Найти в Дзене

Писатели в кино. «По Фрейду» с Энтони Хопкинсом — о том, как автор «Хроник Нарнии» сходил на прием к психоаналитику

Этот фильм основан на историческом факте, что Зигмунда Фрейда незадолго до его кончины посетил молодой ученый из Оксфорда, с которым они долго о чем-то беседовали. Имя молодого ученого неизвестно, но почему бы им не мог быть Клайв Стейполз Льюис, будущий автор «Хроник Нарнии»? Какой диалог и на каком пределе откровенности мог состояться между этими незаурядными людьми? Название фильма «По Фрейду» переведено некорректно. В оригинале фильм назван Freud's Last Session — «Последняя сессия Фрейда», и он снят режиссером Мэттом Брауном по одноименной пьесе драматурга Марка Сен-Жермена. Это действительно одна из последних сессий (или сеансов) психоаналитика. Большая часть действия происходит в доме Фрейда в Лондоне, где окончил свою жизнь бежавший из оккупированной фашистами Австрии психоаналитик. Фрейд (Энтони Хопкинс) понимает, что стоит на пороге вечности. Он страдает от физической боли — у него неизлечимое заболевание гортани. Он терзаем переживаниями за дочь, для которой он стал больше, ч
Оглавление

Этот фильм основан на историческом факте, что Зигмунда Фрейда незадолго до его кончины посетил молодой ученый из Оксфорда, с которым они долго о чем-то беседовали. Имя молодого ученого неизвестно, но почему бы им не мог быть Клайв Стейполз Льюис, будущий автор «Хроник Нарнии»?

Какой диалог и на каком пределе откровенности мог состояться между этими незаурядными людьми?

Название фильма «По Фрейду» переведено некорректно. В оригинале фильм назван Freud's Last Session — «Последняя сессия Фрейда», и он снят режиссером Мэттом Брауном по одноименной пьесе драматурга Марка Сен-Жермена. Это действительно одна из последних сессий (или сеансов) психоаналитика.

Большая часть действия происходит в доме Фрейда в Лондоне, где окончил свою жизнь бежавший из оккупированной фашистами Австрии психоаналитик. Фрейд (Энтони Хопкинс) понимает, что стоит на пороге вечности.

Он страдает от физической боли — у него неизлечимое заболевание гортани.

Он терзаем переживаниями за дочь, для которой он стал больше, чем отец — как психоаналитик он прекрасно понимает ее травмы и сложности.

Он переживает за дальнейшую судьбу своего учения — его и при жизни много раз называли шарлатаном от науки, и что будет с психоанализом после его смерти? Хватит ли у его учеников последовательности продолжать начатое?

Большая часть действия - в доме Фрейда.
Большая часть действия - в доме Фрейда.

При этом Фрейд остается ученым и врачом — его исследовательский интерес тут же вспыхивает, когда у Клайва Льюиса (Мэттью Гуд) при бомбардировке Лондона нацистами (действие происходит в 1939 году) начинается паническая атака.

Так Льюис, посетивший Фрейда, оказывается на кушетке психоаналитика. Через его воспоминания о травмах показаны фрагменты его биографии — ранняя потеря матери, жизнь в интернате, окопы Первой мировой, гибель друга и связь с его матерью, о которой он пообещал заботиться. Оригинально показаны и провозвестники будущей Нарнии.

Льюис религиозен, у Фрейда — своя точка зрения. Их диалоги запускают другую сессию, психоаналитик и писатель как бы меняются местами, и мы погружаемся в подсознание Фрейда (подсознание самого Фрейда — как звучит, да?). Отношения Зигмунда с отцом, и отношения Зигмунда с дочерью Анной — еще одна тема фильма.

Анна Фрейд стала психоаналитиком и продолжила дело отца. Она занимается психоанализом подростков, пострадавших от войны, прошедших концлагеря, потерявших родителей. Ее личная жизнь не устроена, для нее существует один идеал — ее отец. Анна зависима от его капризов настолько, что по первому звонку бросает аудиторию со студентами и мчится искать лекарство.

Анна Фрейд (Лив Лиза Фрис).
Анна Фрейд (Лив Лиза Фрис).

В целом атмосфера фильма «По Фрейду» — тревожно-мрачная, напряженная, что обусловлено и началом Второй мировой войны, и тематикой диалогов. Погружение в чужие травмы — процесс нелегкий, смотреть со стороны не всегда приятно. И не всегда понятно, если не знаешь биографий участников.

Фильм можно рассматривать как попытку найти необычную форму для представления биографий Фрейда и Льюиса. С этой точки зрения можно поставить картине высший балл. Но в целом — фильм на любителя.

Смотрели, будете?

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру

Читайте также на канале:

Еще больше обзоров — в подборке «Писатели в кино»!