Найти в Дзене

⚖️ Видеоролик с Deep-fake является объектом авторского права. А в чем собственно вопрос?

Оглавление

Приветствую!

Сегодня рассмотрим один интересный вопрос, который недавно разбирали суды. Вот вывод:

если в видео использована технология Deep-fake – это не влияет на его признание в качестве объекта авторского права.
Deep-fake – это лишь дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способ их создания.

А теперь давайте чуть понятнее.

📚 Если кратко, Deep-fake – это технология на искусственном интеллекте, которая позволяет синтезировать (создать) изображение или голос с помощью наложения одного видео (или звука) на другое. Эту технологию используют для «подделки» голосов, «людей» на видео (fake – от англ. фальшивый, подделка), что позволяет достичь максимального сходства с оригиналом.

Дело: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2024 по делу № А40-200471/23

Что случилось?

  • ООО «Рефейс технолоджис» является правообладателем видеоролика длительностью 31 секунда.
  • ООО «Бизнес-аналитика» в сети Интернет (как минимум, в двух телеграм-каналах) разместило данный видеоролик, но согласие на его использование не получало.
  • «Рефейс технолоджис» обратилось в суд с требованием о взыскании компенсации в размере 500 000 руб.

📝 Позиция ответчика:

🔸 - полагал, что видеоряд полностью сгенерирован нейросетью, а потому авторских прав попросту не возникло (так как искусственный интеллект – не человек);

🔸 - созданный видеоролик не является объектом авторского права по причине использования технологии Deep-fake, соответственно никакого нарушения нет.

Что сказал суд?

  • Ответчик не мог заблуждаться относительно природы видеоролика, поскольку является профессиональным участником рынка компьютерного обеспечения. Утверждение о заблуждении в природе происхождения видеоролика - недобросовестно.
  • Любой профессиональный участник имеет базовое представление о принципах работы deepfake - технологии, основанной на использовании генеративно-состязательных нейросетей (GAN), которые позволяют ЧАСТИЧНО преобразовывать исходный видеоряд с помощью алгоритмов, созданных человеком.
  • Такое преобразование не исключает тот факт, что ИСХОДНЫЙ видеоряд создан творческим трудом авторов.
  • Второй довод ответчика также несостоятелен: технология Deep-fake – это дополнительный инструмент обработки (технического монтажа) видеоматериалов, а не способ их создания. Исходный видеоряд отличается исключительно визуальным образом лица актера.

🔹 Соответственно, тот факт, что моушн-дизайнер «Рефейс технолоджис» осуществил переработку исходного видеоролика посредством технологии deep-fake не означает, что видеоролик доступен для свободного использования (без согласия правообладателя).

🔹 Это тем более не говорит о том, что группа лиц, обеспечившая написание сценария ИСХОДНОГО видеоролика, видеосъемку, его аудиосопровождение, не внесли личный творческий вклад в создание видеоролика и не признаются его авторами – они все являются авторами как исходного, так и обработанного видео.

-2

💭 Дополнительно от меня

🔹 Если видеоролик создан нейросетью, у него ведь всегда есть тот, кто задает промт или техническое задание, ведь так? Конечно.

🔹 Поэтому по текущей практике, даже если видео будет полностью сгенерировано ИИ, правообладателем будет либо пользователь, который задавал данные, либо площадка или ресурс, которые создали данную нейросеть.

💡 Интересен еще момент с обоснованием суммы взыскания в 500 000 руб.

🔸 По мнению ответчика размер компенсации в несколько раз превышает расходы истца на создание видеоролика, а сам размер никак не обоснован.

🔸 На это суд сказал следующее:

порядок определения размера компенсации напрямую не зависит от стоимости создания видеоролика. Более того, размер компенсации в 500 000 руб. составляет 10 % от максимально допустимой величины компенсации, предусмотренной ГК, поэтому она не может считаться завышенной.

🔸 Кроме того размер компенсации обоснован ссылками на конкретные обстоятельства дела, а именно:

1) Наличие вины в форме умысла: ответчик не мог добросовестно заблуждаться, что ролик принадлежит третьему лицу;

2) Незаконное использование в рекламных целях: реклама - это любая информация, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, то есть в данном случае к информационному продукту ответчика – «Нейросети. LevelUp для маркетинга».

3) Широкий круг лиц, получивший доступ к незаконно размещенному видеоролику: количество подписчиков телеграм-канала «Олдскульный маркетинг» - 173 518 человек, «Павликов опять что-то написал» - 33 056 человек.

На этом все. До скорого!

Если есть какие-то вопросы, предложения, уточнения - пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-3

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат