Геометрия судна.
Геометрия корпуса судна одна из первых под тем в разделе “Остойчивость судна”. В ней мы разберем общие представления и виды основных плоскостей корпуса судна.
Геометрия корпуса судна представляет собой удлиненное тело ограниченное со всех сторон кривыми поверхностями:
- Борта
- Верхняя палуба
- Оконечности
Эти поверхности придают судну обтекаемую форму, которая обеспечивает наименьшее сопротивление воды и воздуха при движении судна.
Общее представление о формах корпуса судна дает сечение корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями.
- ДП (диаметральная плоскость) - продольная вертикальная плоскость проходящая через середину ширины судна.
- Плоскость мидель шпангоута - поперечная вертикальная плоскость проходящая посередине судна
- Основная плоскость - горизонтальная плоскость проходящая через точку пересечения плоскости мидель шпангоута с килевой линией.
Килевая линия у металлических судов проходит по внутренней поверхности горизонтального киля ( без учета толщины наружной обшивки (НО)), а у деревянных судов килевая линия проходит по НО горизонтального или брускового киля.
Палубные линии морских судов.
Они обычно имеют вид плавной кривой с подъемом в нос и в корму и образуют седловатость палубы, которая обеспечивает уменьшение заливаемости палубы и образует непотопляемость при затоплении оконечностей
- Килевая линия бывает горизонтальной у транспортных судов и наклонной.
- Плоскость мидель шпангоута делит судно на 2 части, кормовую и носовую (несимметричные). Сечение плоскости мидель шпангоута дает представление о плоскости обвода корпуса в средней части, показывает форму поперечного сечения:
- развала бортов
- килеватость днища
- размер и форму скулы
- погибь палубы.
Нижние палубы и платформы погиби не имеют.
Сечение корпуса диаметральной плоскости (ДП) дает представление о форме форштевня и ахтерштевня, формах палубной и килевой линии
- Сечение корпуса плоскостями ватерлинии параллельными основной плоскости дает представление о форме бортовых обводов корпуса в горизонтальной плоскости.
Виды ватерлиний.
Ватерлиния - линия, где корпус судна соприкасается с поверхностью воды.
Бывает 3-х видов:
- КВЛ (конструктивная ватерлиния) это ватерлиния, принятая в основу построения теоретического чертежа и соответствует полному водоизмещению судна полученному предварительным расчетам.
- ГВЛ (Грузовая ватерлиния) - во время плавания судна при полном грузу. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило совпадают.
- РВЛ (Расчетные ватерлинии) - ватерлиния судна для каждого конкретного случая загрузки.
В данной статье мы разобрали общие представления о геометрии корпуса судна, виды палубных линий и ватерлиний. Эта информация позволит иметь представление о форме судна и его мореходных качествах. Для определения навигационных и скоростных качеств и маневренных элементов судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются габаритные и расчетные размерения.
__________________________________________________________________________________________
Не забудьте подписаться и поставить “нравится” чтобы не пропустить выход новых статей на тему “Теории устройства судна”.
В следующей статье мы разберем тему Главных размерений и коэффициентов полноты корпуса судна.
__________________________________________________________________________________________