптом в крупном торговом селе Хохлома, которое и наградило роспись своим задорным именем, несправедливо задвинув на второй план ее истинную родину. Меня чрезвычайно занимает отечественная топонимика, поэтому с удовольствием привожу названия нижегородских поселений, между которыми идет спор о том, кто является настоящей родиной хохломской росписи: Семёнов, Ковернино, Шабаши, Глибино, Хрящи или Мокушино. Особенно радуют меня две деревни - Большие Бездели и Малые Бездели. Прямо и отчетливо мне слышится в их названиях мнение представителей делового купеческого мира о пользе живописи! 😆
Правда, художники на купцов-посредников-кураторов не глядели, а знай себе разрисовывали чашки да ложки своими "криулями", "осочками", "кудриной" да "травкой" .
Как Древняя Греция знает две школы вазописи: чернофигурную и краснофигурную, так и в хохломской традиции есть два варианта росписи: «верховая» и «под фон».
📌Верховая роспись – узоры наносятся красной, черной, золотой и белой краской поверх блестящего «металлизированного» фона. Металлический эффект достигался путем втирания в олифу оловянного порошка.
📌Роспись «под фон» – это когда блестящий фон закрывается черной или красной краской везде, кроме лепестков и ягод. Современное название этого приема "негативное изображение" мне не кажется подходящим, потому что картинка получается более чем позитивная, светится, сияет, играет на темном фоне ягодка-разлюли-малинка.
Хохломская кудрина, травки-осочки рисуются мягкой тонкой кисточкой из беличьего хвоста. Расписанная на оба манера деревянная посуда лакируется, и затем отправляется в печку на обжиг. Да-да, именно на обжиг, правда, в не слишком горячую печь. Лак, потомившись при невысокой температуре, обретает желтый оттенок, превращая серебристую оловянную краску в знаменитое "хохломское золото". Слыхали про такое? Вот. Технология двести лет всё та же, только вместо оловянного порошка, втираемого в олифу, теперь повсеместно используется алюминиевый. А то, что в остроумии ни старинным, ни современным поволжским мастерам не откажешь, это тоже факт. Тем, кто сомневается, предлагаю пристальней изучить ассортимент!😉
КОМУ КАВРИШКА, А КОМУ КОСЯК
Обстоятельный обзор пряничной городецкой традиции и выемчатой резьбы с трудом помещается в три комнатки уютного дома купца-старообрядца С.Ф. Тряпкина - Музей городецкого пряника. Село Городец славилось своими пряниками с начала XVIII века, ко второй четверти XIX века пряничного товара в Городце уже производилось до 10 тысяч пудов в год, на что гордо указывалось в первом волжском путеводителе.
😮Если пересчитать пуды в килограммы, то получается 160 тонн пряников в год.
Разновидностей пряников было какое-то немыслимое количество, и исследователи никак не придут к общему мнению, как правильно их сортировать: по форме, по цене, по весу, по назначению, по декору или по составу.
Глобально пряники делились на штучные и наборные. Штучный дорогой пряник печатался (по одной штуке, как следует из названия) резной доской со сложным рельефом. Это были изделия подарочные, свадебные, заздравные, и конечно, большие «подносные кавришки» для подношений кому следует. На «штучных» пряничных досках подробно вырезаны разные чудеса: машут крыльями птицы-сирины и фениксы, хорохорятся орлы и павы, гарцуют тонконогие лошадки, бегут волжские пароходы.
Пряники наборные были, как говорится, «и труба пониже и дым пожиже», подешевле и размером поменьше, их печаталось сразу по несколько штук одной доской, от пары традиционных городецких «косяков» до шестнадцати штук, иногда по 36, а то и 120 штук разом.
Косяками назывались трапециевидные прянички, напечатанные попарно, после выпекания разрезались по косой разделительной линии, начинка обычная, а не что-нибудь эдакое сомнительное, вы не подумайте!😆
Старые, темные от масла и времени доски разделаны глубокой выемчатой резьбой. Рядом с картинкой на них вырезаны любопытные надписи - свадебные пожелания, заздравные речи и любовные послания: "это дело моих рук, делал для себя, дарю тебя", "кого люблю сердечно, того дарю вечно". На более дешевые наборные пряники наносили только наименование: «царский миндальный», «лимонный», «кавриш кислый», «фруктовый», а то и просто «ФРУ», когда больше букв на грошовый крошечный пряничек не влезало.
РЕЦЕПТ ГОРОДЕЦКОГО МЕДОВОГО ПРЯНИКА
С наслаждением всё богатство пряничных форм я перефотографировала, и, разумеется, листок с фирменным городецким рецептом пряничного теста медового пряника конца XIX века, ибо в Интернете такого днем с огнем не сыскать. Мастерицы обычно, как и в старину, берегут рецепт про себя.
Делюсь секретом с вами, вдруг кто задумает испечь:
🔖Мука ржаная - 4 фунта (1638 грамм)
🔖Мука пшеничная – ½ фунта (204,75 грамм)
🔖Мука картофельная – ¼ фунта (102,37 грамм)
🔖Миндалю – горсть
🔖Сухие духи – гвоздика, корица и кардамон
🔖Меду столько, чтобы вышло не очень жидкое тесто
На вопрос, где нынче купить честные (недорогие и вкусные) городецкие пряники, жители Городца присоветовали зайти в маленький магазинчик на ул. Якова Петрова (на чеке я прочитала: ИП А.Г.Воронина) и не обманули, пряники с начинкой из смеси изюма с яблочным повидлом оказались отличными и свежими, и все наши чада и домочадцы городецкими гостинцами были премного довольны!
💡Про заслуги Анны Григорьевны Ворониной перед Городецкими пряникоделами я прочитала уже по возвращении домой в архивной областной периодике. Личность она оказалась в Городце известная, и можно даже сказать несколько героическая, свою пряничную торговую точку открыла в конце девяностых, когда производство пряников совершенно загнулось по случаю "удачной" приватизации советской фабрики. Коллеги говорят, что наняв своих бывших сослуживцев с производства, с которыми проработала почти пятнадцать лет, она фактически спасла городецкий пряничный промысел. Сначала предпринимательница торговала пряниками на пристани, куда приплывали туристы, теперь "Городецкий сувенир" в Городце уважаемое производство.
КРУЖЕВНОЙ ЧУГУНИЙ
Городецкая улица имени Ленина (бывшая Купеческая) и набережная Революции нарядненькие, ну, чисто выставка под открытым небом! Наличники и карнизы соревнуются в своей пышности с ажурными крылечками на витых столбиках, шедеврами чугунного литья, а чтобы заказчики помнили, кем изготовлено это черное кружево, на каждом карнизе выпуклая надпись "К.В. Кузнецов".
Балахнинский предприниматель Кузнецов, производил не только важные металлические запчасти для судостроителей (в Городце строили баржи), но и модный декор для усадебных нужд. Кузнецов рано умер, но дело Кузнецова не заглохло, а было выкуплено судостроителем-старообрядцем Иваном Петровичем Облаевым. Особняк владельца заводов и пароходов Облаева сохранился до наших дней, в нем прописался краеведческий музей Городца. Лестница особняка - образец художественного чугунного литья, балясинки сделаны на собственном облаевском производстве, том самом, бывшем заводе Кузнецова.
СТАРАЯ ВЕРА в 3D
В краеведческом музее действует обширная выставка старообрядческого быта, показана одежда, предметы обстановки, книги, лестовки (особые старообрядческие четки) и прочие удивительные вещи, включая железные вериги. В литературе мне, конечно, попадалось упоминание вериг, но видеть раньше не доводилось. Среди икон есть поразительная "Ветхозаветная Троица" с оптическими иллюзиями, написанная двести лет назад в технике 3D. Заходишь слева - видишь праотца Саваофа, заходишь справа - Иисуса, стоишь прямо перед изображением - на тебя летит, раскинув крылья, белоснежный голубь - Святой Дух.
Еще в музее живут отличные образцы городецкой росписи периода ее расцвета, с 1875 года по 30-е годы ХХ века, и оригинальная резная деревянная скульптура XIX века, в том числе громадные львы, ранее украшавшие ворота дома судовладельца Сотина, и два уникальных Казаринских шкафа - городецкое самобытное чудо.
ШКАФ - ПРОСТО ИГРУШЕЧКА или как трижды раскольник три шкафа вырезал
Деревянная игрушка в полный рост – вот что такое эти поразительные шкафы.
Резные городецкие шкафы на самом деле уникальны, они - единственные в своем роде, детски-наивные по стилю резьбы, и вполне взрослые по хозяйственному предназначенью: посудная горка-витринка и закрытый шестигранный шкаф с полками для припасов.
Шкафы эти были сделаны на рубеже веков местным сапожником, Григорием Евдокимовичем Токаревым-Казариным, резчиком-любителем, державшим на базаре сапожную мастерскую и лавку, старообрядцем и человеком с большим чувством юмора.
Шкафом-горкой владел купец П.П. Кокурин. На дверцах и стенках шкафа вырезаны и затем раскрашены веселые картинки с подписями, вроде лубочных. Темы самые неожиданные, просто сборная солянка: охотничьи сюжеты "Лев", "Тигр", "Соколиная охота у киргизов" , «Охота на медведя» и "Охота на ягуара", перемешаны с экзотическими "Король в Сиаме", и нравоучительными "Как аукнется, так и откликнется", "Ангел связал сатану" «Суд Соломона о дите» и «Опекун о злате клялся».
Про второй граненый шкаф музейный архив сообщает, что он поступил в собрание от его владелицы Е.Л.Мочаловой из деревни Заломаево. На шкафу тоже чего только не вырезано. Тут и портреты русских князей и царей, причем с подсказками, рядом с каждым портретом инициалы: ДД - Дмитрий Донской, ИГ - Иван Грозный, ВШ - Василий Шуйский, МР - Михаил Романов; и сцены с изображением исторических событий, выбранных автором по все тому же абсолютно загадочному принципу. Испанская Реконкиста соседствует с Жанной Д’Арк (подпись"АД", потому что это "Арлеанская Дева"😆), разграбление Рима варварами, а рядом Степан Разин и поход Ганнибала, тут же «Послы Ермака Тимофеевича с дарами перед Иваном Грозным", "Дьяк Тимофей Осипов обличает Лжедмитрия" и "Песнь о купце Калашникове". Венчает шкаф деревянная корона с изображениями трехголовых драконов, а между ними…Минин и Пожарский!😆
Автор легендарных шкафов Токарев-Казарин был фигурой очень колоритной и в поволжских старообрядческих кругах авторитетной. Он не только сильно интересовался богословскими вопросами, но был лидером религиозного объединения – начетчиком общины старообрядческого «поморского бракоприемлющего согласия». Григорий Евдокимович активно принимал участие в схоластических спорах, в которых бесповоротно разошелся с единоверцами во взглядах, допустимо ли изображать на иконах Бога-Отца. Отлученный за «ересь» на старообрядческом поморском соборе 1905 года в городе Самаре, Токарев-Казарин продолжал активно отстаивать свое учение, за что был окончательно отлучен от церкви на Первом Всероссийском соборе христиан-поморцев в 1909 году. Токарев не успокоился и поехал проповедовать в Сибирь, на Алтай, на Дальний Восток, где в итоге основал свое собственное автономное поморское согласие, известное как «токаревское». Недавно его рукопись с основными тезисами - теоретический труд-полемику «Исповедание веры моего недостоинства» исследователи обнаружили в собрании рукописей библиотеки Томского университета. В настоящее время известно несколько групп «токаревцев» старообрядцев-поморцев, в Сибири, на Алтае (Новокузнецк, Бийск) и Дальнем Востоке (села Саратовка и Чугуевка Приморского края). Недюжинной энергии был человек!
Известно было также о существовании некоего третьего шкафа работы Токарева-Казарина, созданного, как считается, в 1913 году к трехсотлетию правления дома Романовых. След шкафа в двадцатом веке потерялся. Шкаф купил в 1917 году коллекционер Е.С.Рахлин-Румянцев и увез в Питер. Однако, совсем недавно, в 2013 году, этот третий шкаф был случайно найден в новгородском музейном запаснике. Он полностью отреставрирован и восстановлен силами учащихся художественного училища и на него теперь можно полюбоваться в музее-заповеднике Великого Новгорода.
КРАСНАЯ ГРАФИНЯ. А ЧТО, ТАК БЫВАЕТ?
Удивительные факты о жизни незаурядной российской феминистки я узнала в Городецком "Музее графини Паниной". Прежде всего, особняк 1847 года постройки, принадлежавший когда-то Софье Владимировне Паниной, приятно поразил меня своей элегантной скромностью и ампирной чистотой пропорций, не палаты каменные вычурные, а аккуратная деревянная усадьба. Деревянные наличники и фамильный герб рода Паниных с двумя китами и дворянской короной, рельефно вырезанный на деревянных воротах, стилистически нисколько не выбивается из общего декора Купеческой улицы.
Графиня Софья Владимировна Панина - одна из самых значительных женщин своего времени, прекрасно образованная и богатая наследница двух значительных родов, владела кроме Городецкой усадьбы, шикарным поместьем в Марфино и дворцом в крымской Гаспре. Крымский дворец, кстати, на лето сдавался в наём под дачу, одним из его арендаторов был Лев Толстой, дворец в гаспре любил и хвалил.
Почему же царское правительство называло Панину "красной графиней"? Конечно, за ее прогрессивные гуманистические взгляды. Графиня, впрямь, была покраснее многих либералов, все свои силы бросила на алтарь народного образования и организации социальных учреждений для помощи городской бедноте и питерским рабочим. Позже близкое родство с И.И. Петрункевичем, приходившегося ей отчимом, вовлекло графиню (похоже, без особенного энтузиазма с ее стороны) в большую политику, и настолько глубоко, что в 1917 году она была избрана депутатом Городской Думы (первая в истории России женщина - депутат), а также назначена на должность товарища министра народного просвещения во Временном Правительстве (опять же, первая женщина на министерской должности в истории нашей государственности). Панина также входила в центральный комитет партии кадетов, за что после разгона Учредительного Собрания и попала под суд Революционного Трибунала.
КРАСНЫЙ СУД НАД КРАСНОЙ ГРАФИНЕЙ
Про суд история беспрецедентная. Это был один из самых удивительных революционных судов. Панину не удалось представить "врагом народа", поскольку она как никто другой была народу истинным и преданным другом. Беднейшие пролетарии с Лиговки бросились на защиту своей героини, дали свидетельские показания в суде. Под давлением общественного мнения, она не была приговорена ни к какому наказанию, лишь получила формальное порицание и требование вернуть в госбюджет казённые денежные средства Министерства просвещения, заботливо выведенные Временным Правительством на счета в зарубежных банках (временное правительство такое временное)). Трибунал был вынужден учесть колоссальные личные заслуги Паниной перед освободительным движением и ее исключительные личные качества. Ведь Красная графиня на свои собственные деньги открывала и содержала школы, открыла Вейделевскую больницу и оборудовала Степную биологическую станцию в Воронежской губернии, а главное, организовала, построила и 15 лет финансировала в Петербурге "Лиговский народный дом" - общественный культурный центр для бедных семей, с бесплатным детским садом, курсами грамотности, рабочей столовой, библиотекой, публичной обсерваторией и Общественным театром. Когда денежная сумма, назначенная судом, была изыскана сторонниками Паниной по сусекам и выплачена властям, Красную графиню выпустили из тюрьмы.
😮Любопытно, что после этого она дважды в тюрьму возвращалась... добровольно! Ну, просто, чтобы провести в тюрьме литературно-музыкальные рождественские вечера, ранее обещанные сокарменикам - товарищам по заключению.
В 1920 году эта фантастическая идеалистка эмигрировала. Была в Швейцарии представителем по делам беженцев в Лиге Наций, пока фашисты окончательно не обострились, а в 1939 году переехала в США, где занималась общественной и литературной деятельностью в эмигрантских кругах до конца жизни. Прямая речь Красной графини чудом дошла до наших дней, в ее воспоминаниях "На петербургской окраине", опубликованных согласно завещанию после ее смерти в 1956 году в "Новом журнале". Я нашла текст мемуаров в Интернете: svpanina.ru
В ее мемуарах нет ни жалоб, ни стенаний по поводу утраты дворцов и прочих материальных благ, нет никакого аристократического снобизма, как нет и требований признания ее заслуг и страданий за прогрессивную идею. В послании Паниной потомкам только вера в бесконечные возможности человека и твердое убеждение, что культура и просвещение способны принести свет и счастье в человеческую жизнь, вне зависимости от социального происхождения, поскольку таят в себе секрет великого равенства людей. Мне кажется, всё это интересно знать, когда обсуждается роль личности в истории, если, конечно, речь идет о Личности.
В музее С.В. Паниной в Городце раньше располагалась школа, а сейчас действует прекрасный музей, музыкальная гостиная, выставка народного костюма и рукописных книг, в том числе работы самобытного городецкого художника-каллиграфа Ивана Блинова.
НЕЦАРСКИЙ ИЗОГРАФ БЛИНОВ
Городец богат на культурные феномены, здесь полстолетия жил и работал каллиграф-самоучка и художник Иван Гаврилович Блинов (1872-1944). Это был человек потрясающей творческой биографии, который, несмотря на все перипетии первой половины XX века, прожил жизнь монаха-переписчика, в самом прямом и старинном значении этого слова. По заказам любителей русских древностей он скопировал и украсил книжной миниатюрой около двух сотен многостраничных рукописей, памятников средневековой письменности. Начав еще подростком у себя в деревне копировать старинные церковные рукописные тексты, переписывать для заработка «каноны», он в пятнадцать лет пошел учиться в книгописную мастерскую своего троюродного дяди, купца и коллекционера старообрядческих артефактов Г. М. Прянишникова. Особенно плодотворным для молодого художника стало знакомство с другим городецким купцом-коллекционером, П. А. Овчинниковым, сразу сделавшим ему заказ на несколько рукописей. За последующие шестнадцать лет Блинов в общей сложности переписал и оформил для него 25 книг, среди которых «Изборник Святослава» 1073 г., «Андриатис» (собрание бесед св. Иоанна Златоуста), «Жития русских святых» и другие. Большая часть манускриптов переписана Блиновым полууставным почерком, в основу которого были положены лучшие образцы полуустава XVI–XVII вв., в частности, почерк «Лицевого летописного свода» 1540-х — 1570-х гг. Уставное письмо, идентичное со средневековыми оригиналами, каллиграф применял, когда хотел подчеркнуть сугубую древность копируемого текста. Кроме того, Блинов великолепно имитировал поморский полуустав из выголексинских манускриптов, интереснейший шрифт, выработанный старообрядцами. Например, выговским письмом каллиграф переписал фрагмент «Беседы на лихоимцев» Василия Великого в переводе Максима Грека. Помимо перечисленных почерков Блинов использовал различные виды скорописи и вязи, которыми владел свободно. Скоропись Ивана Гавриловича близка образцам XVII столетия. Некоторые из рукописей, начиная с 1910 года, написаны художником различными видами стилизованного устава собственного изобретения: «Слово о полку Игореве», «Мудрость Менандра Мудрого», «Краткое нравоучение». В работах художник использует балканский, нововизантийский, тератологический и старопечатный типы орнаментов.
В 1935 году нижегородский краевед Ф.П. Хитровский писал о Блинове Максиму Горькому: «Есть в Городце Блинов – старец, писец древних книг. Знаток палеографии. Историю письма знает так тонко, что без запинки изображает и определяет периоды древней письменности. Переписал за свою жизнь до 200 книг. Биография Блинова настолько интересна, что я ее записал.»
В душе Блинов всегда был тот еще альтернативщик, известный в народе как успешный схоласт - поборник старой веры, участник риторических религиозных диспутов, однако этот факт односельчанами не сильно популяризировался. Знали, что насчет такого дела лучше помалкивать, как бы чего не вышло.
Позже Блинов, поставивший своей жизненной целью изучение и сохранение древней традиции рукописной книги, старорусского рукописного шрифта, трудился в Историческом музее в Москве, кроме того он работал одним из первых директоров краеведческого музея Городца. Художественные работы Блинова есть в музеях по всей стране. Они хранят в себе очарование древней рукописи. Именно так в нашем воображении выглядят "преданья старины глубокой".
Еще почитать об истории народного дизайна и декоративного искусства:
Вологодское кружево: какое оно, где найти, как отличить и в чем уникальность
Сюзане - вышитые амулеты Средней Азии
История облачного шёлка. Абр и икат
Русская набойка в музее Иваново
Городецкая роспись - искусство, принесенное и унесенное ветром