Найти в Дзене

СТАЛИНГРАД 1993

НЕМЕЦКИЙ ФИЛЬМ ПРО ВЕЛИЧАЙШУЮ БИТВУ

 

В прошлом году на обзоре было два фильма про Вторую мировую войну – Бессмертный от финнов и немецкий Кровь и золото. При своей общей сюжетной похожести оба были в категории развлекательного кино – когда война показана как бодрое экшн-путешествие по живописным локациям с неприменным хэппи эндом. Не согласный с данным посылом, как с единственно верным взглядом на такое значимое и трагическое историческое события прошлого века, мне стало интересно, а как собственно освещено в кинематографе одно из самых значимых сражений Второй мировой и уж точно самое известное и знаменитое – Сталинградская битва. И был слегка удивлен, что если не брать в расчет черно-белые картины, то оказывается, что кино про Сталинград 1942-1943 года это либо залихватские блокбастеры «Враг у ворот» и «Сталинград» Бондарчука, снятые как клипы на музыкальные хиты, либо киноэпопеи в стилистике Юрия Озерова, рассказывающие не столько историю жуткой войны, сколько историю великой победы.

Таким образом, используя метод исключения, я в итоге пришел к немецкому фильму «Сталинград» тридцатилетней давности. Сюжет не сулит никаких откровений и в данном случае это комплимент, а не порицание. Немецкий взвод, расправившись с англичанами в знойной Африке, отдыхает в чуть менее знойной, но прекрасной Италии, попивая местное вино и раздавая авансы медсестрам. Но все хорошее рано или поздно заканчивается и солдатам вермахта приходится перебираться с Апеннин на Приволжскую возвышенность, прямиком в разворачивающуюся Сталинградскую битву. Важный момент – что при этом у них меняется командир, и вместо циничного ветерана теперь будет необстрелянный летеха с идеалистическими и даже несколько рыцарскими взглядами на жизнь в условиях войны. На пути к Сталинграду в воинском вагоне по бесконечным полям и весям бескрайней России у солдат продолжают оставаться иллюзии относительно того, что их ждет и собственного будущего. Прибыв на место, реальность моментально ошарашивает немцев своей ужасной безысходностью и неотвратимостью.

Надо сказать, что, несмотря на безусловную свободу для творческого самовыражения, все-таки нужно считать, что приоритетное право на взгляд и мнения о Второй мировой имеют немцы и русские, как народы, наиболее пострадавшие от ужасов фашизма. Именно эта историческая память, основанная на воспоминаниях и пережитом опыте нескольких поколений людей, выживших в те адские годы, должна ограничивать конвейер по производству низко правдоподобной кинематографической клюквы, направленной исключительно на развлечение зрителя, а не на его воспитание и передачи ему травмирующего знания. И тут нужно поблагодарить создателей Сталинграда, которые подошли к делу с сугубо немецкой педантичностью и скрупулезным вниманием к деталям. Сценарист и режиссер решили показать не бравурные победные сводки донесений в штаб, а действительную картину того, что творилось в катакомбах и окопах, оттого в фильме много сцен отталкивающего реализма. Скорей всего, авторы фильма очень плотно изучали воспоминания участников великой битвы, их дневники, даже могли встречаться с живыми на тот момент ветеранами вермахта, хронологически это возможно.

Несколько удивляет, что на протяжении ленты не происходит расчеловечевания солдат. Несмотря на невыносимые условия службы, пронизывающий арктический холод, постоянный голод и смерть всех вокруг, они даже к концу картины не оскотинились и даже продолжают придерживаться гуманистических воззрений на окружающий мир. Хотя, как известно из многочисленных исследований, даже куда меньших испытаний достаточно, что тонкий налет цивилизации в мгновение ока слетал с человека, обнажая первобытного зверя. Понятно желание режиссера показать простых солдат прежде всего людьми, брошенными историческими реалиями в мясорубку бесчеловечной войны, но в этом аспекте фильм выглядит немного наивно.

А вот что особо удалось передать немцам – так это передать ужасный холод. Герои фильма мерзнут всегда и снято это очень реалистично. Зритель буквально через экран чувствует, как солдаты устали от этого, как они измождены и вымотаны этими бесконечными метелями. Когда наивысшим моментом счастья становится не выжить после сводящей с ума танковой атаки, а снять еще теплые валенки с только что убитого советского воина.

Сталинград Йозефа Фильсмайера – это отличный фильм про войну. Он в некоторых вещах выглядит несовременным и даже наивным, но он хорошо снят, начисто лишен морализаторства и не насаждает идеалогии. В конце концов, просто очень интересно узнать мнение нашего противника о проигрыше ключевого сражения самой крупной войны в истории.