Что не так с "Маленькой танцовщицей" Э. Дега и почему из-за нее разразился скандал?

4,6K прочитали

Эдгар Дега, французский художник и скульптор, известен своим уникальным стилем. Его произведения фиксируют моменты повседневной жизни, и "Маленькая (четырнадцатилетняя) танцовщица" не стала исключением...

Эдгар Дега. Автопортрет.
Эдгар Дега. Автопортрет.

Известные бронзовые версии "Маленькой танцовщицы" были заказаны уже после смерти Дега его наследниками. Оригинальная работа же была создана из окрашенного пчелиного воска. Девочку украшала пачка, атласные туфли и парик из натуральных человеческих волос...

Слева - "Маленькая танцовщица" из пчелиного воска (1878–81 г.). Справа - "Маленькая танцовщица", отлитая из бронзы наследниками Дега в 1922 г.
Слева - "Маленькая танцовщица" из пчелиного воска (1878–81 г.). Справа - "Маленькая танцовщица", отлитая из бронзы наследниками Дега в 1922 г.

Рентген показал, что внутри скульптура имеет каркас, в котором набросаны ватин, ручки кистей, веревки и глина. Таким способом Дега придал скульптуре форму и сделал ее более устойчивой.

Эдгар Дега, французский художник и скульптор, известен своим уникальным стилем.-3

Чем был обусловлен выбор материала и почему эта работа вызвала такую неоднозначную реакцию у публики?

Сразу следует отметить, что конец XIX века во Франции был временем социальных и культурных изменений. Промышленная революция привела к росту городов и к изменению социального уклада. Буржуазия стала более влиятельной, а интерес к искусству стремительно рос. Балет стал неикм символом роскоши, вот только жизнь танцовщиц была далеко не такой привлекательной...

"Голубые танцовщицы", ГМИИ им. Пушкина, Москва.
"Голубые танцовщицы", ГМИИ им. Пушкина, Москва.

Многие воспринимают балет как высокую форму искусства. Однако в XIX веке он предназначался для развлечения элиты, у имел "темную" сторону, которая была связана с классовой проблемой и эксплуатацией. Для многих девочек балет был шансом вырваться из нищеты, вот только спасение заключалось не столько в танцах, сколько в поиске богатого спонсора.

Иполлит Тэн (французский философ-позитивист, теоретик искусства и литературы) называл танцевальные классы "рынком женской плоти", и Дега передал именно этот аспект закулисной жизни...

"Балетная школа", Э. Дега.
"Балетная школа", Э. Дега.

Фойе-де-ла-данс ("fayedeladance"), подсобное помещение Парижской оперы, функционировало не только как место общения и репетиций, но и как элитный бордель для меценатов. Девушкам приходилось терпеть домогательства, чтобы обеспечить себя и получить шанс подняться по социальной лестнице. Владельцы сезонных абонементов на балетные спектакли имели право видеться с балеринами за кулисами. "Fayedeladance", по сути, был своеобразным мужским клубом.

Foyer de la danse.
Foyer de la danse.

Молоденьких девушек (подобных той, которую изобразил Дега), недавно начавших обучение, называли маленькими крысами (les petits rats - "крысята") и обращались с ними ужасно. Происходившие из бедных слоев населения, девочки не могли постоять за себя, и подвергались не только изнурительным репетициям, но и всевозможной эксплуатации. Помимо проституции, многие занимались мелкими преступлениями (например, карманными кражами), чтобы хоть как-то свести концы с концами.

Увы, но чаще всего мечты о блестящей карьере оставались лишь мечтами. За непослушание "маленьких крыс" бесцеремонно выбрасывали из здания Парижской оперы. Таким образом, балет был далеко не элитным занятием, а, скорее, конвейером страданий и разбитых надежд.

Э. Дега, "Репетиция балета на сцене" (1874), Музей Орсе, Париж.
Э. Дега, "Репетиция балета на сцене" (1874), Музей Орсе, Париж.

Прототипом скульптуры стала четырнадцатилетняя танцовщица по имени Мари ван Гетем. Она родилась в бедной семье бельгийских иммигрантов в Париже и вместе с двумя сестрами была воспитанницей Парижской оперы (старшая сестра Мари, Антуанетта, попала в тюрьму за воровство, а младшая, Шарлотта, оставалась в Парижской опере до ХХ века, где обучала французскую прима-балерину Иветт Шовире).

В 14 лет девочка позировала Дега (который, к слову, жил на Монмартре, где бедность соседствовала с богатством). Однако после того, как скульптура была представлена публике, Мари столкнулась с насмешками из-за своего внешнего вида. В 1882 году она была уволена из Парижской оперы, и ее дальнейшая судьба неизвестна.

В скульптуре Дега есть нечто большее, чем очередная печальная история. Критики окрестили статую крысой, обезьяной и откровенным дегенератом. Таким образом, публика не просто высказывала свое "фи", а указывала на анималистические черты лица девушки. Однако идея отождествления человеческих черт лица с чертами животных не была новаторской во времена Эдгара Дега. Самое раннее подобное упоминание мы найдем у Аристотеля...

А уже в XVI веке итальянский ученый Джамбаттиста делла Порта опубликовал трактат "De Humana Physiognomonia" ("Физиогномика человека", цензоры изучали работу три года и только после этого одобрили), в котором утверждал, что каждый вид животных имеет свои черты, соответствующие его порокам и добродетелям.

Такие черты можно обнаружить и у людей, следовательно, личность человека должна быть похожа на личность животного, на которое он похож. Он согласен с Аристотелем в том, что "мясистые" лица являются признаком лени, и иллюстрирует это параллельными фигурами человека и коровы, которые выглядят "как брат и сестра". В эпоху Возрождения подобное сходство даже использовалось в качестве визуального кода в живописи и скульптуре.

А вот одной из самых знаковых фигур в теории физиогномики стал профессор судебной медицины и основоположник криминальной антропологии Чезаре Ломброзо. По его мнению, преступники принадлежали к более ранней стадии развития человечества - следовательно, преступниками не становятся, а рождаются. Также Ломброзо считал, что жестокие преступники имеют сходство с обезьянами на биологическом уровне: массивные челюсти, высокие скулы, плоские подбородки и слишком длинные руки.

Чезаре Ломброзо, примеры физиогномики преступников.
Чезаре Ломброзо, примеры физиогномики преступников.

Эдгар Дега интересовался криминологией и особенно теориями Ломброзо. В этой связи можно предположить, что реакция публики стала результатом целенаправленных усилий художника: он не хотел создавать красивое произведение, а планировал проиллюстрировать социальный беспорядок. Дега специально представил публике скульптуру в комнате со своими рисунками преступников, подчеркивая их звериные черты лица, которые также можно обнаружить у Маленькой танцовщицы.

Портреты преступников свидетельствуют о том, что Дега интересовался наукой, ведь в его эпоху антропология изучала человеческие черепа, чтобы определить на какой стадии развития находятся люди.
Эдгар Дега. Лица преступников. 1881 г.
Эдгар Дега. Лица преступников. 1881 г.

Таким образом, Дега решил изобразить не озорного подростка, а высказать социальный комментарий. "Маленькая танцовщица" будто покинула свое место за кулисами и вторглась в мир своих богатых поклонников. Для многих буржуа видеть эту скульптуру было крайне неприятно, так как они пришли на выставку со своими женами и дочерьми, а фигура танцовщицы привносила в мир художественной галереи напоминание о сомнительных знакомствах...

Э. Дега, "Четыре этюда танцовщицы".
Э. Дега, "Четыре этюда танцовщицы".

Для презентации оригинальной скульптуры он заказал стеклянный футляр, подобный тем, что используют для демонстрации объектов в анатомических музеях. Этим и объясняется выбор исходного материала, который позволил художнику подробно проработать мельчайшие детали и сохранить динамику и живость танцовщицы.

Эдгар Дега, французский художник и скульптор, известен своим уникальным стилем.-14

Дега стремился к абсолютному сходству, и для достижения своей цели решил использовать окрашенный воск и натуральные волосы. Неудивительно, что публика восприняла эту работу неоднозначно: реакция была настолько бурной, что эта скульптура стала единственной, выставленной при жизни Дега. "Маленькая танцовщица" находилась в мастерской художника всю его жизнь. Дега предлагали отлить копии в бронзе, на что он отвечал:

"Оставлять после себя что-то отлитое в бронзе — слишком большая ответственность — этот материал вечен".
Эдгар Дега, французский художник и скульптор, известен своим уникальным стилем.-15

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: