Продолжаем знакомиться с походами немецких эсминцев в район русского Севера и действие их в Заполярье. Начало ЗДЕСЬ.
Итак, первый «успех» вселил надежду в немецкое командование, хотя можно ли считать крупным успехом уничтожение двух-трех траулеров-сторожевиков. В любом случае повторный выход в море к советскому побережью «Рихард Байтцен» (эсминец типа "Леберехт Маас") вместе с другими эсминцами совершил уже 15 июля, через двое суток после уничтожения конвоя «Пассата». На этот раз немецкие эсминцы совершили поиск в районе северо-восточнее полуострова Варангер, но советских судов не обнаружили.
В свой третий поход 6-я флотилия вышла 22 июля 1941 года, на этот раз в уменьшенном составе из-за неисправности машин на «Ганс Лоди». Четыре эсминца (флагман – «Карл Гальстер») планировали зайти достаточно далеко вглубь советских арктических вод, надеясь перехватить конвои, идущие из Белого моря в Мурманск. Однако всё практически сразу пошло не так: вечером 22 июля германские корабли были обнаружены советскими разведчиками, а затем подверглись воздушным налётам, но им удалось и на этот раз уйти без повреждений. Советская авиация действовала неэффективно: тем самолётам, которые обнаружили немецкие эсминцы, не удалось добиться попаданий, а другим – не удалось даже обнаружить их в море. При этом, несмотря на потерю внезапности и обнаружение, немецкий флагман Шульце-Хинрихс не покинул район поиска и к вечеру 23 июня вновь подошёл к советскому побережью, где и продолжил поиск.
Немецкие эсминцы около полуночи подошли к побережью и, несмотря на позднее время, были обнаружены постами СНиС (служба наблюдения и связи), однако не только авиация Северного флота была неэффективной – система оповещения также не сработала оперативно. Можно только удивляться, по какой причине после обнаружения ещё 22 июля в районе побережья кораблей противника командование Северного флота не предприняло не только мер по перехвату вражеского отряда, но и не закрыло район для плавания гражданских судов. И в результате немецкие эсминцы записали на свой счет ещё одно уничтоженное судно.
На этот раз целью для «Рихарда Бейтцена» и его трёх напарников стало гидрографическое судно «Меридиан» (командир корабля – капитан-лейтенант В. Г. Егоров, вооружение – 1 пулемёт), для которого встреча с противником была полной неожиданностью.
Бывший каботажный пароход «Меридиан» (водоизмещение 840 брт, максимальная скорость 8,5 узла) 22 июля 1941 года вышел в Иоканьгу, чтобы доставить на маяки восточного побережья полуострова необходимое довольствие, а также эвакуировать с маяков женщин и детей. Рейс был рассчитан на традиционный русский «авось». «Меридиан» пошёл без прикрытия и охранения. В штабе рассчитывали, что судно, используя географические и метеорологические условия, сможет самостоятельно выполнить поставленный приказ. Следуя вдоль побережья из губы в губу, от маяка к маяку, «Меридиан» благополучно прибыл на Семиостровский Рейд. Здесь команда приступила к разгрузке и доставке продовольствия для маяка на острове Харлов.
В час ночи 24 июля командир В.Егоров получил от оперативного дежурного штаба флота радиограмму, в которой сообщалось, что в южной части Баренцева моря обнаружены эсминцы противника, и приказ срочно укрыться в губе Восточная Лица. Егоров дал ответ и, снявшись с якоря, пошёл в Восточную Лицу, а уже через полчаса хода экипаж «Меридиана» увидел силуэты четырёх военных кораблей.
Первым с дистанции всего 2000 м открыл огонь «Герман Шёман», и стрелял он очень даже не плохо. Его первый снаряд, попавший в «Меридиан», разнёс в щепки радиорубку. Вторым попаданием был разрушен мостик и перебит главный водопровод. Заклинило руль, и судно потеряло ход и управление. Начался пожар, огонь охватил закреплённые на верхней палубе бочки с бензином, который стекал в море и продолжал гореть на воде. Появились убитые и раненые. Через пробоины в машинное отделение и носовой трюм стала поступать вода.
После пяти залпов немецкие эсминцы прекратили огонь (расход снарядов – 21), так как к этому моменту «Меридиан» уже лишился хода, горел и имел сильный дифферент на корму.
Вот как описывает действия экипажа газета «Полярная правда» (выпуск № 69 от 25 мая 2005 года): «… Экипаж пытался спасти обречённый корабль. Второй помощник командира Лобов, матросы Гагарин, Бестужев, Витязев, Дьяков, радист Гребенщиков и другие во главе со старшим помощником лейтенантом Михайловым тушили пожар на верхней палубе. Но когда поняли, что с огнём не сладить, они раздали спасательные пояса, стали готовить подручные спасательные средства.
Героически вела себя машинная команда. Механик капитан-лейтенант Дубровин и старший моторист Заварзин, борясь с поступающей водой, погибли в машинном отделении. Страшная участь постигла кочегаров Чуркина и Тарасова. Они были обожжены паром и утонули вместе с судном.
Когда командир Егоров понял, что до гибели «Меридиана» остаются считанные минуты, он приказал всем покинуть его. Люди бросились за борт и, цепляясь за плавающие обломки, старались отплыть подальше от горящего бензина. Последним борт покинул командир. А немцы продолжали стрелять, как в тире, по советским морякам. Наконец, объятое пламенем судно погрузилось в холодные воды. После этого гитлеровские эсминцы обстреляли поселок Захребетное, расположенный неподалеку от Семи Островов, и скрылись в тумане…».
На «Меридиане» погибли 46 человек, в том числе женщины, дети, а также находящиеся военные специалисты-гидрографы. Подошедшим к месту трагедии рыбацким карбасам удалось спасти 17 человек.
Версию последующих событий в своих мемуарах «Вместе с флотом» представил командующий СФ А. Г. Головко: «… на этот раз нападение не осталось безнаказанным…. Наши самолёты … подоспели к месту потопления «Меридиана» через несколько минут после гибели судна. Фашистские эсминцы успели скрыться в тумане, но самолёты нашли их… . Не помогли гитлеровцам и попытки заслониться дымовыми завесами, чтобы избежать прицельного бомбометания. В 5 часов один из вражеских эсминцев был подбит, сбавил ход, стал отставать, подвергся атаке второй группы наших бомбардировщиков и остановился, весь окутанный паром и дымом".
Как видно в данной ситуации Головко все же смог хоть как то отреагировать, но конечно оценка последующих событий вряд ли была верной. К тому же выводы, которые сделал адмирал к моменту написания книги можно было бы и проверить. Согласно его мемуарам:
"...Три других эсминца бросили его и продолжали уходить на северо-запад.
Вскоре над подбитым фашистским кораблем появилась … группа «мессершмиттов»… завязался воздушный бой, в итоге которого мы потеряли два самолёта. Затем наполз туман, исключивший дальнейшие действия авиации. Тогда я приказал ближайшим подводным лодкам найти и добить противника. Приказание о поиске было исполнено без промедления, но поиск ничего не дал. Лодки не обнаружили фашистский корабль, хотя тщательно обследовали большой район. Выйти же за пределы этого района гитлеровцы в такой срок не могли. По всей вероятности, судя по состоянию вражеского эсминца, он затонул в результате повреждений, причинённых ему бомбами с наших самолётов. Что ж – око за око...».
Однако всё было несколько иначе, хотя действительно, отходящие немецкие корабли подверглись нескольким авиационным ударам, но все они оказались безрезультатными. По данным С.Патянина и М.Морозова около 80 бомб, сброшенных советскими самолётами разорвались не ближе 150-200 м от немецких эсминцев и не причинили им вреда. Более того, «Рихард Байтцен» артиллерийским огнём уничтожил гидросамолёт, который был подбит «мессершмидтами», появившимися над отрядом Шульце-Хинрихса, и сел на воду по курсу отхода «мааса». А «Карл Гальстер» самостоятельно сбил МБР-2, который внезапно выскочил из облаков прямо на немецкий ордер. Единственным результатом, которого удалось добиться советской авиации, стал отход немецкой флотилии в базу, причём без потерь.
Как видим, часто руководители не только не признают своих ошибок, но и стараются приукрасить свои действия. Думаю, в 1960 году, когда эти мемуары были подготовлены, в распоряжении историков уже были все сведения о немецких эсминцах данного типа, в том числе и о тех, что расправились с «Меридианом»: два эсминца будут уничтожены британскими крейсерами в 1942 году, а два других благополучно «доживут» до конца войны.
Что же касается дальнейших действий на Русском Севере в 1941 году, то 6-я флотилия в конце июля и первой половине августа временно прекратила набеговые операции, так как была перенацелена на охрану своего судоходства. Кроме того, активность немцев в арктических районах привлекла внимание британского Адмиралтейства, которое спланировало операцию по уничтожению немецких кораблей. Для этого было выделено два авианосца, два тяжёлых крейсера и четыре эсминца, но застигнуть врасплох немецкую флотилию на базе не удалось. Британское соединение потеряло 13 самолётов и вернулось в Метрополию.
Следующий выход в район Кольского залива был спланирован 9 августа 1941 года силами всего трёх эсминцев: «Ганс Лоди», «Рихард Байтцен» и «Фридрих Экольдт». Остальные два корабля остались на базе в 10-ти минутной готовности к выходу, если вдруг понадобится прикрыть отход ударной группы. И на этот раз немецкие "рейдеры" не остались без добычи.
Выйдя вечером 9 августа из Бек-фьорда, «Рихард Байтцен» и два его «напарника» утром (около 3 часов утра) 10 августа в районе Кильдина обнаружили одиночное судно, которое оказалось сторожевым кораблем «Туман» (командир корабля – ст.лейтенант Л. А. Шестаков).
Приходится с горечью отметить, что следующие после обнаружения события на море и в этот раз во многом напоминают уже описанные ранее эпизоды....
Окончание следует.
Источники: Breyer, S. Deutsche Zerstorer im Einsatz (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 17. – 1998.; Breyer, S. Die deutschen Zerstorer (Teil I) /Marine-Arsenal mit internationalen
Flottennachrichten und Marinerundblick. Band 33. – 1995.; Deutsche Zerstorer 1939-1945. Entwicklung. Einsatze.Verbleib. Eine Dokumentation in Bildern
/ U.Elfrath. – 150 p.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1940- 1945. – Hamburg. 1998.; Fock, H. Z-vor! Internationale Entwicklung und Kriegseinsatze von Zerstorern und Torpedobooten im Zweiten Weltkrieg. 1914- 1939. – Hamburg. 2001.; German Destroyers and Escorts / P.Stephens.- AZTEX, Tucson, Arizona.- 1983.- 98 p.; Апальков, Ю. ВМС Германии. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / Ю.В.Апальков // Морская коллекция, № 3 (9) – 1996. – 32 с.; Блицкриг в Западной Европе: Норвегия, Дания. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Теrra Fantastica, 2004. – 667 с.; Грановский, Е. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Часть 1 – Антология войны на море. Вып.2 / Е.А.Грановский, М.Э.Морозов, А.В.Дашьян. – Москва, 1995. – 112 с.; Грановский, Е. Германские эсминцы в бою. Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 гг. Часть 2 – Антология войны на море. Вып.4 / Е.А.Грановский, М.Э.Морозов, А.В.Дашьян. – Москва: ЧеРо, 1995. – 116 с.; Дашьян, А. Эсминцы Второй мировой: первый в мире полный справочник/ А.Дашьян. – Москва: Эксмо: Яуза, 2019. – 416 с.; Кобчиков, Е. Бой и гибель сторожевого корабля «Туман»/ Е.Ю.Кобчиков // Гангут, №6.- 1993. – С.98-107.; Кобчиков, Е. На траверзе маяка Гавриловский (бой и гибель сторожевого корабля «Пассат» / Е.Ю.Кобчиков // Гангут, №21.- 1999. – С.61- 74.; Марч, Э. Британские эсминцы. История эволюции. 1892-1953. Часть 4.- Период крушения
надежд. – СПб: ООО «Галлея Принт», 2014 – 248 с.; Мировая война: Взгляд побежденных, 1939 – 1945 гг. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: «Издательство «Полигон», 2002. – 736 с.; Патянин, С. Миноносцы типа «Вольф»/С.В.Патянин// Морская коллекция, № 2 (71) – 2005. – 32 с.; Патянин, С. Немецкие эсминцы Второй мировой. Демоны морских сражений/С.В.Патянин, М.Э.Морозов. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.- 160 с.; Патянин, С. Эсминцы типа «Леберехт Маас». Эскадренные миноносцы серий 34,34А, 36/ С.В.Патянин // Морская коллекция, № 5 (62) –2004. – 32 с.; Руге, Ф. Война на море /Ф.Руге. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: «Издательство «Полигон», 1998. – 400 с.; Трубицын, С. Минный заградитель «Грыф» С.Б.Трубицын// Морская коллекция, № 8 (167) – 2013. – 32 с.; Тулейя, Т. Сумерки морских богов /Т.Тулейя, Д.Вудворд. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 640 с.