Фотография Я. В. Штейнберга с одноименным названием, сделанная 6 июля 1917 года, одна из наиболее известных, рассказывающих о революции 1917 года, с советских времён носит хрестоматийный характер, но от этого её значение как документального источника и одного из наиболее интересных экспонатов коллекции музея политической истории России не становится меньше. Не сохранилось ни одного более раннего снимка, запечатлевшего внутренние интерьеры и обстановку в особняке Кшесинской в период с конца февраля по начало июля 1917 года.
Хозяйка блистательного особняка выдающаяся российская балерина М. Ф. Кшесинская (1872-1971) покинула свой дом 27 февраля 1917 года, опасаясь расправы со стороны восставших из-за её близости к императорской семье. В середине марта 1917 года Центральный и Петербургский комитеты РСДРП(б), Военная организация при ЦК и ПК, редакция газеты «Солдатская правда», большевистский солдатский клуб «Правда» и другие большевистские организации разместились в особняке Кшесинской. С этого момента великолепное творение архитектора А. И. Гогена превратилось, как писали петроградские газеты, в «главный штаб ленинцев». Именно сюда лидер большевистской партии прибыл с Финляндского вокзала в ночь с 3 на 4 ап- реля 1917 года. Здесь Ленин почти ежедневно бывал и работал в знаменитой угловой комнате с балконом на протяжении 90 дней. Большевистские организации проводили в особняке свои собрания и конференции, заседания ЦК большевистской партии.
Секретариат ЦК рассылал Свои директивы местным партийным комитетам, а «военка» активно вербовала сторонников в частях гарнизона, готовясь к неизбежному вооружённому столкновению с Временным правительством. Около здания шли непрерывные митинги, сюда не раз подходили многолюдные манифестации сторонников и противников партии большевиков. В период с 3 по 5 июля особняк Кшесинской стал одним из центров острого политического кризиса, который едва не перерос в открытое военное противостояние левых радикалов с либеральными силами и большей частью «революционной демократии».
В те дни вооружённые манифестанты на улицах Петрограда требовали немедленного перехода власти к Советам, а эсеро-меньшевистский ЦИК
Советов, напротив, считал организованные большевиками и анархистами демонстрации контрреволюционными выступлениями. К вечеру 5 июля обстановка изменилась в пользу Временного правительства: к Петрограду стали подходить вызванные с фронта надёжные части, а в столице после обнародования сообщений о связях Ленина и других лидеров большевиков с Германией в настроениях большинства воинских частей произошёл существенный перелом в пользу поддержки официальных властей.
Для захвата резиденции большевиков штаб Петроградского военного округа выделил значительные силы: 8 бронемашин, подразделения Петроградского, Преображенского, Семеновского и Волынского полков, пулемётную команду и два орудия. Утром 6 июля к ним присоединилась рота самокатного батальона, прибывшего в Петроград с Северного фронта. Около 9 часов утра помощник командующего округом штабс-капитан А. И. Козьмин предъявил ультиматум с требованием сдачи оружия и немедленного очищения здания, угрожая артиллерийским обстрелом и штурмом. Назначенный накануне комендантом
особняка Кшесинской вожак кронштадтских моряков Ф. Ф. Раскольников попытался организовать его оборону, однако руководители Военной
организации приняли решение оставить особняк без боя. Небольшой отряд матросов, сотрудники «военки» и Секретариата ЦК в спешке покинули
здание. В 11 часов утра 6 июля особняк Кшесинской был занят сводным отрядом Временного правительства. При этом было задержано десять
большевистских активистов, пытавшихся спасти партийные документы. Лишь благодаря случайности избежал ареста один из лидеров Военной
организации Н. И. Подвойский.
Ворвавшиеся в здание солдаты учинили в помещениях большевистских организаций полный разгром. Кроме идейных соображений у погром-
щиков имелся и вполне определённый материальный интерес. Ведь в печати было сообщено об огромных суммах, полученных большевиками от немцев, и наивным солдатам очень хотелось обнаружить в особняке «германские миллионы».
Автором исторического снимка является известный петроградский фотокорреспондент Яков Владимирович Штейнберг (1880—1942). В своих
фотографиях мастер умел превращать частный факт в обобщенный образ. Будь то портрет организатора женских батальонов Марии Бочкаревой или красногвардейский патруль, греющийся у костра в октябрьские дни 1917 года, — все они передают дух и атмосферу эпохи. Так произошло и с фотографией, которая впервые была опубликована в № 28 журнала «Огонёк» за июль 1917 года, с подписью «Вид мраморного вестибюля, каким его оставили большевики в момент своего панического бегства». Два десятка солдат и офицеров теснятся на ступеньках парадного вестибюля особняка. Ступени у них под ногами
устланы грудами бумажных листов, а один из позирующих офицеров то ли поднял с нола одну из бумаг, то ли демонстративно разрывает ка-
кой-то большевистский документ. Значительная часть валяющегося на полу — это письма солдат, направленные в редакцию «Солдатской правды». При разгроме погиб весь архив газеты, в том числе свыше 10 тысяч солдатских писем. Корреспондент журнала так описал состояние особняка после взятия его правительственными войсками:
«Во всех помещениях царит полный хаос. Стильная мебель запачкана, поломана, многие мелкие вещи унесены. Повсюду валяются тряпки, листы бумаги, шкафы поломаны».
6 июля фотокорреспонденты и пишущая братия наконец-то получили возможность заглянуть в доселе недоступный для них особняк. Ведь большевики принципиально не допускали к себе «буржуазную прессу». Правда, для самого Якова Штейнберга это был уже не первый визит в особняк Кшесинской. В феврале 1916 года здесь он выполнил большую фотосессию примадонны, посвящённую 25-летию её служения на императорской сцене.