У Стефана Цвейга в свое время на меня большое впечатление произвел роман «Нетерпение сердца» — о молодом военном, который нечаянно обнадежил парализованную девушку из богатой семьи. Герой не мог для себя решить, что преобладает в его сердце — симпатия или жалость. Он невольно создал обман, который сам же боялся разрушить, и в целом это была трагическая история о душевных терзаниях и муках совести.
Биографию писателя я знала очень приблизительно. Настолько приблизительно, что можно сказать, не знала совсем. Поэтому фильм режиссера Марии Шрадер «Стефан Цвейг. Прощание с Европой» посмотрела с большим интересом.
В первых же кадрах мы видим подготовку к приему на высочайшем уровне — сначала перед нами заполненное роскошными цветами пространство, затем мы видим руки девушек в белых перчатках, которые заботливо находят каждому цветку нужное место.
Оказывается, эта цветочная композиция — украшение праздничного стола в зале, где вот-вот появятся гости. Но сначала в зал вносят книги. Так встречали в столице Бразилии Стефана Цвейга.
В 1936 году популярный писатель уже был изгнанником на своей родине — в Германии его книги сжигали. На другом континенте его принимают как высочайшего гостя. «Ваши книги в наших сердцах», — прочувствованно говорят ему.
На мировом конгрессе писателей в Буэнос-Айресе, куда он отправляется дальше, журналисты на пресс-конференции задают Цвейгу вопросы не о литературе, а о политике.
Но Цвейг уже несколько лет не живет в Австрии, которая вот-вот войдет в состав нацистской Германии. Он не хочет комментировать политические перемены.
«Интеллектуал должен заниматься творчеством. Он может создавать произведения огромной политической силы, но он не должен служить чьим-то интересам», — убежден писатель.
Фильм рассказывает о жизни Цвейга в эмиграции, охватывает период с 1936 по 1942 год, до ухода писателя из жизни.
Цвейг (его очень убедительно сыграл Джозеф Хадер, австрийский актер и писатель) вместе со своей секретаршей Лоттой, которая недавно стала его второй женой, обосновывается в Бразилии.
К нему прекрасно относятся местные жители, Цвейг с Лоттой ездят по провинции и изучают жизнь простых бразильцев, занимающихся выращиванием сахарного тростника. Мэр провинциального района настолько взволнован прибытием писателя, что приглашает местный любительский оркестр, который старательно исполняет Штрауса, чтобы сделать гостю приятное. Дисгармоничные звуки, в которых Штраус едва угадывается, вызывают слезы у Стефана Цвейга. Он растроган таким отношением.
В Бразилии роскошная природа, напоенная солнцем, диковинные птицы, колоритная архитектура, открытые добродушные люди, которые гостеприимны и добры к писателю в изгнании. Улыбки, слезы, признания — все это он имеет здесь.
Но на его родине все иначе. И это мучительно для Цвейга. Эмигрантам, бегущим из Германии, нужна помощь. Ряд стран уже прекратил прием эмигрантов.
Цвейг летит в Нью-Йорк, где сейчас живет его первая жена Фридерика (Барбара Зукова) и дочери.
Укор совести для него — то, что квартира Фридерики стала штабом помощи евреям, бегущим из нацистской Германии, которые прибывают в Америку без средств.
И эти еще спаслись. Реальностью других стали концлагеря и расстрелы. Фридерика получает сотни писем, адресованных Цвейгу, и в каждом — крик о помощи.
Барбара Зукова в эпизодической роли успела выразить и унижение от бегства, когда ее с дочерями консул буквально взял за руку, вывел из толпы беженцев и посадил на корабль на глазах у сотен людей. И ревность - ведь со Стефаном теперь не она, а Лотта. И прощение - момент встречи двух женщин, любящих писателя был напряженным.
Цвейг хлопочет, обивает пороги посольств и консульств, ищет деньги, чтобы помочь, в том числе и своим бывшим недругам и обидчикам. А сам мечтает о маленькой комнатке с письменным столом, и чтобы никого в нее впускать.
И постоянно задается вопросом — имеет ли значение литература рядом с такой безумной реальностью?
Писатель возвращается в Бразилию, где они с Лоттой живут в Петрополисе, пригороде Рио-де-Жанейро.
«Райское место, не на что жаловаться. Как бы нам все это выдержать», — говорит писатель.
22 февраля 1942 года Стефана Цвейга и Лотту утром находит садовник лежащими в постели и взявшимися за руки. Накануне они приняли яд.
Стефан Цвейг оставил прощальное письмо:
«После 60 требуются особые силы, чтобы начинать жизнь заново. Думаю, что лучше сейчас, с поднятой головой, поставить точку в существовании, главной радостью которого была интеллектуальная работа, а высшей ценностью – личная свобода. Я приветствую всех своих друзей. Пусть они увидят зарю после долгой ночи! А я слишком нетерпелив и ухожу раньше».
Это письмо звучит и в финале фильма.
Чем понравился фильм — режиссер фрагментарно показывает эпизоды из жизни Цвейга, как бы слегка отстраненно, на дистанции, с большим уважением и любовью к писателю. Так его трагедия высвечивается ярче.
Если не видели фильм, рекомендую.
Смотрели? А книги Стефана Цвейга читали?
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
Читайте также на канале:
Еще больше обзоров — в подборках «Кино круглый год» и «Наше кино»