Найти тему
С Богом по жизни

Библейский бумеранг: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

(Матфея 5:7)

Многие из нас слышали о бумеранге — этой удивительной изогнутой палке, изобретенной австралийскими аборигенами, которая изящно планирует в воздухе и возвращается к бросившему ее.

То есть он возвращается бросившему, если тот правильно бросает его. Когда мы с семьей жили в Австралии, я купил несколько бумерангов и пытался бросать их. Они возвращались в мою сторону, но не обязательно ко мне. Мне даже приходилось залезать на деревья, чтобы достать неправильно брошенные бумеранги.

Библия содержит много духовных «бумерангов». В отличие от моих плохо брошенных бумерангов, эти всегда возвращаются к бросившим их. Давайте рассмотрим некоторые из них:

«Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7).

«Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих лет опять найдешь его» (Еккл. 11:1).

«...ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерой мерите, такой и вам будут мерить» (Мф. 7:2).

«...давайте, и дастся вам; мерой доброй, утрясённой, нагнетённой и переполненной отсыплют вам в лоно ваше; ибо какой мерой мерите, такой же отмерится и вам» (Лк. 6:38).

Мы с вами изучаем пятую заповедь блаженства. В самом центре их мы видим следующий библейский бумеранг: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). В мире, который зачастую жесток и беспощаден, существует огромная нужда в милостивых мужчинах и женщинах, юношах и девушках. Многие комментаторы считают, что, начиная с этой заповеди, акцент меняется. Мартин Ллойд-Джонс пишет: «...Первые три заповеди блаженства во главу угла ставят... осознание нами нужды: нищие духом, плачущие из-за своей греховности, кроткие как результат истинного понимания своей природы... Затем идет великое утверждение, что нужда эта будет удовлетворена... "Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся"... Отсюда и далее перед нами результат этого удовлетворения... Мы становимся милостивыми, чистыми сердцем, миротворцами».

«БЛАЖЕННЫ МИЛОСТИВЫЕ...»

Что такое милость

«Милость», по определению словаря, — это «сострадательное, милосердное отношение, особенно к нижестоящим... Это готовность проявлять доброту и прощать». Самое распространенное греческое слово, переводимое как «милость» (элеос), означает «доброта, добрая воля по отношению к несчастным и страдающим в совокупности с желанием облегчить их страдания» (Уилки и Гримм). О милости можно сказать с позиции отрицания. Когда в нашей власти отомстить, проявление милости к совершившему против нас зло означает отказ воздать ему так, как он заслужил, вместо этого помиловав и простив его. С позиции утверждения, милость имеет несколько существенных аспектов. Это такое расположение духа, которое характеризуется состраданием к тяжелому положению находящихся в нужде. При этом возникает желание помочь нуждающимся, которое выражается в реальной помощи. Кто-то сказал, что милость предполагает участие сердца и рук. Если сердце не взволновано и если руки не протягиваются для помощи, это не милость.

Различные аспекты милости проиллюстрированы в притче о добром самарянине (Лк. 10). Человек лежал у дороги, избитый и едва живой (ст. 30). Мимо прошло несколько человек (ст. 31, 32). Им, конечно, было жалко видеть человека в таком плачевном состоянии, но это не подвигло их на какие-то действия. Потом на этой дороге появился некий самарянин. Увидев человека, он «сжалился» (ст. 33) и сделал все, что было в его силах, чтобы помочь ему. Он обработал раны несчастного и перевязал их, а затем привез его в гостиницу и заплатил, чтобы там о нем позаботились (ст. 34, 35). Поэтому о самарянине говорится, что он «оказал милость» этому человеку (ст. 37).

Можно привести и другие иллюстрации, но самую лучшую мы видим, когда смотрим на Бога. Если дьявол — «отец лжи» (Ин. 8:44), то Бог — «Отец милосердия» (2 Кор. 1:2). Словом «милосердие» переведен синоним элеос — ойктирмос, означающий «жалость, сострадание к несчастьям других» (Вайн). Как мы должны быть благодарны за то, что «Господь весьма милосерден и сострадателен» (Иак. 5:11), что Он «богатый милостью» (Еф. 2:4)! Если бы Бог был только Богом правосудия, то человечество не имело бы надежды, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Но Бог — также и Бог любви. Он «знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14). Как Бог любящий, Он даровал нам Свою милость: послал Своего Сына на смерть за наши грехи.

«...на кресте "милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются" (Пс. 84:11). Истина говорит: грехи человека преграждают ему путь в град Божий; милость говорит: пусть кровь Христа покроет человеческие недостатки! Правда говорит: грешник не может пройти через врата небесные; мир говорит: пусть Христос будет посредником, дабы состоялось примирение между человеком и его Создателем!» (Маккорд).

Чтобы понять Божью милость, нужно увидеть это качество, выраженное в жизни Иисуса (см. Ин. 14:9). Милость побудила Иисуса прийти на эту землю. Милость побуждала Его ходить среди больных и обездоленных. Его милость простиралась не только на обездоленных и бедных, но и на гордых фарисеев и черствых саддукеев — и даже на самодовольный и неверующий Иерусалим. Его милость распространялась не только на человеческое страдание, но и на человеческий грех. Его милость, в конечном итоге, привела Его на крест, и теперь, на небесах, Он является нашим «милостивым и верным Первосвященником» (Евр. 2:17), восседающим по правую руку от Бога.

Нужда в милости

Что касается «милосердия Божьего» (Рим. 12:1), то Иисус обращается к нам с таким призывом: «...будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден» (Лк. 6:36). Что это значит — быть милосердным, как Господь милосерден? Во-первых, это значит, что наши сердца не равнодушны к нуждам других. Люди молили Иисуса: «Помилуй нас» (см. Мф. 9:27), и Он миловал. Мы часто читаем: Он «сочувствовал», «сжалился», «умилосердился» (см. Мф. 9:36; 14:14; 20:34; Мк. 1:41; 6:34). Так же и нам с вами велено «облечься... в милосердие» (Кол. 3:12).

Одна из любимых историй Ральфа Бампуса была о человеке, в чьей жизни наступили трудные времена. Он обратился за ссудой к банкиру, о котором было известно, что он с большой неохотой давал деньги в долг тем, кто действительно в них нуждался. Выслушав грустный рассказ, банкир сказал: «Я добрый человек, поэтому я вам сделаю предложение. Я недавно потратил большую сумму денег на искусственный глаз. Он выглядит точно так, как мой настоящий. Вот в чем суть моего предложения: если вы скажете, какой глаз у меня искусственный, я дам вам денег». Человек некоторое время внимательно разглядывал глаза банкира и, наконец, сказал: «Искусственный глаз — левый». Банкир спросил: «Вы уверены?» Человек ответил: «Абсолютно». Банкир был поражен. «Правильно, — сказал он, — но как вы догадались, что левый глаз искусственный?» «Потому что, — был ответ, — в вашем левом глазу я увидел маленькую искорку сочувствия».

Когда люди смотрят нам в глаза, могут ли они увидеть в них искреннее сочувствие? Нам нужно сострадать немощам других, как сострадал Иисус (см. Евр. 4:15). Нам нужны сердца, которые трогают нужды других людей.

Нам также нужны руки, которые протягиваются для помощи. Помните, что если руки не работают вместе с сердцем, то это не истинная милость. Если мы видим, что «брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания», то недостаточно просто посочувствовать им. Нужно дать «им потребного для тела» (Иак. 2:15, 16). Мне нравится слово, которым характеризуется Иисус: «умилосердившись» (см. Мф. 20:34; Мк. 1:41). Сострадая людям, Иисус не оставался равнодушным, и это побуждало его делать что-то; Его милость выражалась практически (см. Мк. 5:19). Так же и мы с вами должны «оказывать милость и сострадание каждый брату своему» (Зах. 7:9).

-2

Хочу еще раз подчеркнуть естественную последовательность заповедей блаженства. Человек, который осознаёт свою духовную нужду (первая заповедь) и потому плачет (вторая), станет кротким и смиренным (третья) и будет жаждать духовного насыщения (четвертая). Кто в своем понимании дошел до этого уровня, увидит, что и у других те же духовные нужды, что и у него, и та же немощь духа. Это должно возбудить в нем жалость, сочувствие, сострадание и любовь к ним.

Как же поэтому важно всем нам исследовать себя! Давайте спросим: «А я милостив? Или я так сосредоточен на собственных нуждах и проблемах, что не думаю о других?» В Ос. 6:6 Господь сказал: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы». Слово «милость» здесь — это перевод еврейского слова «хесед», которое в Септуагинте последовательно переводится словом элеос («милость»). В Новом Завете Иисус дважды цитировал Ос. 6:6, всякий раз призывая Своих слушателей разобраться, что значат эти слова (Мф. 9:13; 12:7). Хочет ли Бог жертвы? Да, но жертва без милости бесполезна. Рискуя быть неправильно понятым, хочу сказать, что крещение и причащение Господней вечери важно, даже необходимо, но если в наших сердцах нет сострадания и милости, то внешняя покорность Божьей воле — не более чем пустой жест (ср. с 1 Кор. 13:1-3).

Хотелось бы подчеркнуть еще одно качество термина милостивые», употреблённого в нашем тексте. По-гречески это элеемон, прилагательное от элеос. Оно означает «быть действенно сострадательным» (Вайн). Одного старика спросили, является ли он христианином. Он ответил: «Местами». Так вот мы не должны быть милостивыми «местами». Быть милостивым — не значит проявить единичный добрый поступок. Это образ жизни, характерная черта которого — постоянная забота и помощь. Да поможет нам Бог быть не эгоистичными, а милостивыми к другим.

«...ИБО ОНИ ПОМИЛОВАНЫ БУДУТ»

Мы нуждаемся в милости? Моя бабушка широко открыла бы глаза, возвела бы руки к небу и воскликнула: «Конечно, а как же!» Взгляните в прошлое. Как бы мы выжили без милости? Посмотрите на настоящее. Как мы сегодня нуждаемся в Божьей милости! Вглядитесь в будущее. Как нам жить дальше без нее? Однако помните, что милость обещана только милостивым. Местоимение «они» добавляет эмоциональной окрашенности нашему тексту: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Обычно в греческом языке личные местоимения не употреблялись, так как для понимания, о ком идет речь, достаточно было употребить глагол. Когда греки употребляли местоимение (как в данном случае местоимение «они»), это делалось для придания всему высказыванию эмфатичности, то есть эмоциональности. Мы посмотрели, как летит бумеранг, а теперь проследим, как он возвращается.

Милость в этой жизни

Милостивые блаженны, потому что Иисус сказал: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20:35). Мудрец писал: «...кто милосерден к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21). У Шекспира один из персонажей произнес: «По принужденью милость не действует, а падает она, как тихий дождь, струящийся на землю из облаков. Благословенье в ней особое: она благословляет тех, кто дает и кто берет ее».

Милостивые блаженны потому, что они скорее, чем кто-либо другой, будут помилованы окружающими. Это общая, а не абсолютная истина, но, как правило, другие поступают с нами так, как мы поступаем с ними. Если вы улыбаетесь людям, то и они обычно улыбаются вам. Если вы говорите «здравствуйте», то и вам чаще всего отвечают «здравствуйте». Если вы помогаете заболевшим, они, вероятно, помогут вам, когда заболеете вы. Петр выразил эту истину через отрицание: «И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (1 Пет. 3:13; см. Прит. 16:7). Это можно назвать золотым правилом (Мф. 7:12) наоборот: Как вы поступаете с людьми, так и они (в большинстве случаев) поступят с вами.

Что важнее всего, милостивые блаженны потому, что Бог будет милостив к ним. Бог сказал, что если мы будем милостивы к бедным, то Он избавит нас. «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем! В день бедствия избавит его Господь» (Пс. 40:2). Он обещал, что если мы будем милостиво прощать других, то и Он простит нас. «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный» (Мф. 6:14).

Это не означает, что единственное, чего Бог желает и требует от нас, это чтобы мы были милостивыми и прощали. Мы должны жить «всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4). Это, однако, означает, что при всех остальных равных условиях благословлен будет именно милостивый человек. С какой стороны на это ни посмотреть, а «человек милосердный благотворит душе своей» (Прит. 11:17).

Милость после этой жизни

Мы нуждаемся в милости сейчас, но еще больше мы будем в ней нуждаться, когда предстанем перед престолом Божьим для суда. Его милость к нам тогда будет в некоторой степени зависеть от нашего милосердия. Павел писал: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно подкреплял меня и не стыдился уз моих, но, будучи в Риме, с великим усердием искал меня и нашёл. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный [судный] день» (2 Тим. 1:16-18).

А что если мы немилостивы в этой жизни? Тогда мы не будем помилованы. В Мф. 18:23-35 Иисус рассказал притчу о немилосердном рабе. Его господин простил ему миллионный долг, а сам он не захотел простить своему товарищу, такому же рабу, копеечный долг. Господин сказал ему: «Не надлежало ли тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?» (ст. 33). После этого господин, «разгневавшись... отдал его истязателям» (ст. 34). Завершил Иисус Свой рассказ такими поучительными словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (ст. 35).

Одно из мест Библии, содержащих самые страшные слова в Писании, — Иак. 2:13: «Ибо суд без милости не оказавшему милости». Быть судимым без милости — значит не иметь надежды, так как все мы грешники, а плата за грех — смерть (Рим. 3:23; 6:23), духовная и вечная смерть (см. Отк. 21:8). Я хочу милости в судный день, а вы разве не хотите? Тогда мы с вами должны быть милостивыми сейчас.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда Иисус осуждал книжников и фарисеев, говоря «горе вам...», Он сказал, что они «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру» (Мф. 23:23). Да поможет нам Бог не оставлять свою милость. Куда бы Иисус ни шел, люди кричали: «Помилуй нас» (см. Мф. 9:27; 15:22; 17:15; 20:30, 31). Так мир кричит и сегодня: «Помилуй нас!» Ответить на этот крик должны мы, Господни ученики. Давайте же будем, как Иисус, сочувствовать всем страждущим физически и духовно. Помните: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

-3

Я призываю вас заглянуть в свое сердце и посмотреть, есть ли там сострадание к другим. Я также настоятельно прошу вас проверить, заботитесь ли вы о своих духовных нуждах. Вы не сможете помогать другим, пока ваше собственное сердце не будет право пред Господом. Вы отдали себя на милость Бога? Вы верите, что Иисус Сын Божий? Вы выразили свою веру послушанием (Ин. 8:24; 14:15)? Вам нужно исповедать свою веру и креститься (Деян. 8:36-38)? Может, вам нужно заново подчинить свою жизнь Господу (см. Иак. 5:19, 20)? Очень много лет назад было написано: «Благ и милосерден Господь, Бог ваш, и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2 Пар. 30:9). Если вам необходимо сделать это, я молюсь, чтобы вы уже сегодня обратились к Нему.

Изучение Библии. Ветхий и Новый Заветы. Христианские статьи

👉🏻 Сервис бронирования жилья (Реклама. ООО «Суточно.ру». ИНН 7709908155)