Достаточно много информации о древних русах содержится в восточных арабо-персидских сочинениях. И в этих сочинениях явственно проглядывает ряд «маркеров», позволяющих говорить о наличии древнеиранского культурного ядра в нарождающемся древнерусском этносе.
Маджусы
К самым очевидным маркерам можно отнести тот факт, что арабские авторы называли русов «маджусами» (ал-Маджус ар-Рус), В частности, так их называет один из наиболее ранних арабских авторов аль-Йакуби (90-е годы IX века), описывая в «Книге стран» нападение русов-маджусов на Севилью в 844 году:
«ал-Маджус, которых именуют ар-Рус ворвались туда…»
Ему вторит авторитетный арабский автор Аль-Масуди (середина X века) в своем сочинении «Золотые копи и россыпи самоцветов» («Золотые луга»):
«Жители Андалусии думали, что это были маджусы… Я же думаю, а Аллах лучше знает, … этот народ – ар-рус, о котором мы уже упоминали, ибо никто, кроме них, не ходит по этому морю, соединяющемуся с морем 'Укийанус»
Поскольку арабо-персидский термин маджус проистекает от слова «маг», как называли приверженцев учения Зороастра, то это связывает русов с зороастрийским огнепоклонным культом иранского происхождения.
Более поздние арабские авторы называют нападавших на Севилью также «ал-урманийун», из чего современными историками делается вывод, что речь идет о норманнах. Но это совсем не факт. Скорее всего термин «ал-урманийун» (в связке с зороастрийским термином «маджус») проистекает не от термина «норманы», а от названия города Урмия – древнего центра Зороастризма. Об этом городе и его связи с учением Зороастра были прекрасно осведомлены восточные авторы: Ибн Ходадбех, Йакут ал-Хамави, Ибн аль-Факих, аль-Масу́ди, аль-Табари.
Вот например цитаты из сочинения «Алфавитный перечень стран» Йакута ал-Хамави:
«Шиз — один из округов Азербайджана. Шиз — арабизированная форма местного названия Джис. Говорят, что отсюда родом Зарадушт, пророк огнепоклонников. Главный город этого округа
Там имеется весьма почитаемый храм огня, от которого зажигаются огни огнепоклонников на востоке и на западе. На вершине его купола — серебряный полумесяц, являющийся его талисманом. Некоторые эмиры и завоеватели пытались сорвать его, но не смогли»
Обратите внимание, что, по утверждению ал-Хамави, символом-талисманом Зороастризма является полумесяц на куполе храма. Возможно, именно отсюда проистекает в качестве исторического реликта древнерусская традиция украшать купола церквей также и символикой полумесяца (в этом отношении часто ссылаются на Византию, как предшественницу, но там была символика полумесяца со звездой. Хотя возможно и там влияние Зороастризма).
Огнепоклонный культ древних русов
Распространено мнение, что маджусами русов называли просто по причине древних языческих обрядов, связанных с огнем, как у других древних индоевропейских народов. Однако, например, Ал-Бакри указывает, что это именно вера, а не просто культы:
«возле Великих Болгар обитают ар-Рус. Они составляются из множества пород, они жители островов и моряки, они могущественны на море и на нем много странствуют, обитая у Понтского моря, как я уже сказал. Они исповедуют веру ал-Маджуса…»
Разумеется, огнепоклонная религия древних русов, в силу исторических, географических и этнических различий, отличалась от древнеиранской зороастрийской традиции, но сердцевиной ее оставался культ поклонения неугасимому огню, сопряженному с культом Перуна.
Из общего у Древнерусской и Зороастрийской огнепоклонных традиций можно отметить сходство структуры святилищ.
Многие старые источники, такие как «Слова некоего Христолюбца» середины XI века, Синопсис архимандрита Киево-Печеской лавры Иннокентия Гизеля, 17 век, Густынская летопись, Стрыйковский, Адам Олеарий говорят о древнерусских святилищах в которых поддерживается неугасимый огонь.
О том же свидетельствуют археологи. Святилище в Перыне под Новгородом (по реконструкции В. В. Седова) представляло собой восемь костров, заложенных равномерно по кругу в углублениях рва. Что-то подобное засвидетельствовано и у магов-зороастрийцев. Так, у средневекового армянского историка Мовсеса Хоренаци упоминается топоним «Семиямное капище» при описании провинции Пайтакаран в области Багаван на берегу Каспия, где шах Ардашир I в III в. учредил храмы огня. Другой армянский историк Гевонд в VIII в. упоминает в этом же городе неугасимые огни. О семи почитаемых «огненных ямах» в апшеронском селении Сураханы упоминал и немецкий путешественник Кемпфер в 1683 г. Однако, помимо сходства капищ, в других известных обрядах русов и зороастрийцев сходства не наблюдается, что отвергает основания к их прямому сопоставлению, только предполагает некоторую огнепоклонную древнеиранскую традицию, вписавшуюся в традиции других народов, входивших в состав древнерусской общности.
Огнепоклонничество и близкородственные браки севильских маджусов
Еще один древнеиранский «маркер» маджусов явно проявляется в отчете андалузского арабского дипломата 9-го века аль-Газала (которого много цитирует Ибн Дихья аль-Кальби), предпринявшего в 844 (или 845) году дипломатическую миссию к тем самым маджусам, напавшим на Севилью, о которых говорилось в начале статьи. В этом отчете аль-Газал описывает явно зороастрийские обычаи поклонению огню и близкородственные браки:
«Они были язычниками, но теперь они следуют христианской вере, отказались от поклонения огню и своей прежней религии, за исключением людей, живущих на нескольких разбросанных у них островах в море, где они придерживаются своей старой веры, с огнепоклонничеством, браком с матерями и сестрами и разными другими мерзостями».
Историки (зарубежные), которые анализируют этот отчет, признают явно древнеиранские архаичные обычаи, но предпочитают отнести все это к выдумкам. При этом непонятно зачем арабским авторам нужны были эти выдумки. И даже если это были выдумки, то маджусам приписывают не древнегерманские, а именно древнеиранские обычаи.
Русы-маджусы и угры-маджары
Любопытно, что арабы относили к маджусам. также и древних угров, предков венгров, которых арабские авторы называли маджары, что аналогично маджусам и означает огнепоклонников. В частности это отмечает Гардизи:
«И венгры - огнепоклонники и ходят к гуззам, славянам и руссам…»
Ему вторит Абу-ль-Фида:
«Маджары народ турецкого племени, обитают возле печенегов и секеков посреди болгарских владений, поклоняются огню…»
Этот факт, что и русы и угры исповедовали огнепоклонный культ указывает на тот регион, где с большой вероятностью начинала формироваться народность русов-маджусов. Этот регион – Прикамье (знаменитая Биармия скандинавских саг) в рамках Ломоватовской археологической культуры 5-9 вв. н. э. (Это достаточно северный регион, что соотносится с сообщением ал-Идриси (со ссылкой на Ибн Хаукаля) о том, что продолжительность светового дня у русов и булгар составляет всего три с половиной часа). Арабские книжники помещают здесь русов по соседству со славянами и булгарами, рядом упоминают также и угров. При этом, археологи отмечают древнюю миграцию угров в Прикамье.
И здесь же, в Прикамье, встречается огромное количество иранского (сасанидского) серебра (блюда,чаши,кувшины,вазы и кубки), которое, вероятно выменивалось на меха. Очевидно, что вместе с художественными изделиями в Прикамье проникали и этнический компонент и культурно-религиозные традиции, заложившие основу огнепоклонного культа как русов так и угров. Хотя, возможно, речь идет не только о простой торговле, но и о миграции части иранского этноса (скорее всего жречества или правящей элиты) далеко на север с целью сохранения древней огнепоклонной религии под натиском новой исламской религии. (Такие религиозные миграции под натиском новой религии доподлинно известны, взять хотя бы бегство старообрядцев на труднодоступные окраины России).
Здесь же, в Прикамье, отмечается и воинский компонент в виде шлемов так называемого вендельского типа, которые древнее аналогичных шлемов, найденных в Скандинавии, минимум на 150 лет. Причем, прототипом этих шлемов по мнению специалистов, являются опять таки сасанидские шлемы из Ирана.
Тема эта невероятно обширна, и в рамках статьи позволяет пробежаться только по «верхушкам». Много любопытных моментов остается «за кадром». Но и из сказанного ясно, что имеются определенные основания говорить об иранском влиянии на древнерусскую культуру, религию и этногенез у самых ее истоков.