В комментарии к статье об экранизации «Обыкновенного чуда» 1964 года было упоминание, что статс-даму Эмилию там сыграла Валентина Караваева - актриса трагической судьбы. В связи с этим гость блога предложил разобрать её первый и - звёздный фильм «Машенька» (1942), снятый Юлием Райзманом по сценарию Евгения Габриловича и Сергея Ермолинского.
Не знаю, почему, но мне эта кинокартина всегда казалась особой, точно выпадающей из своего времени – да, речь идёт о реальных событиях, но по духу и ощущениям она точно опередила эпоху – так снимали …примерно в 1957-1960 годах. Ближе всего «Машенька», например, к «Дому, в котором я живу» (1957).
При всём том, ленту приняли современники – это большая редкость, чтобы произведение, не умещающееся в рамки настоящего, сделалось хитом. С другой стороны, возможно, Райзман наметил тот путь, каким развивалось бы наше кино в самые ближайшие годы, если бы не Великая Отечественная война, а так все эти приёмы, диалоги, чувства оказались отложены на долгих 15 лет.
Напомню, что в кадре мы видим события 1939 года и Финскую войну, а окончание съёмок пришлось уже на Великую Отечественную. Это – ещё одна особенность фильма – две войны словно перетекают одна в другую. О чём же кинорассказ? О любви, о верности и предательстве - о том, что любовь можно утратить из-за мимолётной игры.
Маша Степанова работает на телеграфе, но собирается быть медиком, поэтому в свободные часы зубрит анатомию и участвует в добровольной сандружине. Нам показывают тревожные реалии 1930-х – учебные тревоги с «газовыми атаками», где всех, кто не в противогазе считают «отравленными» и несут в специально оборудованные помещения.
Тогда, помня об ужасах Первой мировой, когда пол-Европы была отравлена газами, все тренировались в забегах с противогазами. Во время учебной тревоги она знакомится с «отравленным» таксистом Алексеем Соловьёвым (Михаил Кузнецов) и между ними завязывается дружба.
Точнее, водитель, парень ветреный и увлекающийся, полагает, что это смесь дружбы и ненавязчивого флирта, тогда как Маша искренне влюбляется и, когда Алексей заболевает, она ухаживает за ним – и вовсе не потому, что готовится в медицину. Соловьёв относится к Маше, как к хорошему человеку, с которым легко идти по жизни – их чувства явно неравны.
Поэтому на одной из вечеринок он сходу увлекается эффектной модницей Верой (Вера Алтайская, впоследствии игравшая сказочных гадин, типа Мачехи из «Морозко» (1964). При том, что Вере тот Соловьёв был не нужен – просто она кокетничает со всеми подряд, даже без цели увести чужого парня.
Для честной и цельной Маши вид целующихся Веры и Алексея – однозначный символ предательства. Молодые люди расстаются и встречаются лишь на Финской войне, где Маша применяет свои мед-знания на практике, а Соловьёв – танкист. Однако в минуты встречи не удаётся ничего сказать.
Алексей пишет девушке послание: «Дорогая Маша, много месяцев я хотел тебя встретить, а когда наконец встретил, так ничего и не сказал. Маша, в тот вечер, когда мы расстались, я как мальчишка решил бросить все: уехать, забыть тебя; но я не забыл тебя…».
То есть он понял и осознал, какую ценность по дyри выпустил из рук. Финал у этой киноистории – открытый, что также не вполне характерно для 1930-1940-х. Мы не знаем, встретятся ли герои снова. Да и будут ли живы? На войне, как на войне. Но! Всем хочется думать, что всё сложится, как нельзя лучше.
В том письме есть некое пророчество: «Маша, мы уже не дети, мы знаем, что скоро наступит время, когда будет решаться судьба всего мира, и эту судьбу будем решать мы: ты, я, другие такие же, как мы...» В год, когда фильм вышел, такие Маши с Алёшами, все советские люди решали судьбу человечества...!
Zina KorZina (c)
- Ещё фильмы конца 1930-х - начала 1940-х годов: