Супер-музей имени коллекционера Д.Г. Бурылина - то главное, что непременно надо посетить в хлопчато-бумажном городе Иваново, издревле славном, а ныне, к сожалению, подзабытом и Богом, и государством. Коллекционер и ситцевый фабрикант Дмитрий Геннадьевич Бурылин всю жизнь собирал древности (наши и зарубежные), шедевры декоративного народного искусства и все, что так или иначе связано с текстильным производством Ивановского края. Сам он с четырнадцати лет , вместе с братом Николаем, руководил ситценабивной фабрикой своего деда. Свои колоссальные коллекции вместе со свежепостроенным для музейных целей зданием, Бурылин передал государству, подарил "обчеству" для открытого доступа. Заметьте, это произошло еще до революции, то есть, перед нами во весь рост встает образ просветителя, а не скупого рыцаря; гуманиста, а не гуманоида! 😉
Музей Ивановского ситца детально демонстрирует триста лет развития русской набойки, а также оборудование, связанное с ситценабивной технологии с древних времен до начала XX века. Экспозиция коллекции ивановского ситца сделана музейщиками с большой любовью, а удивительным образом сохранившийся бурылинский особняк в стиле "модерн», с фигурными фантазийными лестницами, филенчатыми витражными дверями, аутентичными бронзовыми светильниками и люстрами, добавляет ей своего фьюжн-обаяния.
На цокольном этаже музея царит стим-панк: в сумраке на фоне тематически расписанных стен тускло блестят гигантские шестерни и медные валы станков. Портреты бородатых владельцев ситцевых мануфактур чем-то похожи на мрачные парсуны XVII века (первые в истории русской живописи изображения конкретных людей - персон). Вокруг них вся стена заклеена сотнями черно-белых фотографий рабочих-текстильщиков: ткачей и набойщиков, красильщиков и резчиков, прях, вышивальщиц и валяльщиц, руками которых создавалась вся эта многодельная бумазейная роскошь, наполняющая залы музея и вызывающая столько восторга.
На втором этаже в залах правят бал прекрасные манеры. Манеры в залах не просто прекрасные, они - образцы тончайшей деревянной резьбы, дело в том, что манерами в текстильном производстве называются деревянные штампы для набойки ситца. Нам трудновато представить, как делались такие точные и мелкие узоры без микроскопа и лазера, без станков ЧПУ, а мастерами с простыми стамесками, у которых просто был «глаз пристрелямши».
Рисунок набивался в буквальном смысле: резную доску мазали краской, прикладывали к белому полотну и мастер-набойщик («колотильщик») бил по ней деревянным молотком. Каждому цветному элементу - своя отдельная «манера», сколько оттенков, столько раз надо простучать каждый букетик.
Набойка и выбойка - это камеи и инталии ивановского царства. Если рисунок задуман цветной на белом фоне, то это набойка, если же, наоборот, белый на цветном фоне, то нужна выбойка, прорезной негатив.
Разглядывая узоры восхитительных старинных ситцевых образцов, диву даешься, что все они созданы таким примитивным способом.
Еще в музее есть потрясающие эскизы набоек для ткани, сделанные советскими художниками в тридцатые годы двадцатого века. Этот стиль можно было бы назвать «индустриальным ар-деко» или «агит-текстилем» , по аналогии со знаменитым на весь мир агит-фарфором: креативные и хитроумные орнаменты из шестеренок, тракторов, цеппелинов, жниц и прочая, и прочая. Красота такая здесь, «что не можно глаз отвесть»! Вот, хоть завтра надевай и в пир, и в мир!