Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Антон Иванович сердится» - любовь, музыка, Блокада

С конца 1930-х и до начала войны в СССР появились кинофильмы, где совсем не было идеологии (или она сводилась к такому минимуму, что казалась почти незаметной). Эти мелодрамы и комедии повествовали о красивых и главное – сытых, довольных жизнью людях.

Они жили в уютных квартирах, а если и в коммуналке, то в роскошном «сталинском» доме. Впрочем, даже комнаты в общежитиях, как это было в кинокартине «Моя любовь» (1940) обставлялись, как обиталища юных леди и джентльменов.

Афиша фильма «Антон Иванович сердится» (1941). https://www.kinopoisk.ru/
Афиша фильма «Антон Иванович сердится» (1941). https://www.kinopoisk.ru/

В этих фильмах демонстрировалась текущая мода, а заодно – дизайн мягких, особенных шрифтов предвоенного времени, все эти надписи «Гастроном» на первых этажах дома-мечты с громадными окнами и колоннами у входа.

Кроме того, в тех сюжетах часто фигурировала интеллигенция – как новая, так и с дореволюционными корнями. «Антон Иванович сердится» (1941) – нехитрое повествование, однако, сколько тут лиризма, юмора и оптимизма!

Фото Людмилы Целиковской на съёмках фильма «Антон Иванович сердится» (1941). https://www.kino-teatr.ru/
Фото Людмилы Целиковской на съёмках фильма «Антон Иванович сердится» (1941). https://www.kino-teatr.ru/

Итак, перед нами пожилой профессор консерватории Воронов. Он считает музыкой лишь высокую классику, да и то не всю – исключительно репертуар некоторых композиторов Галантного века, и Бах – на первом месте.

Профессорская младшая дочь Симочка (обворожительная Людмила Целиковская) напротив, смотрит на музыку шире и не прочь сделаться звездой лёгкого жанра. Она вся смешливая и подвижная!

Афиша фильма «Антон Иванович сердится» (1941). https://www.kino-teatr.ru/
Афиша фильма «Антон Иванович сердится» (1941). https://www.kino-teatr.ru/

Забавные коллизии, непременная лав-стори, эффектный и при том слегка растерянный, как положено юному гению, Павел Кадочников в роли автора оперетт Лёши Мухина. И - много солнца, хотя Питер этим и не отличается.

В конечном итоге сердитый Воронов смиряется с тем, что его дочь – актриса ревю, а правильные звуки – не только Бах. Великий композитор является во сне к Воронову и признаётся, что и сам хотел в своё время написать нечто миленькое (в XVIII веке был популярен жанр комической оперы).

Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.
Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.

Важен антураж! Вороновы проживают в большой, своей (!), старой квартире в историческом центре Ленинграда. Старинная мебель, портреты предков. Эти люди – явно «из бывших», как тогда это называлось.

Кроме того, у них обретается пафосный и мерзковатый приживал Керосинов (шикарный Сергей Мартинсон – к слову, по матери он - дворянин, а отец его – богатый швед-разночинец, из Питера).

Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.
Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.

Так вот Керосинов презирает и классику, и новые (то есть советские) мотивы – он авангардист и годами сочиняет некую «физиологическую симфонию», подрабатывая мелкими заказами. Самое большое его достижение - плагиат под видом обработки фольклора.

К слову, приживалы и приживалки были распространённым явлением ещё до войны, особенно в Москве и Питере-Ленинграде. В этой ситуации часто оказывались люди, не сумевшие найти себя в советской бытности.

Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.
Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.

В конце 1930-х моя бабушка дружила со студенткой (мажоркой!), семья которой содержала свою родственницу. За ширмочкой жила малахольная тётенька со следами былой красоты (как пишут в книгах).

Она предпочитала немыслимые шляпки и любила парфюмерию. Говорили, что дамочка – из какой-то «хорошей фамилии» и чья-то там семиюродная кузина. Что характерно, её никто не привлекал за тунеядство, хотя, быть может, она где-то значилась.

Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.
Кадр из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.

У Вороновых этот самый Керосинов живёт в отдельных апартаментах и ему носят еду на подносе. Ещё деталь – у профессора нет домработницы и на домашнем хозяйстве - аристократичная супруга и старшая дочь.

Приживал – это всегда какая-нибудь социальная драма, но в комедии всё явлено через сатиру. Керосинов заносчив, неумён, любит халтурить и – питаться за чужой счёт. Он презирает даже тех, кто даёт ему кров, считая всех ничтожествами.

Кадры из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.
Кадры из фильма «Антон Иванович сердится» (1941). Скриншот.

Ещё одна смешная героиня – толстая красавица Ядвига Холодецкая (актриса ленинградской муз.комедии Тамара Павлоцкая), которая не хочет уходить из «примадонн», однако, возраст-вес и неумение встраиваться в новый репертуар дают о себе знать.

Она скандалит со своим мужем - артистом и членом комиссии, а не добившись цели, строит козни и ...ничего у неё не получается. Но и эта польская дива в конечном итоге становится поклонницей молодых талантов.

Открытки https://meshok.net/
Открытки https://meshok.net/

В этой ленте есть элементы фильмов-ревю, какие были популярны в Голливуде и немецкой студии U.F.A. – с кордебалетом, роскошными платьями и непременной бутафорской лестницей, по которой спускается певица.

…«Антон Иванович сердится» вышел накануне войны, точнее – перед самой блокадой, и его не успели посмотреть в том городе, которому он был посвящён (на экране - весна 1941 года). Но афиши - остались.

Открытка. https://meshok.net/
Открытка. https://meshok.net/

Ольга Берггольц писала: «Почти к каждому фонарному столбу прикреплена была довольно крупная фанерная доска, на которой большими цветистыми буквами было написано: «Антон Иванович сердится».

Больше ничего не было написано. Кинокомедию мы посмотреть не успели, не успели снять в первые дни войны и эти афиши. Так они и остались — под потухшими фонарями — до конца блокады». После прорыва Блокады фильм вышел на экраны, и его любят до сих пор.

Кинотеатр «Спартак» с https://pastvu.com/, кадр из фильма и газетная вырезка с https://ru.pinterest.com/.
Кинотеатр «Спартак» с https://pastvu.com/, кадр из фильма и газетная вырезка с https://ru.pinterest.com/.

Лично для меня самыми страшными являются фотографии предвоенного Ленинграда со смеющимися людьми и вот это бесстрастное упоминание Ольги Берггольц. Таким образом, у этого фильма есть ощутимая горчинка, и она едва ли не важнее всего остального.

  • Статьи в тему:

1. «Сердца четырёх» и мода предвоенного года.

2. «Вратарь» - о спорте и любви накануне битвы.