Найти в Дзене
Вперёд в прошлое!

А вы думали, фильмы-боевики - чисто американское явление? (часть 2)

В прошлой части я рассказывал о жанрах-предшественниках американского боевика и о том, как появился на свет этот киножанр, в котором нет практически ничего американского. Её можно прочесть здесь:

Ну а я, с вашего позволения, продолжу.

Неожиданно для всех выпавшее из рук Брюса Ли знамя подхватил коренной американец - Чак Норрис. Это теперь Чак стал героем интернет-мемов, а когда-то ему светила лишь роль злодеев в фильмах великого мастера кунг-фу. Причём вовсе не в Голливуде. Карьера будущего патриарха классического боевика начиналась... в Гонконге. Лишь в 1977 году он впервые сыграл главную роль в фильме "Правонарушитель" - первом классическом американском боевике с американским актёром в главной роли. Сильвестр Сталлоне в это время ещё осваивал роль боксёра Рокки, а Арнольд Шварценеггер только познакомился с племянницей президента Кеннеди и пока перебивался вторыми ролями. О карьере в боевиках ни тот, ни другой даже не помышляли.

Чак Норрис в роли Джона Дэвида Доуса в боевике "Правонарушитель" - первом классической боевике с коренным американцем в главной роли (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Чак Норрис в роли Джона Дэвида Доуса в боевике "Правонарушитель" - первом классической боевике с коренным американцем в главной роли (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

Но, несмотря на приход в жанр коренных американцев, он довольно долго оставался чисто азиатским пусть ни в части актёрского состава, но в культурном плане точно. Вслед за кунг-фу в Голливуд притащили японских ниндзя, по дороге извратив их до неузнаваемости. В 1985 году внук русских эмигрантов Майкл Дудикофф навеки пригвоздил японское ниндзюцу к американской культуре фильмом "Американский ниндзя". Годом раньше ниндзями стали четыре черепашки, в 1987 году шагнувшие на киноэкраны.

А в 1998 году в Голливуд, наконец, перебрался китайский актёр Джет Ли, к тому времени безнадёжно вскруживший всему миру голову фильмами о загадочных монахах-воинах из монастыря Шаолинь. В СССР эти фильмы официально попали лишь спустя 7 лет, в 1989 году, когда советская цензура уже откровенно дышала на ладан. Но, разумеется, советские подростки успели посмотреть их в подпольных видеосалонах. Поэтому монахи Шаолиня для нас навсегда остались явлением западной культуры, несмотря на своё чисто китайское происхождение. Впрочем, так оно и было. Ведь мы познакомились с этим китайским монастырём лишь после того, как он намертво впитался в культуру Соединённых Штатов.

Китайский актёр Джет Ли в роли Чэнь Чжэня в гонконгском боевике "Кулак легенды" - ремейке фильма Брюса Ли "Кулак ярости" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Китайский актёр Джет Ли в роли Чэнь Чжэня в гонконгском боевике "Кулак легенды" - ремейке фильма Брюса Ли "Кулак ярости" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

Да что там говорить, если даже легендарная "Великолепная семёрка", ставшая несмотря на возмущение Никиты Хрущёва лидером советского кинопроката 1960 года, является, по мнению The New York Times, "бледной, претенциозной и сверхдолгой копией японского оригинала" - фильма Куросавы Акиры "Семь самураев". Так о каком американском происхождении боевиков можно вообще вести речь?

Между тем, освоившись в кинотеатрах, новый киножанр начал перемалывать под себя другие жанры, превращая их в собственные поджанры. Причём не только в США - своими боевиками обзавёлся и французский кинематограф. Прежде всего, разумеется, в оборот попали прадедушки: шпионские (франшиза "Миссия невыполнима") и криминальные фильмы, где предпочтение отдавалось борьбе с терроризмом (пенталогия "Крепкий орешек"). Однако боевик довольно быстро стал осваивать и новые просторы. Особенно ему полюбились военный фильм (пенталогия "Рэмбо") и фантастика, где безусловным фаворитом становится постапокалиптическая фантастика (франшиза "Терминатор").

Арнольд Шварценеггер в роли киборга T-800 в фантастическом боевике "Терминатор" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Арнольд Шварценеггер в роли киборга T-800 в фантастическом боевике "Терминатор" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

Кстати, вы обратили внимание? Оказалось, что в отличие от большинства других жанров, ели доживающих до трилогии, боевик легко перешагивает этот рубеж, позволяя эксплуатировать сюжет и героев бесконечно долго. Лидеры на сегодняшний день "Форсаж" - 10 частей и "Миссия невыполнима" - 7 частей, хотя надо признать, что обе франшизы боевиками стали не с первой же части.

Однако пора уже представить доказательство по последнему из трёх моих шокирующих заявлений: в СССР классические боевики появились чуть ли не раньше, чем на Западе. Казалось бы, где боевики и где СССР. Как же так можно человека и по мордасям? Советская цензура нерушимой стеной стояла на страже общества.

Том Круз в роли Итана Ханта в шпионском боевике "Миссия невыполнима: Смертельная расплата" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Том Круз в роли Итана Ханта в шпионском боевике "Миссия невыполнима: Смертельная расплата" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

Да, большинство классических для боевиков сюжетов просто не могли существовать в советских реалиях. В СССР были шпионские фильмы, но в них советский разведчик побеждал с помощью смекалки и любви к родине. В фильмах о советской милиции просто не было место герою-одиночке - бандитов ловили исключительно коллективно, и до терроризма они в своих преступных замыслах доходить попросту не успевали. Советская фантастика мечтала осчастливить мир, поэтому Крысу и Весельчаку У даже в самых разнузданных фантазиях не пришло бы в голову устроить геноцид.

Единственный поджанр, который в СССР пытались освоить, это военный боевик. Но видимо в силу тех глубоких шрамов, которые оставила в душах советских граждан война, они получались откровенно плохими и больше тянули на несмешные комедии вроде советского "Крепкого орешка" с Виталием Соломиным и Надеждой Румянцевой или "Дачной поездки сержанта Цыбули". Считается, что боевик абсолютно чужд советской идеологии. Но это, мягко говоря, не совсем так.

Надежда Румянцева в фильме "Крепкий орешек" без всякого Брюса Уиллиса (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Надежда Румянцева в фильме "Крепкий орешек" без всякого Брюса Уиллиса (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

Как ни странно к тому же Рэмбо поначалу особых претензий у советской цензуры не было. Ветеран Вьетнама гоняет американских полицейских - цепных псов империализма. Вполне нормальный сюжет. Рэмбо попал в немилость лишь когда во второй части его врагами стали советские воины-интернационалисты. В целом для советской культуры вовсе не был чужд образ храброго парня, который с помощью доброго слова и пистолета восстанавливает справедливость. Проблема заключалась вовсе не в герое боевика, а в том, что он никак не вписывался в советской образ жизни.

А что если образцового советского гражданина поместить в образцовую антисоветскую среду? Вот там он и развернётся. Только где же взять такую среду? Как где? Так на заре же Советской эпохи и взять.

Анатолий Кузнецов в роли красноармейца Сухова в советском боевике "Белое солнце пустыни" (изображение с сайта www.kinopoisk.ru)
Анатолий Кузнецов в роли красноармейца Сухова в советском боевике "Белое солнце пустыни" (изображение с сайта www.kinopoisk.ru)

Ещё в конце 80-х многие критики заметили необычайную схожесть таких фильмов как "Белое солнце пустыни" и "Свой среди чужих, чужой среди своих" с американскими спагетти-вестернами. И даже придумали для них корявый термин истерн (от слова east - восток, в противовес west - запад). Корявый потому, что так стали называть все советские приключенческие фильмы независимо от наличия у них сходства именно с вестернами.

Например, у фильма "Неуловимые мстители" такое сходство практически отсутствует. Но во всех этих фильмах есть герой (герои), которые в одиночку (небольшой группой), расстреливая врагов направо и налево, борются за всё хорошее против всего плохого. А это и есть главная черта... боевика. Американским боевикам наши приключенческие фильмы уступают разве что по количеству убитых главными героями негодяев.

Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)
Кадр из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" (изображение с сайта www.kino-teatr.ru)

А теперь взглянем на даты выхода этих фильмов. "Неуловимые мстители" - 1967 год, "Белое солнце пустыни" - 1969 год. А если вспомнить, к примеру, фильм "Тринадцать" 1936 года? А ведь первый крупный фильм Брюса Ли "Большой босс" был снят только в 1971 году. О карьере в Голливуде великий мастер кунг-фу тогда ещё даже не мечтал.

А в 1980 году в кинотеатрах СССР показали фильм "Пираты XX века" - первый официальный советский боевик. Официальный потому, что в нём впервые на советских экранах демонстрировались восточные единоборства. За два года до "Рэмбо" и за 4 года до "Терминатора". И этот фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката всех времён, обойдя фильмы "Москва слезам не верит" и "Бриллиантовая рука" и уступив только мексиканской "Есении".

Ну и кто кого оболванивал боевиками?

Читайте в этом цикле: