Найти тему
Конспект моряка

Общие представления о геометрии корпуса судна.

Оглавление
Судно в разрезе
Судно в разрезе

Геометрия судна.

Геометрия корпуса судна одна из первых под тем в разделе “Остойчивость судна”. В ней мы разберем общие представления и виды основных плоскостей корпуса судна.

Геометрия корпуса судна представляет собой удлиненное тело ограниченное со всех сторон кривыми поверхностями:

  1. Борта
  2. Верхняя палуба
  3. Оконечности

Эти поверхности придают судну обтекаемую форму, которая обеспечивает наименьшее сопротивление воды и воздуха при движении судна.

Общее представление о формах корпуса судна дает сечение корпуса тремя взаимно перпендикулярными плоскостями.

-2

  • ДП (диаметральная плоскость) - продольная вертикальная плоскость проходящая через середину ширины судна.
  • Плоскость мидель шпангоута - поперечная вертикальная плоскость проходящая посередине судна
  • Основная плоскость - горизонтальная плоскость проходящая через точку пересечения плоскости мидель шпангоута с килевой линией.

Килевая линия у металлических судов проходит по внутренней поверхности горизонтального киля ( без учета толщины наружной обшивки (НО)), а у деревянных судов килевая линия проходит по НО горизонтального или брускового киля.

Палубные линии морских судов.

Они обычно имеют вид плавной кривой с подъемом в нос и в корму и образуют седловатость палубы, которая обеспечивает уменьшение заливаемости палубы и образует непотопляемость при затоплении оконечностей

Основные сечения корпуса
Основные сечения корпуса

  1. Килевая линия бывает горизонтальной у транспортных судов и наклонной.
  2. Плоскость мидель шпангоута делит судно на 2 части, кормовую и носовую (несимметричные). Сечение плоскости мидель шпангоута дает представление о плоскости обвода корпуса в средней части, показывает форму поперечного сечения:
  • развала бортов
  • килеватость днища
  • размер и форму скулы
  • погибь палубы.

Нижние палубы и платформы погиби не имеют.

Сечение корпуса диаметральной плоскости (ДП) дает представление о форме форштевня и ахтерштевня, формах палубной и килевой линии

-4

  1. Сечение корпуса плоскостями ватерлинии параллельными основной плоскости дает представление о форме бортовых обводов корпуса в горизонтальной плоскости.

Виды ватерлиний.

Ватерлиния - линия, где корпус судна соприкасается с поверхностью воды.

Бывает 3-х видов:

  1. КВЛ (конструктивная ватерлиния) это ватерлиния, принятая в основу построения теоретического чертежа и соответствует полному водоизмещению судна полученному предварительным расчетам.
  2. ГВЛ (Грузовая ватерлиния) - во время плавания судна при полном грузу. У морских транспортных судов КВЛ и ГВЛ, как правило совпадают.
  3. РВЛ (Расчетные ватерлинии) - ватерлиния судна для каждого конкретного случая загрузки.

В данной статье мы разобрали общие представления о геометрии корпуса судна, виды палубных линий и ватерлиний. Эта информация позволит иметь представление о форме судна и его мореходных качествах. Для определения навигационных и скоростных качеств и маневренных элементов судна, а также в повседневной его эксплуатации учитываются габаритные и расчетные размерения.

__________________________________________________________________________________________

Не забудьте подписаться и поставить “нравится” чтобы не пропустить выход новых статей на тему “Теории устройства судна”.

В следующей статье мы разберем тему Главных размерений и коэффициентов полноты корпуса судна.

__________________________________________________________________________________________