Найти в Дзене
АВТОДОК

Рождение Формулы-1 и автогонки в СССР: как развивался автоспорт во второй половине ХХ века

Оглавление

Со второй половины ХХ века начался расцвет мирового автоспорта. Помимо Формулы-1 появились другие крупные соревнования. Даже Советский Союз, который в довоенные времена, скептически относился к автогонкам, пересмотрел свое отношение к этой индустрии.

Формула-1 и Формула-2: первые старты

Формула-1 – пожалуй, самые известные состязания в автоспорте. Появились он более полувека назад и по началу сильно отличались от современных гонок.

Рождение легендарных соревнований

На бумаге соревнования родились почти сразу после окончания Второй Мировой – в 1946 году. Тогда Они назывались Формула А и Формула В.

Формула-1 являлась более престижным состязанием с более строгим регламентом. Сюда допускались автомобили с атмосферным двигателем объемом до 4,5 л либо с наддувным мотором до 1,5 л. В Формуле-2 могли участвовать машины с атмосферниками на 2 л и наддувными двигателями на 750 “кубов”

Первая гонка Формулы-2 прошла только в 1948 году на аэродроме Скарпнак в Стокгольме. Первый официальный чемпионат Формулы-1 прошел в 1950 году. Он состоял из нескольких состязаний:

  • Гран-при Великобритании;
  • Гран-при Монако;
  • 500 миль Индианаполиса;
  • Гран-при Швейцарии;
  • Гран-при Бельгии;
  • Гран-При Франции;
  • Гран-При Италии.

На первых гонках в основном лидировали автомобили Alfa Romeo и Maserati.

Интересный факт: первые гонки Формулы-1 и Формулы-2 были весьма небезопасны. Из-за особенностей конструкции болидов, пилоту приходилось очень крепко держать руль. Также в машинах могли отсутствовать ремни безопасности. Шлемы тоже начали использовать не сразу.

Дальнейшее развитие

В развитии Чемпионата Формула-1 во второй половине ХХ века случилось несколько интересных событий:

  • В 1958 году награды стали получать не только пилоты, но и команда конструкторов, собравших болид.
  • В конце 60-ых поменялся регламент соревнований. Было разрешено увеличить мощность и объем мотора почти вдвое.
  • С конца 60-ых до начала 70-ых из-за низкого уровня безопасности на состязаниях погибло 40 пилотов.
  • В 80-90-ые годы у гоночных авто появились антикрылья, которые повышали аэродинамические свойства болидов и их управляемость.
  • В 80-90-ых сформировался ТОП команд чемпионата: “Феррари”, “Макларен”, “Уильямс”, “Лотус”, “Бенеттон”.

Что касается Формулы-2, то постепенно авторитет соревнований начал снижаться. Причиной стала высокая стоимость участия в состязаниях и то, что участникам этих гонок не удавалось завоевать титул на Формуле-1. Несмотря на это, Формула-2 проводится по сей день.

Другие старты

Во второй половине ХХ века появились и другие известные гонки. В том числе, несколько видов состязаний под брендом “Формула”. Также родились, например, такие старты:

  • Ралли “Дакар” – в 1978 соревнования впервые организовал мотогонщик из Франции Тьери Сабин.
  • NASCAR – автогонки в США. В 1948 году американский гонщик Билл Франс решил объединить полулюбительские гонки в США в единый чемпионат. В 1959 году для проведения состязаний построили огромный автодром.
  • Соревнования по ралли-кроссу. Этот вид спорта зародился, когда британский телеканал ITV пригласил  нескольких авторитетных водителей ралли на старты по маршруту Лидден-Хилл в Кенте (Великобритания).

Расцвет советского автоспорта

-2

Вопреки холодной войне СССР приняли в Международную автомобильную федерацию (FIA). За счет этого страна имела право участвовать автогонках Западной Европы.

Уже через пару лет советские “Москвичи” отправились покорять трассу финского ралли “1000 озер”. Машины были слабо оснащены для таких состязаний. Тем не менее, в командном зачете Советский Союз получил “бронзу”. “Серебро” досталось финнам. Причем выступали они на “Волгах”

С начала 60-ых “Москвичи” начали выступать на ралли в Бельгии, Австрии, Германии и других европейских странах. Участие в таких заездах делало машины еще более популярными в СССР.

А вот на Формуле-1 российские авто не побывали. У советских инженеров не было опыта создания болидов. Некоторые конструктивные особенности западных гоночных авто они сумели повторить. Например, антикрылья и граунд-эффект. Однако на машины ставили моторы от “Жигулей”, “Москвича”, “Волги”. В результате автомобили развивали скорость до всего 200 км/ч. В то же время лучшие зарубежные болиды могли разогнаться до 300 км/ч.

Таким образом, вторая половина ХХ века стала эпохой активного развития автоспорта по всему миру. А что нового в гоночной индустрии произошло в XI столетии, расскажем в следующей статье.