Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв и даже умение читать не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же причины?
❗Нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
✅Для того, чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова делятся на слоги, состоят из звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
✅Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков родного языка).
✅Различение гласных – согласных звуков, различение звонких — глухих, твердых — мягких звуков, различение порядка звуков в слове, интенсивное развитие словаря и овладение произношением.
📍Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
✔️Наша речь состоит из предложений.
✔️Предложение — это законченная мысль.
✔️Предложения состоят из слов.
✔️Слова состоят из звуков.
✔️Звук — это то, что мы слышим и произносим.
✔️Буква — это то, что мы видим и пишем.
✔️Звук на письме обозначается буквой.
✔️Звуки бывают гласные и согласные.
✔️Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
✔️В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
✔️На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
✔️Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
✔️Шесть гласных букв — «а» «у» «о» «и» «э» «ы» — соответствуют звукам.
✔️Четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» -йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных), йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» — [а], «ю» — [у], «е» — [э], «ё» — [о] (береза, мяч).
✔️Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
✔️Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
•••Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
•••Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
✔️Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
✔️Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
•••Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
•••Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
✔️Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
✔️Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.