Многовековые отношения Монгольской империи и русских княжеств были отмечены как противостоянием, так и активным сотрудничеством. Русские князья нередко просили помощи у монголов для разрешения внутренних конфликтов, чаще всего междоусобных. Однако мы рассмотрим другой пример, когда русские войска привлекали сами монголы, для ведения боевых действий в составе их собственных армий.
Вассальный статус был совершенно иным, чем статус покоренных народов. Русские князья не были обязаны поставлять войска для регулярной армии монголов."Вассал моего вассала не мой вассал", такой принцип распространялся и на территорию средневековой Руси. Войска оставались под началом князей и полководцев и структурно не входили в состав могольской армии.
Несмотря на то, что правители были обязаны предоставлять войска монгольским ханам, они между тем продолжали оставаться их командирами непосредственно на поле боя.
Это различие в статусе отражало более широкие отношения Золотой Орды и русских земель, где вассалитет представлял собой сложную систему политических и военных отношений, а не простое подчинение.
Во-вторых, вассальные войска чаще всего выполняли конкретные задачи в рамках общей военной кампании. Причина тому была проста, русское войско, чаще всего, не вписывалось в общую концепцию войск Золотой Орды.
Монгольская армия преимущественно состояла из высокодисциплинированных солдат, которые умели одинаково хорошо сражаться как в конном строю, так и в спешенном положении. Более того, у монголов была четкая тактика и стратегия, войска умели подчиняться командам на расстоянии, например по смгналам флагов или барабанов. Также у Золотой Орды было грамотное штатное расписание и распределение войск по родам. Были лёгкая и тяжелая кавалерия, были инженерные части, обоз, а также различные тыловые соединения.
Русские княжества в те времена не могли похвастаться столь грамотной военной организацией. Фактически войска русских князей не сильно отличались от феодальных армий тех эпох. Было небольшое количество профессиональных солдат - княжеских дружинников и наемников. Остальная часть войска формировалась из городового ополчения и местных жителей. Все это силы строилось вокруг ядра профессионалов и сильнее подходили для защиты, а не нападения.
А теперь давайте рассмотрим конкретные примеры привлечения русских князей для походов в составе монгольской армии.
Самым ранним примером привлечения русских войск для участия в военных кампаниях можно назвать поход темника Бурундая на Литву в 1260 году. Тогда галицкий князь Данил отправил вместе с монгольским войском своего сына Льва, а также своего брата Василько. К армии также присоединился и волынский князь. Вместе они действовали в составе монгольской армии в качестве вспомогательных войск.
Вообще этот поход стоит рассматривать как укрепление власти монголов на территории Галицко-Волынского княжества. Ведь когда князь идет сражаться под знаменами иностранных завоевателей, он фактически признает их власть над своей собственной персоной.
Тем самым Золотая Орда не только укрепляла свои позиции в регионе, но и ставила в зависимость местных князей. Более того, сами князья стали понимать, что в случае бунтов или восстаний на собственной территории, они всегда могут опереться на сильных степных союзников.
Этот поход стал прецедентом, который показал, что русские войска можно и нужно использовать в боях. Русские хорошо ориентировались на местности, знали тайные тропы, лучше ладили с местным населением. При удачном стечении обстоятельств, русские воеводы могли подсказать монголам слабые места в войске противника.
Русские войска после этого активно использовались монголами преимущественно в пределах территории Руси и Восточной Европы. В частности князь Лев Галицкий и другие правители Южной Руси ходили вместе с ханом Ногаем в военные кампании на Польшу, Литву и Венгрию.
С одной стороны, князья выполняли свой вассальный долг. С другой стороны, князья вступили в взаимовыгодное сотрудничество. Монголы не оставляли их без добычи, в случае успешных действий щедро вознаграждали. Часто именно за счет военных походов удавалось расширять собственные владения.
Монголы брали русские войска и в походы на Кавказ. Русские дружинники хорошо себя показали в ходе противостояния с аланами в 1277-1278 гг. Кампания окончилась разгромом горцев, а также взятием их столицы под названием Джулата.
Очень важной особенностью этой кампании является то, что именно русские взяли столицу алан. Неизвестно, использовали монголы своих вассалов в качестве таранного удара, или же русские дождавшись момента сумели переломить ситуацию в свою пользу, но ордынцы очень высоко оценили действия княжеских войск в ходе штурма крепости.
Негативной стороной этого симбиоза является и то, что русских часто использовали в карательных акциях на собственной территории. Русский корпус привлекался для разгрома Твери. В 1327 году в этом городе случилось восстание, в ходе которого был убит Шевкал, двоюродный брат хана Узбека. Для подавления восстания монголы привлекли русского князя Ивана Калиту. Последний преследовал тем самым и собственные интересы, ему было выгодно ослабление Тверского княжества и усиление своего собственного, Московского.
Буквально через год Калита принимает участие в походе хана Узбека на другое княжество, Смоленское. Причиной стало то, что князь смоленский хотел перейти в вассальное подданство начавшей набирать силу Литвы. Понятно, что переход такого крупного княжества в подданство литовцев не был выгоден вообще никому. Совместно с золотоордынскими силами, русские князья задавили восстание незадачливых смоленцев.
Были и самостоятельные военные операции в интересах монголов. Например, московские и суздальские войска сумели разгромить ушкуйников. Это были речные пираты, которые действовали вдоль Поволжья. Русские войска очень быстро сумели зачистить территорию от разбойников. Справедливости ради стоит отметить, что ушкуйники не были благородными людьми Робин Гуда. Они грабили, как и прибрежные города Орды, так и нападали на русские торговые караваны. Разгром новгородской разбойничьей вольницы стал важным шагом в укреплении торговли на Волге.
Последний раз русские войска использовал темник Мамай с целью отстоять интересы своего собственного ставленника Мухаммада. Тогда в Золотой Орде начался очередной политический кризис и разные силы поддерживали своих собственных людей в качестве правителей. Однако после разгрома Мамая на Куликовом поле, а также после общего ослабления влияния азиатов на Русь, привлекать местные войска становилось все тяжелей и тяжелей. В итоге к началу правления хана Ахмата русские войска окончательно перестали подчиняться ордынцам, а Русь сбросила с себя вассальную зависимость.
В заключении стоит отметить, что такой симбиоз был взаимовыгодным. Русские полководцы набирались опыта у кочевников. К началу походов Дмитрия Донского, русское войско уже не представляло из себя ходячую басню о «Лебеде, раке и щуке». Появилось единоначалие, единая стратегия в рамках которой действовали все подчиненные главнокомандующему войска. Русские полководцы также получали определенное место в монгольское иерархии и могли таким образом решать свои внутренние вопросы.
Выгодой для монголов стала банальная логистика. Перебрасывать войска для подавления восстаний на территории Руси и Восточной Европы было банально невыгодно. Большие расстояния, отсутствие нормальных дорог, сильная зависимость от сезона, и банальная дороговизна, делали походы для наведения порядков на Русь невыгодными. Поэтому появление собственных солдат, которые могли оперативно решать возникающие проблемы, стало большим приобретением для Золотой Орды.