Это частный случай одного из главнейших правил культуры Древнего Египта. Правила, которое было нарушено в истории Египта всего один раз. Это правило гласило, что новые культурные напластования, новые идеи в мифологии, искусстве, религии могут быть наложены только на уже существующие.
— комментирует Александра Баркова, исследовательница мифологии и автор книги «Введение в мифологию» (16+)
И поэтому египетское искусство на протяжении тысячелетий менялось настолько мало, что, положа руку на сердце, это заметно одним египтологам, а обычный человек не улавливает разницу между искусством Древнего и Нового царств. Традиция была незыблема. Если изначально образы богов как животных восходили, вероятно, к тотемизму и точно к культу животных (тотемизм и культ животных — разные вещи: тотемизм — вера в то, что данное животное является предком людей и соответствующего вида животных, а культ животных имеет самые разные проявления), позже это остается данью тысячелетней традиции, которая не будет меняться. Из зооморфных образов божеств я хочу обратить ваше внимание на несколько из них.
1. Божества в облике сокола и божества с именем Гор. Гор – сын Осириса и Исиды – отомстил за отца, коварно убитого нехорошим Сетом. Еще был Гор Обоих Горизонтов, изображающийся в обличье крылатого солнца. Еще был Гор Бехдетский, знаменитый победитель множества темных сил, которые в египетской культуре имели образ крокодилов и бегемотов (откуда через христианские апокрифы возникает и кот Бегемот у Булгакова). Божеств в облике сокола огромное количество — десятки, если не сотни.
2. Образ, противоположный соколу, — змей. Змей по определению во всех культурах есть существо амбивалентное, двоякое. И действительно, в Египте мы имеем, с одной стороны, благого змея (самый известный — защитник фараона, змея на короне; благие змеи, связанные с жатвой, земледелием; змея — хранительница некрополя; змей-помощник из преисподней); и с другой — мы будем иметь змеев отрицательных: гад, он и есть гад. Напомню, что слово «гад» помимо своего переносного значения имеет и прямое: то, что традиционно объединяет понятия «пресмыкающиеся» и «земноводные».
3. Бык и корова — казалось бы, биологически один и тот же вид животных — в Древнем Египте связываются с совершенно разными комплексами представлений. Культ быка представлял в Египте одну из форм культа вождей. Что такое культ вождей? Вождь является воплощением благополучия страны. Культ вождей сохранил достаточно чистую форму применительно быку Апису, который, пока полон сил, — живое божество, но, когда стареет, его топят, тело бальзамируют и ищут новое воплощение этого Аписа — черного быка с белыми отметинами. Вот такой вот живой талисман.
4. Что касается коровы, то это совершенно другой круг представлений. В Египте земля связывалась (все не так, как в Евразии) с мужским началом, а небо — с женским. Небо — женское божество. Небо представлялось в разных ипостасях. И в частности в образе коровы. И не просто коровы, а фактически формы Богини-Матери. Замечу, что Богиня-Мать — это не просто воплощение жизни и смерти, это божество самодостаточное, которое не имеет равновеликого супруга или иногда не имеет супруга вообще. Богиня-Мать каждое утро на востоке рождает златого теленка-солнце, днем он движется по ней — по небу, по матери, по корове, — к вечеру он доходит до ее рта и одновременно стареет, она его проглатывает, от зачатия беременеет, ночью вынашивает и на рассвете она его снова рождает на востоке.
Погрузитесь в увлекательный мир мифологии с книгой «Введение в мифологию» (16+) Александры Барковой.