Насколько сложно читать «Улисса» Джеймса Джойса — настолько по-человечески непрост был его автор. В фильме «Нора» (2000) режиссер Пэт Мерфи главной героиней сделал возлюбленную писателя, но субъект с объектом разделить невозможно, поэтому мы знакомимся и с Джойсом, и это знакомство, скорее, пугает, чем радует.
Любовь Джойса и Норы — это любовь-страсть, охватившая их внезапно. Они случайно встретились в Дублине на улице в июне 1904 года. Это была любовь с первого взгляда.
Нора в исполнении Сьюзен Линч — гордая и страстная, свободолюбивая ирландка. Из-за разногласий с отчимом Нора сбежала из дома и работала в Дублине горничной в отеле.
Взаимное притяжение чувствуется сквозь экран — фильм очень чувственный, и есть кто-то не готов видеть классика мировой литературы в крайне интимных ситуациях, то лучше этот фильм не смотреть вовсе. Но те, кто читал его произведения, знают, что Джойс в них предельно откровенен.
Узнав имя девушки, Джеймс произносит:
— Как у Ибсена.
— Что? У какого Ибсена? — недоумевает Нора.
Простоватость Норы будет не раз подчеркиваться — она будет чувствовать себя чужой в издательско-журналистском окружении Джойса с его литературными разговорами. Но Сьюзен Линч настолько прекрасна, у нее такие живые, умные и чуткие глаза, что как-то не очень верится в слабые интеллектуальные способности ее героини. Такая Нора, пожалуй, вполне могла бы поддержать несложную литературную беседу.
Молодых влюбленных охватывает страсть, но Джойс в первые же недели проявляет себя не с лучшей стороны. Он зачитывает письма Норы, полные любви и интимностей, своим друзьям и просит… оценить их стиль. Услышав вердикт друзей, что девушка просто списала эти признания с книги — любовные романы полны подобные откровениями — он приступает к возлюбленной с допросом.
И не понимает, почему в ее глазах слезы: «Как ты мог показать друзьям мои письма?»
На мой взгляд, это не мужчина — это чудовище. А он еще ревнует и пристает с претензиями:
— Ты не впускаешь меня в свою душу.
При этом он бывает крайне нервен, одержим фобиями и подвержен паническим атакам. Которые он преодолевает, уткнувшись в декольте Нориного платья.
Джойс (Иэн Макгрегор) молод, хорош собой и любвеобилен. Ночи, а порой и дни, полные страсти и огня, удерживают Нору возле него. Других объяснений нет — оценить меру таланта Джеймса Нора не могла.
Впрочем, как писатель Джойс неуспешен — в Дублине не хотят печатать его рассказы, они слишком откровенны. И он решается ехать за границу, находит работу в итальянском Биарицце. Нора едет с ним. Они не женаты, и далеко не все квартирные хозяйки согласны иметь таких квартирантов.
Фильм больше делает упор на самоотверженность и жертвенность Норы, которая принимает все тяготы жизни с гением. Но она любит его не за гениальность — она его просто любит, они с Джойсом — как единое целое, они чувствуют друг друга на расстоянии, если разлучаются.
Но даже имея двух детей от Норы, Джойс заключил с ней брак, лишь когда их дети стали взрослыми.
Тягот на ее долю выпало немало — это безденежье, частые ссоры с Джойсом, его запои, прохладные отношения с его родственниками. Чего стоят его вспышки ревности или его «подставы» — когда он сам чуть ли не организовывал свидание Норы со своим другом, посчитав, что Нора и друг питают взаимную симпатию.
И главное, сам-то, сам как мучился от всего этого — и анализировал себя, и писал, изливая эти мучения на бумагу. Отвратительнейшие сцены и эксперименты над чувствами близких — это тоже часть жизни с писателем. Они расставались - Джойс отсылал Нору к маме вместе с детьми. Затем следовало его раскаяние и примирение.
В общем, все сложно. Но есть одно НО.
Все семьсот страниц романа «Улисс» описывают один день — 16 июня 1904 года — день первого свидания Джойса с Норой Барнакл.
К достоинствам фильма, помимо актерской игры и динамичного сюжета, можно отнести музыку (кстати, один из композиторов — Иэн Макгрегор) и видеоряд.
Горно-морские пейзажи Ирландии сменяются итальянскими видами. Костюмы заслуживают отдельного вздоха восхищения — чего стоят одни только умопомрачительные шляпки Норы, по которым можно изучать историю моды!
Смотрели фильм? Читали «Улисса»?
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»