Те, кто топит за Голливуд, — не пугайтесь фразы
"голливудского формата больше не существует".
Я в этой короткой статье пишу о литературной стороне медиаиндустрии и как современные технологии кино- и ТВ производства, а также новые привычки и предпочтения смотрения контента отразились и отражаются на работе сценаристов и всех дальше по производственной цепочке.
Моя статья как бы в помощь всем, кто по работе пишет, либо читает сценарии и прикидывает одно место к другому, отвечая на внутренний вопрос:
"А как же это всё теперь снять?"
Так вот.
Классическая формула, которой бравировали и до их пор бравируют отдельные мастера форматирования сценариев аудиовизуального контента для фильмов и сериалов под т. н. "голливудский формат":
1 страница А4 = 1 минуте хронометража
... больше не работает.
Это раньше, во времена классического Голливуда и ранних цифровых технологий было всё алгоритмично понятно. Вот это сценарий для полного метра, который планируется выводить фильм на большой экран. А вот это посерийный сценарий телемувика или сериала телевизионного, и по готовности единиц контента они будут выводиться в эфир соответствующего телеканала.
Производственная цепочка была практически линейно-поэтапной, а форма написания и оформления сценариев постепенно вычистилась и приобрела - если мы говорим про одну страницу сценария — вид листа формата А4 в вертикальной ориентации (её еще называет портретной) с заданными графами под сцены (их название и описание), имена персонажей, реплики, переходы между сценами (кадрами) и т. д. В итоге всё стало очевидно строго, вплоть до типа шрифта, его кегли, межстрочного интервала и прочих и прочих строгостей. Т. е. документ приобрел скорее законченную дизайнерскую форму, а не вид рабочего текстового документа.
Но раз профессиональное сообщество эту форму приняло, — будем надеяться не от безысходности, а от удобства, — она и стала широко применяться.
Как стандарт.
Что важно и любопытно одновременно:
В самом Голливуде, да и во всей американской кино и ТВ индустрии, — если вы скажете "мой сценарий оформлен в голливудском формате" или "в соответствии с голливудскими стандартами" — вас, скорее всего, не поймут.
Потому что там такого понятия не существует.
Стандарт он и есть стандарт.
А оформление сценария может отличаться в зависимости от того, какие установки вы выбрали в одной из нескольких программ, которые признаны как раз теми самыми стандартами в профессиональной медиаиндустрии. Их, этого ПО, всего несколько, называть не буду, что не получить обвинение в рекламировании, но скажу, что одной из таких пользуюсь. И ни разу не пожалел, что перешёл на программное оформление своих литературных изысканий в сценарном творчестве.
Получается, как ни крути, голливудского формата не существует. Поэтому выше я и написал этот составной термин в кавычках — "голливудский формат", а перед ним ещё и добавил "т. н."
Для русскоязычных сценариев, вернее, для сценариев, нацеленных на внутренний медиарынок, термин не применим ещё и потому, что форматирование "у них" и "у нас" отличается по конфигурации листа бумаги. А4 у нас и А4 там, за бугром — это если по-простому, разные вещи. Кому любопытно, сами поищите размеры и убедитесь что разница есть. На практике это подтверждается тем, что текст при переводе с одного формата листа в другой "плывёт". И у вас остаются на выбор два варианта далее: или пытаться переформатировать текст так, чтобы страницы по содержанию совпадали, или смириться с тем, что синхрона постраничного не будет.
Но я не про форматирование сценария в целом. Я про одну его важную особенность, из заголовка и из первого абзаца статьи.
Про признак-формулу 1=1.
Если усреднить, то, взяв одну минуту профессионально оформленного сценария, ранее можно было быть уверенным, что одна минута текста превращается в одну минуту хронометража снятого кино- или видеоматериала. Который называют исходным.
В любом правиле есть исключения. Вы видели/читали сценарии Квентина Тарантино? Я да. Про множественные ошибки в тексте я не говорю. Я про другое - его сценарии всегда были где-то 1 стр. в 2-3 мин. хрона. Они очень краткие, даже бедные по тексту в части описания сцен. Но, видимо, он так пишет. В секрете для других и одновременно в чётком понимании для себя, как он это будет снимать.
Сегодня, когда фильмы в большой пропорциональной составляющей состоят из кадров, насыщенных спецэффектами, а между собой сцены и кадры соединяются сложными и порой длинными переходами, оставаться уверенным, что одна минута литературного отформатированного сценария превратится в одну минуту фильма уже нельзя. И пропорцию растягивания гармошки до более-менее реалистичного хрона можно одним глазом увидеть на этапе режиссёрского сценария или уже только на этапе формирования КПП.
А ИИ/ОНС, вторгшиеся в сценарный цех и вовсю уже отбирающие работу у классических сценаристов, вообще карту "сценарной местности" перекраивают. Каким будет будущее у форматов сценария и их форматирования - оно и покажет.
СЦЕНАРИЙ.
Хотите проконсультироваться по правилам оформления и вариантам продажи своего сценария или заказать новый?
Тогда жмите СЮДА.
Консультация платная.
Другая моя полезная статья сценаристам, режиссерам, операторам и продюсерам:
Сценарий vs скрипт. Как правильно?
---***---
#сценарий #скрипт #сценарист #фестивали #платформы #эксперт #экспертиза #статья #консультация #консалтинг #олеглубски #oleglubske #нуженавтор #новыйфильм #кино #подкаст #новыйсценарий #продюсирование