Найти в Дзене
БЭБИ умник

Развитие фонематического слуха.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать.  Однако, как показывает практика, знание букв и даже умение читать не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.  В чем же причины?

 ❗Нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

✅Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова делятся на слоги, состоят из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.

✅Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков родного языка).

 ✅Различение гласных – согласных звуков, различение звонких — глухих, твердых — мягких звуков, различение порядка звуков в слове, интенсивное развитие словаря и овладение произношением.

📍Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:

✔️Наша речь состоит из предложений.

✔️Предложение — это законченная мысль.

✔️Предложения состоят из слов.

✔️Слова состоят из звуков.

✔️Звук — это то, что мы слышим и произносим.

✔️Буква — это то, что мы видим и пишем.

✔️Звук на письме обозначается буквой.

✔️Звуки бывают гласные и согласные.

✔️Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

✔️В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].

✔️На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

✔️Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

✔️Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.

✔️Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» -йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных), йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).

✔️Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

✔️Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

•••Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

•••Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

✔️Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

✔️Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

•••Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

•••Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

✔️Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.

✔️Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.