Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

“Сердца четырёх” - мода предвоенного года

В фильме “Сердца четырёх” (1941) показана не только предвоенная солнечная жизнь с её чётко ощущаемой тревогой (неслучайно действие переносится из Москвы куда-то в некие “Юрьевские лагеря”), но и домашний быт, одежда, учёба-труд-увлечения и - любовь, в конце-то концов. Сегодня мы посмотрим, что из себя представляла тогдашняя мода, а она весьма примечательна!

В 1940-1941-х гг. изменился силуэт - чуть завышенная талия, актуальная для первой половины и середины 1930-х, оказалась на привычном месте, подол сделался намного короче и юбка теперь не обрисовывала бёдра, но была слегка расклешенной. Это достигалось, в частности, плиссировкой (у Целиковской в одной из сцен юбка с крупным плиссе). Плечики стали ещё шире и главное - жёстче. Фигура стала напоминать две трапеции, соединённые в области талии. Причина? Война.

Это - стиль униформы, причём, американской - страны, которая в 1939 года сделалась центром моды, ибо в Европе шли бои, тогда как Голливуд и нью-йоркский Бродвей оказались далеко от эпицентров. Историки моды разделились во мнениях: одни полагают, что форма стала прототипом гражданского платья, тогда как их оппоненты убеждены, что армейский вариант - продолжение того, что было в относительно мирное время, когда США ещё не вступили в войну.

Клетчатое платье летнего сезона 1941 года. Справа - пояса, напоминающие солдатские ремни. Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен.  / Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). Скриншот.
Клетчатое платье летнего сезона 1941 года. Справа - пояса, напоминающие солдатские ремни. Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен. / Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). Скриншот.

Но это уже спор профессионалов. В любом случае ощущение казармы присутствует и не так важно, что было в начале. В фильме - три модницы, две молодые-прекрасные, то есть сёстры Мурашовы, и одна - карикатурная - соседка-маникюрша. Все три одеваются в плечистые жакеты, платья, блузы и резко подчёркивают талии - до этого пояса были скромные, тонкие и часто того же цвета, что и наряд.

С 1939 и - особенно 1940 года пояса широкие и броские. Этакая фантазия на тему …солдатского или офицерского ремня. Получился строгий и собранный силуэт, несмотря даже на бантики и буфы рукавов. Короткие жакетики, в которых появляются Шурочка и Галина, в принципе, характерны для этого десятилетия - чем короче “верх”, тем ноги кажутся длиннее. У маникюрши мы видим летний комплект, где жакетик сшит из той же ткани, что и платье.

Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). Скриншот. / Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен. Короткий жакет в комплекте с платьем, сшитым из двух материй. Иллюстрация взята в блоге историка моды Мэган Виртанен.
Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). Скриншот. / Мода 1941 года. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен. Короткий жакет в комплекте с платьем, сшитым из двух материй. Иллюстрация взята в блоге историка моды Мэган Виртанен.

Такую же красоту можно увидеть у Фаины Раневской в комедии “Подкидыш” (1939), разве что крупные дамы не носили укороченный вариант. Также мы наблюдаем у маникюрши стильную и - мало кому подходящую конусообразную шляпку. На картинках она выглядела эффектно, а в реальности никого особо не украшала. Впервые это чудо появилось в коллекциях Эльзы Скиапарелли, которая, в принципе, не создавала массовую моду, ибо считалась ...сюрреалисткой.

Обложка журнала мод https://ru.pinterest.com/ и кадр из фильма “Подкидыш” (1939). Скриншот.
Обложка журнала мод https://ru.pinterest.com/ и кадр из фильма “Подкидыш” (1939). Скриншот.

Большинство женщин в таком головном уборе казались клоунами. У Галины шляпа, напоминающая мужскую, но с кокетливой ленточкой - тоже один из трендов 1930-х, но уже не сюрреалистический, а - реалистический. На излёте 1930-х вышли из моды короткие волосы - этот “бич” эпохи. Общество, хоть и не без сопротивления, но за два десятка лет успело привыкнуть к “мальчишеским” стрижкам у молодых девиц и - …не юных леди.

Конусообразный верх шляпок. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен.
Конусообразный верх шляпок. Иллюстрация из коллекции историка моды Мэган Виртанен.

Однако именно перед войной вдруг сделались популярны сложные укладки - всевозможные “улитки” и “виньетки”. В 1940-1941 гг. волосы отращивали ниже ключиц и активно завивали, а потом локоны становились всё длиннее, до самых плеч - как у голливудской дивы Риты Хейворт или у венгерки Марики Рёкк. Тут было нечто иррациональное - чем сложнее была жизнь, тем меньше хотелось иметь стриженый затылок.

Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). Скриншот. / Рекламный плакат конца 1930-х годов. Фрагмент. https://ru.pinterest.com/
Кадр из фильма “Сердца четырёх” (1941). Скриншот. / Рекламный плакат конца 1930-х годов. Фрагмент. https://ru.pinterest.com/

Жизнь в СССР 1939-1941 гг. сделалась, можно сказать, зажиточной. Все, хотя и готовились к оборонительным сражениям, но обустраивали своё жилище, посещали рестораны и закусочные, в магазинах (впервые после НЭПа) стали свободно лежать дорогие ткани, вроде панбархата на шифоне. Появлялось кино о “сытом обществе” - “Моя любовь” (1940), “Светлый путь” (1940), “Иван Антонович сердится” (1941). Потом, уже после великой Победы, все мечтали вернуть именно эту жизнь - ту, что была с 1938 по июнь 1941 года.

Две модные ленинградские девушки - как раз в тему. Май 1941 года. Что их ждёт? Они даже представить не могут... https://pastvu.com/
Две модные ленинградские девушки - как раз в тему. Май 1941 года. Что их ждёт? Они даже представить не могут... https://pastvu.com/

Zina KorZina (c)