Найти тему
Про Мой Район

Что такое «Свобода»: история фабрики, которая подарила нам «Детский крем» и пасту «Жемчуг», а миру – Chanel №5

Оглавление

Парфюмерная фирма француза Ралле – старейшая и крупнейшая в Москве в дореволюционной России. Она была основана 180 лет назад, но вы точно знаете о ней. Ведь это косметическая фабрика «Свобода».

Об истории легендарного предприятия подкаст «Про Большой город» поговорил с Владимиром Мироненко, директором по связям с общественностью фабрики «Свобода».

👉 Послушать подкаст на Яндекс.Музыке

Как начиналась «Свобода»

Обращаясь к истории этого прекрасно пахнущего бизнеса, понимаешь: Москва была местом фантастических возможностей и стремительных карьерных взлетов. Это доказывает две судьбы – основателя фабрики француза Альфонса Ралле и выдающегося парфюмера XX века, творца легендарного аромата Chanel №5 Эрнеста Бо (да, до революции 1917 года он жил и творил в России).

Но началось все с бедного 20-летнего Альфонса Ралле, который приехал в холодную Россию искать счастья. Седьмой ребенок в крестьянской семье. На родине у него не было никаких шансов вырваться из нищеты, а вот в Москве возможностей для самореализации было достаточно.

К французам в России относились хорошо, несмотря на то, что жива еще была память о войне 1812 года. Французскую диаспору хорошо принимали. Ее представители с легкостью открывали двери и в дома богатых людей, и в государственные инстанции. В этом особенность французского характера: французы очень предприимчивы, умеют хорошо выстраивать отношения, добиваться своего, при этом оставаясь очень обаятельными.

Вот такой характер и позволил Альфонсу Ралле быстро найти в Москве знакомых. Он скоро освоился, понял, с кем нужно дружить и что нужно делать. А самое главное, он увидел, что на рынке есть огромная лакуна: в России тогда не было промышленного производства парфюмерии и косметики. Все делалось кустарным способом. И он решил сразу взять быка за рога – создать фабрику, по производству косметики и мыла, которых так не хватало в России.

Фабрика Ралле. Открытка начала XX века. Фото: Pastvu
Фабрика Ралле. Открытка начала XX века. Фото: Pastvu

А в начале 60-х годов XIX века Альфонс Ралле покинул Москву с огромным капиталом, который он получил за проданную фабрику. Его жена плохо переносила холодный российский климат, и было принято решение об отъезде. Во Франции Ралле купил замок и стал мэром коммуны Бивье.

Как появились «зимние» духи в водочных штофах

Фабрика, построенная в 1843 году фабрика в Теплом переулке, была по тем временам передовым предприятием – с паровой машиной и разделением труда. Она выпускала духи, одеколоны, дорогое парфюмированное мыло. Эфиры и ароматы для этого закупались во Франции и Италии. В холодную Москву везли сырье розы, шафрана, кориандра и, конечно, лаванды. Лаванда по объемам поставок была на первом месте.

Люксовая продукция предназначалась богатому покупателю и по качеству не отличалась от того, что поставлялось из Европы. Уже через три года работы фабрика стала поставщиком царского двора.

Есть легенда, что духи у Ралле разрабатывались именно с учетом зимних балов в России. Якобы аромат этих духов лучше раскрывался именно на морозном воздухе. Теперь уже можно сказать, что это был ловкий маркетинговый ход. Производители понимали: надо сделать нечто, что удивит всех. Для французов Россия – зимняя страна, значит, надо сделать зимние духи. А как сделать такой аромат, который раскроет свою ноту на морозе? Да просто наносить его надо на шапочку, перчатки, воротник. Едет дама в открытых санях по улице, и шлейф прекрасного запаха обязательно заставить обернуться мужчин.

Остроумно была решена проблема с фасовкой и транспортировкой драгоценного товара. Флаконов для духов в России тогда никто не делал. Поэтому для транспортировки духи разливались в винные и водочные штофы. Но уже в 1864 году один из друзей Ралле и акционер фабрики Фридрих Дюфуа создал в районе Бутырки хрустальное производство.

Хрустально-стекольный завод Дютфуа (бывшая Панская улица, сейчас Большая Новодмитровская). Фото: Pastvu
Хрустально-стекольный завод Дютфуа (бывшая Панская улица, сейчас Большая Новодмитровская). Фото: Pastvu

Это перевернуло всю российскую парфюмерную промышленность. Появились изящнейшие флаконы из фарфора и хрусталя, такие же, как во Франции, в Италии. После этого даже саму косметическую фабрику перенесли в Бутырку, поближе к производителю флаконов. Большим плюсом того места была железная дорога – от Савеловской «железки» протянули ответвление к фабрике. А сегодня хрустальная фабрика Дюфуа живет новой жизнью – здесь расположился знакомый многим москвичам креативный кластер «Флакон».

Как сварили 50 тонн мыла

Уже середине 50-х годов XIX века Альфонс Ралле уехал из России. Но дело было так хорошо поставлено, что и дальше фабрика шла только по восходящей. Это доказывает и звание поставщика Императорского двора, и Гран-при, который получила продукция фабрики на Всемирной выставке в Париже в 1878 году.

Всем акционерам, которые входили в бизнес, удавалось и развивать его, и хорошо на нем зарабатывать. Так одним из собственников фабрики, которая сохранила имя отца-основателя, стал международный парфюмерный монстр и производитель сырья для отрасли Сhiris (концерн, кстати, существует до сих пор).

С ним на фабрику пришли большие инвестиции, и фабрика была перестроена заново. Ее архитектором стал знаменитый Оскар Дидио. Предприятие полностью электрифицировали, оборудовали паровыми и вальцовочными машинами, динамо-машинами, там был лифт и даже телефон. А четыре котла давали возможность одновременно сварить 50 тонн мыла. В конце XIX века оборот фабрики составил 2,5 миллиона золотых рублей. Огромные деньги по тем временам. Из них 180 тысяч – чистая прибыль.

Как русские духи стали основной для Chanel

Второй человек, которому фабрика была обязана своей славой – Эрнест Бо. Он, конечно, уникальное явление и в истории российской парфюмерии, и в мировой. Существует устойчивое мнение, что именно созданные им духи «Царский вереск» стали основой для парфюма Chanel №5, который он создал позже в Париже.

По воспоминаниям другого выдающегося парфюмера и друга Бо Константина Веригина, рождение этой ноты, которая задала звучание всей композиции, произошло так. Веригин в дневниках цитирует Бо, его воспоминание о своем участии в Первой мировой войне (как французский гражданин он воевал на стороне Франции): «Часть моей военной компании прошла в северных странах Европы за Полярным кругом. Во время полуночного солнцестояния озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших трудов и усилий мне удалось воссоздать его». Так возник «Царский вереск», а затем и Chanel №5.

Коллаж: «Про мой район»
Коллаж: «Про мой район»

Что мы знаем об Эрнесте Бо? Его отец был потомственным акционером фабрики, входил в близкий круг Альфонса Ралле. На самом деле их было два брата – Эрнест Бо и Эдуард. Второй до сих пор находится в тени славы великого парфюмера, что не очень справедливо.

Эдуард Бо занимался строительством новой фабрики в Бутырках, стал ее первым генеральным директором, создал в стране прообраз Российской парфюмерно-косметической ассоциации. Он учредил на предприятии кассу взаимопомощи для рабочих, построил общежитие. И именно этот опыт помог ему разглядеть талант в младшем брате. У Эрнеста Бо была уникальная способность. Нос! Фантастический нюх. Он прекрасно разбирался в ароматах, мог их анализировать, расчленять. Его мозг и нос работали как компьютер. Когда старший брат это понял, он сначала отправил Эрнеста учиться во Францию, в Грасс. Затем молодой человек вернулся в фабричную лабораторию. И уже в 1907-м году главный парфюмер фабрики Адольфо Мерсье, сказал молодому человеку: «Знаешь, а ведь ты уже превзошел своего мэтра».

Это были революционные для парфюмерии времена. Раньше производитель работал с эфирными маслами, которые извлекались из растений. Но в конце XIX века появились искусственно синтезированные ароматы – альдегиды, которые открывали фантастические возможности. Почему? Во-первых, их очень много, что дает возможность бесконечных комбинаций. И во-вторых, духи, созданные на основе альдегидов, открываются постепенно – сначала одна нота, потом другая.

Бо безостановочно экспериментировал с альдегидами, комбинировал ароматы. Он был настоящий трудоголик, сутками работал в лаборатории. Кстати, здание, где он работал, сохранилось. Он не создавал духи с каким-то конкретным цветочным запахом. Это были фантазии, воплощавшие его представления о Вселенной, о женщине. Он, как настоящий большой музыкант, творил прекрасное произведение из множества нот. Сами названия его духов звучат как поэзия: «Царский вереск», «Букет Наполеона», «Букет Екатерины», «Вера Виолетта», «Тебя избрала я»… Перечислять можно долго, потому духов было создано очень много.

Эрнест Бо был человеком уникальным во всем. Большой любитель русской литературы. Он говорил на прекрасном московском наречии и лучше, чем многие русские. Обожал музыку, и его часто можно было увидеть в консерватории. Был страстным собирателем всего, что связано с Россией. Антиквар. Завсегдатай светских салонов. Веригин вспоминает, что когда Бо удавалось решение какой-то сложной задачи, он в лаборатории принимал картинную позу императора и говорил: «Я – Наполеон от парфюмерии».

После революции Эрнест Бо уехал из России. Работал во Франции на фабрике Ралле, которая была воссоздана в Грассе. Конечно, масштабы там были уже иные. Один из великих князей познакомил Бо с Коко Шанель: ей были нужны интересные духи. А еще она была суеверной и считала, что цифра «5» имеет свою магию. Бо представил ей несколько вариантов будущего ароматов, обозначив их цифрами. Она выбрала пятый. Для духов придумали очень интересный строгий флакон и шрифт. Успех был необычайный. Опередив время, этот аромат, родившийся в России, остается любимым во всем мире уже сто лет.

Какая она, «Свобода»?

После революции 1917-го года компания была национализирована, но предприятие осталось крупнейшим. Сначала это был «Завод №4», а в 1922-м году фабрика получила нынешнее название «Свобода». Первым делом восстановили производство мыла. А выпуск спиртосодержащих товаров (духов, одеколонов) передали фабрике «Новая заря» (бывшая фабрика другого француза и конкурента Ралле – Брокара). Начались вложения в технологическую базу, создание новых технологий и рецептур.

Сегодня среди хитов фабрики – знакомый всем крем «Люкс», получивший на Всемирной выставке в Париже в 1937 году Гран-при. Его начали производить еще в 1935 году и делают до сих пор. Он особенно хорош в зимнее время года, потому что защищает кожу и делает ее бархатистой.

Магазин при фабрике «Свобода». Фото: tut-magaz.ru
Магазин при фабрике «Свобода». Фото: tut-magaz.ru

«Детский крем» – еще один хит фабрики. Он производится с 1954 года. По статистике, которую ведут на фабрике «Свобода», было выпущено 430 миллионов тюбиков. Абсолютный рекорд!

Еще одно ноу-хау – специальное армейское мыло, созданное для армии и флота. Им можно было пользоваться в холодной воде. А для советских подводников было выпущено мыло, которое дает пену в морской воде.

Когда начались долговременные полеты в космос, выяснилось, что космонавты страдают от гиперестезии зубов. Проще говоря, зубы начинались быстро разрушаться. И советские ученые создали состав, который позволял с этим успешно бороться. Этот состав стал основой известной всем зубной пасты «Жемчуг», которую первой стала производить фабрика «Свобода».

Накануне 180-го юбилея на фабрике задумались о создании своего музея. Многие жители Москвы и других городов уже передали на предприятие флаконы духов и этикетки, причем, от самых старых, времен Ролле, до советских. Возникла даже идея воссоздать легендарные ароматы. К сожалению, рецептура в России не сохранилась. Но современные технологии позволяют работать даже с несколькими молекулами, которые остались во флаконе. Так что остается надеяться, что «Царский вереск» все-таки возродится.

🔥 Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал. Больше интересного – в нашем канале в Telegram!

Также может быть интересно: