Начинаются «Гении» (2024), как и положено картине об основоположнике театра абсурда Сэмюэле Беккете, в соответствии с канонами жанра.
Роскошный зал, весь в красном бархате, наполненный публикой — мужчины в смокингах, дамы в бриллиантах — замер в ожидании. Вот-вот должны объявить, кто получит Нобелевскую премию по литературе. Звучит имя Сэмюэла Беккета.
— Это катастрофа! — в ужасе шепчет лауреат.
Но катастрофа начнется через пару секунд. Поднявшийся на сцену Беккет (Габриэль Бирн), смущенно пряча глаза, направляется не в центр сцены, где его ждут ведущие, а к кулисам и расположенной рядом пожарной лестнице. Он проворно взбирается наверх под ахи-охи и нервные вскрики зала. При этом он обрушивает софиты, встречающиеся на пути.
Взобравшись на чердак, Беккет попадает в странное пространство, вполне годное как декорация к его пьесам. Там он встречает… себя. И начинает диалог с собой.
Отличная заявка на абсурд в фильме британского режиссера Джеймса Марша, к сожалению, на этом закончится, и начнется более-менее классический байопик, построенный на воспоминаниях Беккета.
Писателю стыдно и неловко получать Нобелевскую премию — его терзает чувство вины. И в этом диалоге с собой он отправляется «в путешествие в глубины своего стыда».
Фильм разбит на небольшие главы. Из первой мы узнаем, что чувство вины и стыда Беккету было внушено деспотичной и амбициозной матерью, не верящей в его талант.
Наиболее интересной мне показалась вторая глава, где показана встреча молодого Беккета, из Ирландии приехавшего в Париж, с уже известным писателем, тоже ирландцем, Джеймсом Джойсом.
Вкрадчивый Джойс (в его роли неожиданно прекрасен Эйдан Гиллен, которого мы знаем как Бейлиша-Мизинца из «Игры престолов») приближает к себе юного Беккета и делает своим секретарем. Но он делает это небескорыстно — Сэмюэл понравился его дочери Лючии, которая оказалась душевнобольной.
Чувствительный Беккет попадает в жуткую историю — он не может отказать писателю, творчеством которого очарован, и не может продолжать причинять боль девушке, которая привязывается к нему все сильнее.
Противоречие и трагическая безысходность — все это потом отразится в его пьесах.
В главе «Алфи и Сюзанна» раскрываются моменты биографии писателя, связанные с периодом Второй мировой войны. Альфред — молодой переводчик, вместе с которым Беккет переводил на французский книгу Джойса, а после оккупации они вместе оказались во французском Сопротивлении.
Альфреду повезло меньше — его схватили гестаповцы, и Беккет, успев предупредить товарищей сумел бежать вместе с Сюзанной, своей возлюбленной. За это он тоже снедаем чувством вины.
Кстати, знакомству с Сюзанной предшествовал трагический случай — сутенер на улице ударил Беккета ножом в живот, и Сюзанна стала для юноши поддержкой в период выздоровления, а затем — женой. Годы войны с ее опасностями и жизнь среди участников Сопротивления стали для пары лучшим временем в жизни. И это тоже повод для самопорицания.
Сюзанна и Сэмюэл и дальше будут вместе, и на вручение Нобелевской премии придут вместе. Но…
Последняя глава «путешествия по глубинам стыда» будет называться «Сюзанна и Барбара». После знакомства с журналисткой Барбарой для Беккета начался период хождения от одной женщины к другой «со своей жизнью за плечами».
Понравилось, что фильм — вполне качественный байопик, раскрывающие основные вехи биографии писателя. При этом прослеживается взаимосвязь между жизнью и творчеством.
«Гении» — это российский перевод названия фильма.
На языке оригинала фильм называется «Сначала танцуй, потом думай». Это часть цитаты Беккета: «Сначала танцуй, потом думай. Таков естественный порядок».
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Кстати, о Джойсе тоже есть байопик:
Читайте также:
А вот фильм, похожий по названию, и тоже о писателях:
На канале есть подборка "Писатели в кино", где можно найти много интересного.