«Большую часть времени думаю о работе и играю в видеоигры»: Суи Исида — о «Тёдзине X» и почему «Токийский гуль» не был успехом

Недавно студия Pierrot анонсировала ряд мероприятий по случаю десятилетия «Токийского гуля» — аниме, основанного на популярной манге Суи Исиды. Адаптация довольно далеко ушла от первоисточника, а сам художник редко фигурирует в новостях, несмотря на бешеную популярность одного проекта и публикацию его новой супергеройской работы «Тёдзин Х», которая выходит с 2021 года. Так что «Покебол с предсказанием» решил перевести интервью с мангакой, которое прошлым летом взял немецкий проект Manga Passion (спасибо реддиторам за «дубляж»). В нем Суи Исида рассказывает интересные подробности о сотворении нового мира, размышляет, что же для него успех, и рассказывает, сколько времени у него отнимает работа над мангой (спойлер: много).

Обложки «Тёдзина X»
Обложки «Тёдзина X»

— Здравствуйте, Исида-сэнсэй. Спасибо, что нашли время ответить на наши вопросы. В нынешней работе, «Тёдзин X» (Choujin X), вы снова создаете мир, в тени которого существует общество сверхчеловеческих существ. Можете ли вы рассказать о его создании? Как вам пришла в голову эта идея и какие критерии сформировали мир «Тёдзина X»?

— Это тонкий нюанс, но тайное общество в «Тёдзине X» (вы же о Ямато Мори, правильно?) не целиком функционирует в тени, а лишь стоит там одной ногой. Что касается сеттинга, «Токийский Гуль» был довольно закрытым миром, поэтому я хотел написать что-то с более свободными границами.

Простые супергерои и организация, устроенная как большинство существующих. Я подумал: если у меня есть базовые элементы истории, я мог бы просто нарисовать и представить её в собственном стиле. Еще мне хотелось изобразить знакомые, но в чем-то странные вещи, создав мир очень близкий к реальности. Плюс я добавил немного ретро-атмосферы на свой вкус.

Манга «Тёдзин X»
Манга «Тёдзин X»

Что еще? Я представлял, что языковая система нарушена — и много разных народов живет в одной большой стране (она скорее устроена как сломанная национальная система). Они говорят на едином языке. Хотя существует много групп различного происхождения, не существует ни X-людей, ни Y-видов. Единственные, кто принципиально различаются, — это люди и тёдзины. В истории также сохраняется представление о некогда различных языках, потому что мне очень хотелось использовать некоторые особенности культур других стран. Человечество существует как одна большая семья. Трудно объяснить, почему я так решил, это пришло на уровне ощущений. Но мне так нравится больше.

— Как и Токио Курохара, читатель знакомится с миром «Тёдзина X» постепенно, где в каждой главе возникают новые персонажи и подробности, которые постепенно образуют глобальную картину. А как это происходило у вас? Было ли конкретное представление о развитии всей истории, и вы наметили основные события вплоть до финала? Или вы позволяете спонтанному вдохновению вести вас при написании истории и удивляетесь тому, что произойдет дальше? Можете ли вы рассказать больше о планируемой структуре «Тёдзина X»?

— Я более-менее продумал развитие основного сюжета, но иногда персонажи не следуют замыслу и всё идет не так, как ожидалось. Я вроде как прокладываю железнодорожные пути, но, если что-то сходит с рельсов, я пробую, что же получится дальше. Тем не менее иногда мне приходится проявлять осторожность, чтобы избежать инцидентов. Я определяю пункт назначения и прокладываю путь. Если затем что-то идет не так, и это не просто бесконтрольное безумие, можно проложить новые рельсы… Оглядываясь, я не думаю, что в настоящее время сильно отклонился от маршрута. Хотя я вижу неожиданные пейзажи и происходят вещи, которые меня удивляют, так что это не совсем то, что я спланировал в голове. Но не всё здесь результат спонтанного вдохновения. Соотношение примерно 50 на 50. Думаю, я потерял бы удовольствие от рисования, если не был способен удивлять самого себя.

Манга «Тёдзин X»
Манга «Тёдзин X»

— С «Токийским Гулем» вы добились большого успеха. Мы слышали, что вы чувствуете сильное давление из-за необходимости его повторить. Как вы преодолевали это во время работы над «Тёдзином X»? Как справились с высокими ожиданиями фанатов?

— Не припомню, чтобы я говорил о каком-то давлении из-за необходимости добиться успеха. Но я не уверен, что не забыл. Я так сказал? Не знаю, я в это не очень верю.

Но авторы и давление, на мой взгляд, вечная тема. Поэтому я думал об этом по-своему. В моем представлении «Токийский гуль» не был действительно успешным.

Для меня успех — это ощущение, что я что-то хорошо нарисовал. Если поразмыслить как следует, мне на самом деле не нужно, чтобы произведение хорошо приняло общество или оно понравилось многим людям. Так что для меня успех связан с тем, могу ли я сам гордиться проделанной работой, или нет.

Если заглянуть еще глубже, то, думаю, мне трудно ориентироваться на читателей. Честно говоря, у меня нет четкого представления, каким людям нравится моя манга. Мне кажется, если я слишком много думаю об этом, то всё больше и больше стараюсь угодить своим читателям, и это влияет на мои рисунки, делая их странными. Поэтому на данный момент всё, чего я хочу, — испытывать гордость [за проделанную работу]. Всё сверх этого — просто приятное дополнение, вызывающее во мне чувство благодарности.

Обложки «Токийского гуля»
Обложки «Токийского гуля»

Так что единственное, что я могу сделать, — это преодолеть внутренние препоны. Полагаю, это самое большое давление, которое я испытываю. Пока мне не удалось по-настоящему с ним справиться.

Поэтому, когда я рисую мангу, будь то «Гуль» или «Тёдзин», я сталкиваюсь с одними и теми же препятствиями и одинаковым давлением. Если людям нравится, что я нарисовал, преодолев эти преграды, это здорово. Думаю, это будет первый раз, когда я смогу ощутить связь со своими читателями.

Фрагмент обложки «Тёдзина Х»
Фрагмент обложки «Тёдзина Х»

— В Германии у вас много читателей, которые тоже любят рисовать. Поэтому мы хотели бы спросить о технических аспектах вашей работы. Вы рисуете на бумаге или в цифре? Какими инструмент вы задействуете при рисовании «Тёдзина Х» и — самое главное — на каких этапах работы вы их используете?

— Я работаю полностью в цифровом формате через Clip Studio Paint от Celsys. Какие инструменты я использую?.. Сложно объяснить. Давайте я перечислю: 10-20 видов кистей, основных и второстепенных ручек, которыми я пользуюсь постоянно, а также около сотни пригождаются время от времени. Еще я использую порядка 50 постоянных команд (keybindings). С их помощью можно переключаться между инструментами и командами, поэтому я использую так много функций. Итак... Для каких конкретно этапов я их использую?.. Возможно, расскажу подробнее в следующий раз.

— Откуда вы черпаете вдохновение при рисовании и есть ли у вас какие-то особые вспомогательные ритуалы?

— Вдохновение… Я даже не знаю. Когда мне хочется что-то нарисовать, я это рисую. Довольно редко мне хочется нарисовать нечто, что я вдруг увидел. Что-то вроде ритуала? У меня нет такого, но, если я долго не рисую, то начинаются проблемы с пропорциями. В таких случаях я рисую несколько быстрых скетчей, чтобы разогреться перед работой над рукописью. Это позволит мне не переделывать то, что нарисовано не очень хорошо.

Манга «Тёдзин X»
Манга «Тёдзин X»

— Можете ли вы рассказать, как выглядит ваш обычный день? Сколько часов вы работаете и, например, в какое время (днем или ночью)? У вас есть ассистенты? И какие роли они исполняют?

— Сейчас у меня нет помощников. Я практически всё делаю один. В последнее время я встаю после полудня ​​или даже вечером и рисую часов десять. Затем читаю книгу или смотрю фильм, пока не засну. Если у меня возникают проблемы со сном, я могу поработать еще некоторое время. Когда я хочу быстро прогрессировать и очень хочу сдать рукопись, я работаю по 20-30 часов за раз. Когда спешки нет, я рисую только пять часов, а остаток дня занимаюсь другими делами. Еще время от времени я занимаюсь бегом или гуляю, чтобы мое тело двигалось.

— Кажется, у «Тёдзина X» нет регулярного графика публикации. Связано ли это с тем, о чем вы рассказывали ранее? Реакция фанатов в Сети на такое объявление в основном положительная. Были ли сообщения, которые вас тронули?

— Еженедельные выпуски состоят из 18–20 страниц. Я всегда думал, что мог бы рисовать немного лучше, если не привязываться к определенному темпу или количеству страниц. А еще так проще взять перерыв, когда это необходимо. (Не знаю, как реагировали на объявление, так как не видел его.)

Арт Исиды к «Тёдзину Х»
Арт Исиды к «Тёдзину Х»

— Чем вы занимаетесь, когда не работаете? Есть ли у вас хобби или любимые занятия, которые помогают расслабиться время от времени?

— Ну, бег трусцой и прогулки — мой способ расслабиться. Но большую часть времени я думаю о работе и играю в видеоигры, читаю или смотрю фильмы, держа в уме то, над чем работаю, так что мне сложно найти хобби, которое бы полностью меня расслабляло.

Подписывайтесь на «Покебол с предсказанием» (вот мини-гид по каналу, если не уверены). Или поддержите аниме-канал, если уже читаете и любите, что там творится.