Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ЗАБИЯКЕ

В былые времена фрегатом называли трёхмачтовый, хорошо вооружённый универсальный военный корабль, а шлюпом — двухмачтовый корабль второстепенного значения: при участии в боевых действиях на шлюпе мог командовать моряк, не имеющий старшего офицерского чина "капитан".

28 мая 1800 года британский шлюп Speedy передали под начало двадцатипятилетнему коммандеру Томасу Кокрейну. Коммандер — это флотский чин между лейтенантом и капитаном. Титулы 10-го графа Дандональда и маркиза Мараньяна, которые носил Кокрейн, громко звучали на суше, а в море всё зависело только от него самого...
...и молодой коммандер показал себя, заняв место на капитанском мостике Speedy. Правда, к тому времени он уже семь лет геройски воевал против испанцев и французов, но всегда находился в подчинении у более старших офицеров. А на своём шлюпе Кокрейн стал, говоря морским языком, первым после бога — и не упустил шанс отличиться.

-2

Почти за год охоты в Средиземноморье корабль под командованием Кокрейна захватил больше пятидесяти вражеских судов, а бой 6 мая 1801 года потряс и видавших виды моряков Королевского флота, и завсегдатаев лондонских светских салонов.
Коммандер Кокрейн, имея в распоряжении скромный шлюп с четырнадцатью пушками при полусотне человек экипажа, атаковал тридцатидвухпушечный испанский
фрегат El Gamo с командой из трёхсот девятнадцати человек. Подавляющее превосходство испанцев в огневой мощи и в численности Кокрейн компенсировал военной смекалкой. Он не ввязался в губительную для себя орудийную дуэль, а после первого же залпа велел стремительно сблизиться с El Gamo и взять его на абордаж.

-3

Обычно на парусниках существовала специальная абордажная команда, которая бросалась на вражеский корабль со специальной абордажной палубы, расположенной выше чужого борта. Но фрегат намного больше и заметно выше шлюпа, так что у британцев не было и этого преимущества...
...зато коммандер бросил в бой весь экипаж целиком. Испанцы дрогнули под натиском непривычно большого количества атакующих, к тому же их капитан погиб при первом британском залпе. А Кокрейн показал, как блефуют мастера игры в покер. Посреди рукопашной схватки он заорал: "Вызвать вторую абордажную команду!" Помощник капитана El Gamo, который командовал обороной фрегата, не знал, что на Speedy остался единственный человек — корабельный врач. Он решил, что у Кокрейна есть резервы, и приказал своим морякам сдаться.
В скоропалительной схватке британцы потеряли троих убитыми и девятерых ранеными. У испанцев погибли четырнадцать человек. Сорок один раненый и больше двухсот шестидесяти уцелевших членов экипажа фрегата оказались в плену.
Поняв свою ошибку слишком поздно, помощник испанского капитана умолял победителя выдать ему сертификат о том, что для обороны El Gamo было сделано всё возможное. Томас Кокрейн — 10-й граф Дандональд и маркиз Мараньян, будущий адмирал и лорд — выполнил просьбу не без английского юмора. В документе он указал, что вражеские моряки "вели себя как настоящие испанцы".
Подколол, чего уж.

Томас Кокрейн, 1775-1860
Томас Кокрейн, 1775-1860

Много интересного насчёт кораблей начала XIX века, морских обычаев, приключений в водах Атлантического и Тихого океанов и первого русского кругосветного плавания, когда россиян впервые увидели в Африке, Южной Америке, на Гавайях и в Японии, рассказано в романе-бестселлере "AMERICAN'ец".

Рекомендованная ссылка "О СЕРЬЁЗНОМ ПОДХОДЕ"