Найти тему

Шёлк музейный или что дизайнеру купить в Бухаре

Уникальный текстиль ручной работы, производимый на территории Узбекистана с древнейших времен до наших дней, заслуживает самого пристального внимания со стороны декораторов, дизайнеров интерьера и модельеров. Думаю, он также не оставит равнодушными сторонниц натуральных экологичных тканей.

Сюзане. Вышивка шелком на хлопке. Выставка в музее Ситораи-Мохи-Хоса. Бухара
Сюзане. Вышивка шелком на хлопке. Выставка в музее Ситораи-Мохи-Хоса. Бухара

Декодер для дизайнера

Чтобы разобраться в тонкостях и выбрать самое лучшее из шелковых и полушелковых узбекских тканей нужен толмач-расшифровщик или хотя бы краткий словарик. Извольте!

🔖Сюзане - по своему назначению изначально текстиль интерьерный, предназначен для украшения самых разных поверхностей в доме, тут и покрывала "гулькурпа", которые потом превращаются в настенные панно, и карнизы "зардевор", и подушки "болинпуш", и занавески для окон и стеновых ниш. Сюзане переводится как "сделанное иглой", (по-персидски игла называется сузан). Сюзане состоит из плотной хлопковой основы, густо расшитой разноцветными шелками, вышивка делается в основном тамбурным или петельчатым швом.

Сюзане на базаре в Бухаре. Современная работа ничуть не уступает старинным образцам.
Сюзане на базаре в Бухаре. Современная работа ничуть не уступает старинным образцам.

🔖Хан-атлас – блестящий плотный шелк наиболее психоделической расцветки, испещренный радужными кардиограммами, как следует из названия «царский», узбеки ценят его выше всего.

🔖Ало-бахмаль называется ткань с ворсом, шелковый бархат.

🔖Адрас - ткань в составе которой волокна шелка пополам смешаны с волокнами хлопка. Адрас по плотности бывает тонкий как сатин, и толще, как холст, так что его очень широко используют: от драгоценной обивки дизайнерской мебели до пошива одежды, в том числе верхней.

🔖Абр - тонкий как папиросная бумага натуральный шелк, шириной не более пятидесяти сантиметров, с узором из различных экзотических мотивов с немного размытым, как бы "облачным" контуром, это самый известный исторический "облачный шелк" ручной работы. О том, как когда-то был изобретен облачный дизайн я записала для вас популярную сказку.

ИКАТ - что это и как это сделано

Техника создания облачного рисунка на шелке, хан-атласе, адрасе и других традиционных тканях ручного крашения, старинная, называется "икат". Иногда название техники даже применяют ко всем узбекским тканям, что не совсем верно (мы же не называем ситец набойкой, хотя рисунок на нем и набивной, чаще ткани все же называются в связи с технологией ткачества, например жаккард, саржа, сатин). Так и здесь, в технике "икат" сделан может быть и адрас, и шелк. Переплетение нитей в икатах простое полотняное.

Икат - один из наиболее удивительных древнейших способов производства ткани с рисунком. Натуральные белые нити плотно перевязывают в нескольких местах, согласно задуманному дизайну, и затем мотки ниток погружают в первый краситель. На туго перевязанные участки краска не попадает, поэтому окрашиваются только свободные участки мотка ниток. На следующем этапе места перевязывания меняют и погружают моток ниток в следующий цвет. Процедуру повторяют несколько раз. Этапов окрашивания может быть от двух до десяти, в зависимости от количества цветов на эскизе. Из ниток затем ткут полотно, на котором цветные участки нити составляют узор. Алгоритм перевязывания-окрашивания идеально выверен за пару последних тысячелетий, минимум столько икат известен человечеству). В письменных источниках с VI века нашей эры есть упоминания об икате, а уж сколько он просуществовал до этого, остается только гадать. В Среднюю Азию техника иката была привезена по Великому Шелковому пути, который проходил в том числе через узбекский центр шелкового производства - город Маргилан. Древность метода не умаляет его достоинств, особенно когда узнаешь, что икат бывают не только одинарным, когда окрашиваются только нити уткА, но и двойным, когда окрашиванию подвергаются и утОк, и основа. Узор изнаночной и лицевой стороны у иката всегда одинаковый. Наиболее широкое распространение в Средней Азии икат и созданные им «облачные узоры» получили с XVIII века.

Музейный халат из шелкового бархата, называемого бахмаль. Витрина во дворце бухарского эмира.
Музейный халат из шелкового бархата, называемого бахмаль. Витрина во дворце бухарского эмира.

Звезда и смерть тутового шелкопряда

Производство шелка сохранилось в городе Маргилан, там с советских времен работают два больших предприятия Yodgorlik ("Ёдгорлик") и "Хан-Атлас", и несмотря на размах производства, и красят, и ткут по-прежнему вручную. Мастеров там работает человек 120, каждый занят своим процессом, часто работают большие семейные династии. Тутового шелкопряда разводят жители Ферганской долины и продают на фабрику. Кормят шелкопряда тутовником, который мы знаем как шелковицу, но шелкопряд (в отличие от нас в детстве), ест не сладкие черные ягоды, а зеленые листья.

Кроме варки коконов, их разматывания и прядения шелковых нитей, на фабрике Yodgorlik происходит весь цикл производства: крашение в технике икат, ткачество разных видов ткани, и даже ковроделие. Чтобы сделать производство шелка безотходным и максимально рентабельным, в ковры идут «бракованные» более короткие волокна шелка, получаемые из испорченных коконов. Дело в том, что если шелкопряд поторопился и преждевременно удрал из кокона, не дожидаясь пока его сварят в трех водах, то в коконе получается дыра и такие коконы не годятся для разматывания в трехкилометровую нить, пригодную для ткачества. Зато для ковра короткие волокна подходят отлично. Цикл жизни тутового шелкопряда рассчитан человечеством по дням и часам: две недели личинка растет, превращается в большую белую гусеницу, которая ест листья как не в себя, потом начинает дремать и четыре дня плетет шелковый кокон, через 8-9 дней кокон полностью готов к запуску в производство, то есть к варке вместе с гусеницей внутри. Иначе гусеница успеет превратиться в бабочку и вылезая наружу, испортит едким составом слюны ценный для шелковой промышленности кокон. Таков издревле известный сценарий.

❗Занимательная шелкопрядильная статистика расскажет, что на одну шелковую блузку нужно 600 коконов шелкопряда, а на платье - 2000 коконов от гусениц, которым чтобы вырасти до правильного размера, нужно съесть листья с двух тутовых деревьев.

На фабрику есть экскурсии, там старинный ручной производственный процесс покажут поэтапно. Еще на фабрике честно расскажут, что две девушки, работая без суббот и воскресений, смогут соткать ковер 2 Х 3 м за 8 месяцев, а с выходными – за год. Попробуйте догадаться, есть ли у них право на сорокачасовую рабочую неделю? На мой взгляд, если вы не очень хотите смотреть на то, как люди работают в суровых условиях и как варят гусениц, то ехать в Маргилан необязательно. Всю пеструю текстильную продукцию без исключения привезут вам в туристические Бухару и Самарканд, где вы сможете насладиться многокрасочным изобилием узбекского текстиля на веселых и шумных базарах. А знание, какой невероятно колоссальный труд стоит за каждым шелковым шарфиком, не помешает вам торговаться.

Красители для ткани используют преимущественно природные: луковая шелуха, корки граната, грецкий орех, корни марены, индиго. Это очень экологично и роскошно, но есть минус. Эксклюзивные узбекские ткани требуют бережного отношения, от неправильной стирки могут дать усадку, полинять и потерять яркость цвета.
Красители для ткани используют преимущественно природные: луковая шелуха, корки граната, грецкий орех, корни марены, индиго. Это очень экологично и роскошно, но есть минус. Эксклюзивные узбекские ткани требуют бережного отношения, от неправильной стирки могут дать усадку, полинять и потерять яркость цвета.

Состав ткани, созданной в технике икат, всегда натуральный, даже если шёлка в составе ткани только половина (напоминаю, это будет называться адрас), то в нем вторая половина тоже натуральная - хлопок. Выбирая шелк, не удивляйтесь, он обычно не бывает шире 50 см, таковы возможности ткачества. Ткут и шёлк, и адрас на старых деревянных станках.

Абровые или облачные узоры могут быть чрезвычайно разнообразными, часто это исторические «амулетные» дизайны со всяческими оберегами, воспроизведенные по старинным семейно-музейным образцам.

Старинный шёлк в музейной витрине за 100 лет хранения выгорел, но рисунок  с амулетами "туморча" разглядеть можно
Старинный шёлк в музейной витрине за 100 лет хранения выгорел, но рисунок с амулетами "туморча" разглядеть можно
Здесь на верхнем куске шелка рисунок "анорча" (гранат - символ многодетности) и перчики "калампир", которые символизируют мужское здоровье, и "кучкор шохи" (рога барана), по всему видать, шелк ткался на мужской халат))
Здесь на верхнем куске шелка рисунок "анорча" (гранат - символ многодетности) и перчики "калампир", которые символизируют мужское здоровье, и "кучкор шохи" (рога барана), по всему видать, шелк ткался на мужской халат))
-10
Посмотрите на "человека в интерьере": как нарядный мужской халат отлично сочетается с архитектурным декором. 1911 год. Фотограф Прокудин-Горский.
Посмотрите на "человека в интерьере": как нарядный мужской халат отлично сочетается с архитектурным декором. 1911 год. Фотограф Прокудин-Горский.
Национальный костюм народов Узбекистана всегда был очень красочный. Любовь к нему люди пронесли через века. Это тоже фотография Прокудина-Горского, сделанная в 1911 году.
Национальный костюм народов Узбекистана всегда был очень красочный. Любовь к нему люди пронесли через века. Это тоже фотография Прокудина-Горского, сделанная в 1911 году.
-13
Современные девушки любят национальную одежду и с удовольствием ее носят. Шелковые и парчовые ткани - на праздник, а адрас - на каждый день. Особенно меня умиляли брючки с тесьмой-оберегом и шелковыми кисточками на щиколотке
Современные девушки любят национальную одежду и с удовольствием ее носят. Шелковые и парчовые ткани - на праздник, а адрас - на каждый день. Особенно меня умиляли брючки с тесьмой-оберегом и шелковыми кисточками на щиколотке

Сказка про абр

Дворец бухарского эмира Ситораи-Мохи-Хоса с выставкой старинного текстиля

Разглядываем архитектурные памятники Бухары

Приключение в Самарканде или турист-трубочист