«Чем больше — тем лучше»: легендарный Го Нагаи — о создании «Мазингера Зет», «Грендайзера» и игрушек по мотивам аниме

Уже завтра стартует «Грендайзер U» — перезапуск культового сериала по манге Го Нагаи, который подарил нам несколько меха-франшиз и не только (например, «Человека-Дьявола»). Мы покопались во всемирной сети — и нашли занятное интервью 1987 года, взятое в Такаданобаба, районе Синдзюку, Токио, которое на английском выложили фанаты Нагаи. Теперь «Покебол с предсказанием» перевел этот разговор для вас, а легендарный мангака рассказывает о суперсплаве, мерче своего детства и невидимой руке рынка.

Го Нагаи
Го Нагаи

— Не могли бы вы немного рассказать о разработке мерча «Мазингер Зет» (1972-74) в то время?

— Я заметил, что почти ни по одному аниме-роботу не выпускали какой-либо мерчандайз [до того момента]. Когда «Мазингер Зет» только запустили в производство, ходили разговоры о сотрудничестве с компанией Bandai, но они внезапно исчезли, и мы связались с Popy, если я правильно помню. Подробности я не знаю, были ли они связаны с бизнесом, или что-то еще, но Popy поначалу не были особо активны. Время от времени велись разговоры о мерчандайзинге, но я чувствовал, что хорошие рейтинги оказали эффект и сдвинул дело с мертвой точки. Из-за этого не было никаких разговоров о мерче до того, как мы начали работу.

— Какое впечатление у вас сложилось о первом чогокине, когда вы взяли его в руки? [Chogokin — название вымышленного материала из «Мазингер Зет», которым в 1972-м компания Popy стала называть линейку металлических игрушек — прим. «Покебола»]

— Поскольку раньше по моей манге не делали фигурок, я был крайне воодушевлен! В юности я читал «Могучего Атома» (1951-68) и «Железного человека №28» (1956-66) — и сделал множество фигурок этих персонажей из глины. Сначала я повторяли дизайны из манги, но нередко проявлял и оригинальность, делая собственных роботов. Мы с братом часто так играли, поэтому наличие фигурки на рынке, да еще и из металла, который не распадался, как глина, сделало меня очень счастливым.

«Мазингер Зет» (1972-74)
«Мазингер Зет» (1972-74)

— Какая вам запомнилась больше всего?

— Больше всего меня порадовали полноразмерные модели больших парней. Конечно, чем больше — тем лучше. Поскольку я воображал и рисовал эту огромную движущуюся штуку, то почувствовал бы, что она должна быть больше, если бы увидел крошечную модель. Конечно, я был счастлив просто видеть её в трех измерениях! Я стремился передать объемность в рисунке, поэтому, когда увидел [макет Jumbo Machinder], то подумал: «Ух ты, так вот как он выглядит» — и я был действительно счастлив.

— Была серия игрушек под названием Jumbo Machinders. Для них было доступно множество разного оружия — как возникла эта идея?

— При создании «Мазингера» планировалось, что будет много разных врагов, поэтому я придумывал всевозможные виды оружия, которым его можно экипировать для победы. Я был рад, что эти наработки взяли для производства игрушек. Вдобавок модели создавались не просто как обычные фигурки: у них были различные выдвижные штуковины, и, кажется, в этом был очень полезен опыт Popy. Думаю, я также создал немало различного оружия после первой линейки Mazinger Z Jumbo Machinder.

Mazinger Z Jumbo Machinder
Mazinger Z Jumbo Machinder

— Конечно, это стало названием продукта, но как вообще появилось Chogokin Z [Суперсплав Зет]?

Дело в том, что Z — последняя буква алфавита. Я хотел, чтобы название отражало суть финального оружия — и абсолютного робота. Вдобавок такой робот не мог быть сделан из обычного сплава, только из специального — поэтому я просто придумал суперсплав-чогокин. Я хотел придумать убедительную причину, почему робот такой прочный — потому что целиком сделан из этого материала. Он могучий и неразрушимый, потому что использовался сплав, которого ранее не существовало. А потом я предложил им назвать так серию игрушек.

— Как название бренда игрушек «Чогокин» обрел собственную жизнь, не так ли?

— Это правда. И если бы я хотел выступить против, сказал бы: «Эй, я придумал это имя!» — но мне было всё равно. Я был счастлив, что все довольны. Так что у меня нет никаких проблем с этим.

«Мазингер Зет» (1972-74)
«Мазингер Зет» (1972-74)

— Господин Нагаи, у всех ваших роботов, от Мазингера до Грендайзера, есть кулаки, которые могут летать. Как вам пришла в голову идея «реактивного кулака» (rocket punch)?

— Ну, причина в моей лени! (Смеется.) Было бы здорово хватать удаленные предметы, не вставая с места. Кроме того, стреляя кулаками, вы можете оставаться в зоне безопасности, что, как я думал, понравится детям. Ударить кого-то в драке — это одно, но на определенной дистанции вам могут дать сдачи. Я подумал, что стрелять кулаками и атаковать противника из-за пределов его досягаемости было бы действительно удобно! (Смеется.)

— Что касается Jet Scrander, то изначально у игрушки не было крыльев. Вы сразу планировали, что Мазингер Зет сможет летать?

— Да. Я хотел заставить его как-то летать, но на стадии планирования меня больше беспокоило, как передать в анимации внушительный вес робота. Я решил, что, если он будет носиться по воздуху начиная с интро, это создаст впечатление, как будто робот легкий, поэтому намеренно не дал ему крылья. Я попросил команду сделать тяжелым сопровождающий звуковой эффект и использовать нижний ракурс, а также был осторожен в вопросах размера и веса. Когда же образ тяжелого Мазингера укоренился, я решил, что попробую заставить его летать, — и так дебютировал Scrander.

«Великий Мазингер» (1974-75)
«Великий Мазингер» (1974-75)

— А Великий Мазингер (1974-75) с самого начала получил крыло.

— Да, потому что оно было установлено в Мазингера, не так ли? Я хотел придумать для него еще больше различных фич. Например, чтобы передать, что Великий Мазингер сильнее, я сделал в его дизайне больше острых углов, снадбил его мечами и тому подобным. Поскольку Мазингер стал летать, закономерно, что ВМ будет иметь эту способность с самого начала. Я сделал корабль, который стыкуется к голове, в форме дельта-крыла, а остальной дизайн — остроугольным, резким. Думаю, уже по дизайну понятно, что Великий Мазингер круче. Но что касается меня, я испытываю более глубокие чувства к оригинальному дизайну...

— Некоторые говорят, что предпочитают «Мазингера Зет», потому что «Великий Мазингер» [сразу] был слишком ориентирован на продажу.

— Это потому, что «Мазингер Зет» стал хитом, и было ясно, что игрушки будут иметь успех. Я действительно держал в голове, что мне придется продавать следующую игрушку. (Смеется.) Что касается планирования «Великого Мазингера», мы все были несколько удивлены — и я в том числе, так как планировал продолжать работу над «Зет». Хотя я и думал о сиквеле, у меня внезапно появился график разработки мерчандайзинга. Новый дизайн Мазингера от меня ждали срочно, так как надеялись получить игрушки в течение нескольких месяцев. Из-за этого мне пришлось ускорить темп повествования, и во второй половине сериала Мазингер Зет терпел поражение всё чаще и чаще. Я хотел продлить аниме, например, заставить Мазингера сражаться с монстрами Микены или что-то в этом роде. (Смеется.) Но у меня были планы на случай, если «Мазингер Зет» станет популярным: я намеренно не показывал отца Кодзи Кабуто [пилота «Мазингера»], на случай, если мне придется развивать историю в будущем.

«Инопланетный робот Грендайзер» (1975-77)
«Инопланетный робот Грендайзер» (1975-77)

— И после этого вы одного за другим создали серию уникальных роботов, таких как «Робот Геттер» (1974-75) и «Инопланетный робот Грендайзер» (1975-77).

— В «Роботе Геттере» я разработал дизайн так, чтобы максимально использовать преимущество анимации — и показать нечто, невозможное в реальности. На самом деле я никогда не задумывался, получится ли сделать из этого игрушку. Я даже думал, что это совершенно невозможно, когда придумывал, и всё же! (Смеется.)

Что касается «Грендайзера», то был анимационный театральный фильм под названием «Великая битва летающих тарелок» (1975), в котором я сначала не участвовал, но, поскольку они не могли определиться с дизайном робота, который назывался «Гатайга» (Gattaiga), я присоединился к проекту на полпути. Так что идея робота, выскакивающего из летающей тарелки, была не моей. Затем возник план сделать телеверсию фильма под названием «Грендайзер», где сохранится концепция, но дизайн уже будет полностью переработан мною.

Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием» (вот мини-гид по каналу, если не уверены). Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится. Все переведенные интервью можно прочитать тут.