В прошлой части я рассказывал о жанрах-предшественниках американского боевика и о том, как появился на свет этот киножанр, в котором нет практически ничего американского. Её можно прочесть здесь:
Ну а я, с вашего позволения, продолжу.
Неожиданно для всех выпавшее из рук Брюса Ли знамя подхватил коренной американец - Чак Норрис. Это теперь Чак стал героем интернет-мемов, а когда-то ему светила лишь роль злодеев в фильмах великого мастера кунг-фу. Причём вовсе не в Голливуде. Карьера будущего патриарха классического боевика начиналась... в Гонконге. Лишь в 1977 году он впервые сыграл главную роль в фильме "Правонарушитель" - первом классическом американском боевике с американским актёром в главной роли. Сильвестр Сталлоне в это время ещё осваивал роль боксёра Рокки, а Арнольд Шварценеггер только познакомился с племянницей президента Кеннеди и пока перебивался вторыми ролями. О карьере в боевиках ни тот, ни другой даже не помышляли.
Но, несмотря на приход в жанр коренных американцев, он довольно долго оставался чисто азиатским пусть ни в части актёрского состава, но в культурном плане точно. Вслед за кунг-фу в Голливуд притащили японских ниндзя, по дороге извратив их до неузнаваемости. В 1985 году внук русских эмигрантов Майкл Дудикофф навеки пригвоздил японское ниндзюцу к американской культуре фильмом "Американский ниндзя". Годом раньше ниндзями стали четыре черепашки, в 1987 году шагнувшие на киноэкраны.
А в 1998 году в Голливуд, наконец, перебрался китайский актёр Джет Ли, к тому времени безнадёжно вскруживший всему миру голову фильмами о загадочных монахах-воинах из монастыря Шаолинь. В СССР эти фильмы официально попали лишь спустя 7 лет, в 1989 году, когда советская цензура уже откровенно дышала на ладан. Но, разумеется, советские подростки успели посмотреть их в подпольных видеосалонах. Поэтому монахи Шаолиня для нас навсегда остались явлением западной культуры, несмотря на своё чисто китайское происхождение. Впрочем, так оно и было. Ведь мы познакомились с этим китайским монастырём лишь после того, как он намертво впитался в культуру Соединённых Штатов.
Да что там говорить, если даже легендарная "Великолепная семёрка", ставшая несмотря на возмущение Никиты Хрущёва лидером советского кинопроката 1960 года, является, по мнению The New York Times, "бледной, претенциозной и сверхдолгой копией японского оригинала" - фильма Куросавы Акиры "Семь самураев". Так о каком американском происхождении боевиков можно вообще вести речь?
Между тем, освоившись в кинотеатрах, новый киножанр начал перемалывать под себя другие жанры, превращая их в собственные поджанры. Причём не только в США - своими боевиками обзавёлся и французский кинематограф. Прежде всего, разумеется, в оборот попали прадедушки: шпионские (франшиза "Миссия невыполнима") и криминальные фильмы, где предпочтение отдавалось борьбе с терроризмом (пенталогия "Крепкий орешек"). Однако боевик довольно быстро стал осваивать и новые просторы. Особенно ему полюбились военный фильм (пенталогия "Рэмбо") и фантастика, где безусловным фаворитом становится постапокалиптическая фантастика (франшиза "Терминатор").
Кстати, вы обратили внимание? Оказалось, что в отличие от большинства других жанров, ели доживающих до трилогии, боевик легко перешагивает этот рубеж, позволяя эксплуатировать сюжет и героев бесконечно долго. Лидеры на сегодняшний день "Форсаж" - 10 частей и "Миссия невыполнима" - 7 частей, хотя надо признать, что обе франшизы боевиками стали не с первой же части.
Однако пора уже представить доказательство по последнему из трёх моих шокирующих заявлений: в СССР классические боевики появились чуть ли не раньше, чем на Западе. Казалось бы, где боевики и где СССР. Как же так можно человека и по мордасям? Советская цензура нерушимой стеной стояла на страже общества.
Да, большинство классических для боевиков сюжетов просто не могли существовать в советских реалиях. В СССР были шпионские фильмы, но в них советский разведчик побеждал с помощью смекалки и любви к родине. В фильмах о советской милиции просто не было место герою-одиночке - бандитов ловили исключительно коллективно, и до терроризма они в своих преступных замыслах доходить попросту не успевали. Советская фантастика мечтала осчастливить мир, поэтому Крысу и Весельчаку У даже в самых разнузданных фантазиях не пришло бы в голову устроить геноцид.
Единственный поджанр, который в СССР пытались освоить, это военный боевик. Но видимо в силу тех глубоких шрамов, которые оставила в душах советских граждан война, они получались откровенно плохими и больше тянули на несмешные комедии вроде советского "Крепкого орешка" с Виталием Соломиным и Надеждой Румянцевой или "Дачной поездки сержанта Цыбули". Считается, что боевик абсолютно чужд советской идеологии. Но это, мягко говоря, не совсем так.
Как ни странно к тому же Рэмбо поначалу особых претензий у советской цензуры не было. Ветеран Вьетнама гоняет американских полицейских - цепных псов империализма. Вполне нормальный сюжет. Рэмбо попал в немилость лишь когда во второй части его врагами стали советские воины-интернационалисты. В целом для советской культуры вовсе не был чужд образ храброго парня, который с помощью доброго слова и пистолета восстанавливает справедливость. Проблема заключалась вовсе не в герое боевика, а в том, что он никак не вписывался в советской образ жизни.
А что если образцового советского гражданина поместить в образцовую антисоветскую среду? Вот там он и развернётся. Только где же взять такую среду? Как где? Так на заре же Советской эпохи и взять.
Ещё в конце 80-х многие критики заметили необычайную схожесть таких фильмов как "Белое солнце пустыни" и "Свой среди чужих, чужой среди своих" с американскими спагетти-вестернами. И даже придумали для них корявый термин истерн (от слова east - восток, в противовес west - запад). Корявый потому, что так стали называть все советские приключенческие фильмы независимо от наличия у них сходства именно с вестернами.
Например, у фильма "Неуловимые мстители" такое сходство практически отсутствует. Но во всех этих фильмах есть герой (герои), которые в одиночку (небольшой группой), расстреливая врагов направо и налево, борются за всё хорошее против всего плохого. А это и есть главная черта... боевика. Американским боевикам наши приключенческие фильмы уступают разве что по количеству убитых главными героями негодяев.
А теперь взглянем на даты выхода этих фильмов. "Неуловимые мстители" - 1967 год, "Белое солнце пустыни" - 1969 год. А если вспомнить, к примеру, фильм "Тринадцать" 1936 года? А ведь первый крупный фильм Брюса Ли "Большой босс" был снят только в 1971 году. О карьере в Голливуде великий мастер кунг-фу тогда ещё даже не мечтал.
А в 1980 году в кинотеатрах СССР показали фильм "Пираты XX века" - первый официальный советский боевик. Официальный потому, что в нём впервые на советских экранах демонстрировались восточные единоборства. За два года до "Рэмбо" и за 4 года до "Терминатора". И этот фильм стал абсолютным лидером советского кинопроката всех времён, обойдя фильмы "Москва слезам не верит" и "Бриллиантовая рука" и уступив только мексиканской "Есении".
Ну и кто кого оболванивал боевиками?
Читайте в этом цикле: