Найти тему
АвиаОбоз

Поможет ли «летающее пианино» изменить грузовые авиаперевозки?

Американский стартап Aerolane ищет секрет планирования в воздухе. Гуси уже умеют это делать. Когда вы видите, как они летят V-образным строем, они движутся в воздушных потоках, создаваемых членами стаи впереди и вокруг них. BBC об интересном эксперименте

Названный «летающим пианино», испытательный самолет Aerolane изучает воздушные потоки. Фото: Aerolane
Названный «летающим пианино», испытательный самолет Aerolane изучает воздушные потоки. Фото: Aerolane

Американский стартап Aerolane ищет секреты серфинга в воздухе

Гуси уже умеют это делать. А на аэродроме в Техасе Todd Graetz надеется использовать эту концепцию, чтобы изменить рынок грузовых авиаперевозок.
Aerolane имитирует приемы, используемые перелетными птицами, с помощью модифицированного самолета, буксируемого в воздухе другим самолетом.

Дым, исходящий из ведущего самолета, позволил камерам, установленным в буксируемом, фиксировать завихрения воздуха, которые планер может использовать, чтобы оставаться в воздухе.

Последний испытательный самолет известен как «летающее пианино» из-за его очень плохих аэродинамических характеристик. Два его двигателя работают на холостом ходу, в то время как он скользит по воздуху вместе с пропеллерами, вращающимися исключительно для аэродинамических целей.

В ходе испытаний измерялось натяжение буксирного троса. Они заметили, что он провис, что указывает на то, что планер плывет по течениям, создаваемым самолетом впереди.

План Aerolane состоит в том, чтобы заложить все эти данные в программу, которая проведет беспилотный грузовой самолет по этим следам, и даст возможность в будущем использовать планирование на большие расстояния без сжигания топлива.

Один или несколько таких "грузовиков" могут быть отбуксированы самолетом, также перевозящим груз, к месту назначения, где они приземлятся автономно.
Потреблять топливо будет только ведущий самолет.

Теоретически это должно работать как грузовик, тянущий прицеп, где потоки встречного воздуха берет на себя ведущий. Это то, что Todd Graetz называет «комбинацией планирования и серфинга».

Та же идея пришла в голову Airbus, который протестировал эту технологию в 2021 году на двух самолетах A350, пролетевших через Атлантику на расстоянии 3 км друг от друга.

Airbus провел эксперимент с полетом одного самолета в кильватере другого в целях изучения экономии топлива. Фото: Airbus
Airbus провел эксперимент с полетом одного самолета в кильватере другого в целях изучения экономии топлива. Фото: Airbus

Хотя самолеты не были соединены буксировочным тросом, в ходе эксперимента один из них поднялся за счет спутной струи ведущего A350, что позволило сократить выбросы CO2 и расход топлива.

Todd Graetz, пилот с 12-летним опытом, основал Aerolane вместе с Gur Kimchi, одним из создателей проекта по доставке дронами в Amazon, для того, чтобы «найти лучший способ получить больше от существующих самолетов».

Проект вызвал недоумение среди пилотов. Полеты на больших планерах в коммерческом воздушном пространстве подразумевают соблюдение строгих правил безопасности.

Например, самолет-буксировщик должен быть уверен, что сможет сбросить буксирный трос в любой момент полета, будучи уверенным в том, что планер с автопилотом сможет спуститься на взлетно-посадочную полосу, не упав на населенный пункт.

В компании Aerolane заявляют, что небольшой электродвигатель, приводящий в движение пропеллер, будет действовать как защитная сетка на их грузовых планерах, давая им достаточно мощности, чтобы совершить еще круг, если приземление окажется не точным, или направиться в другое место поблизости.

Aerolane надеется, что подобный планер однажды сможет осуществлять грузовые авиаперевозки. Фото: Aerolane
Aerolane надеется, что подобный планер однажды сможет осуществлять грузовые авиаперевозки. Фото: Aerolane

Todd Graetz рассчитывает, что Aerolane наймет действующих пилотов, которые трезво оценят практические аспекты проекта. «Сейчас мы привлекаем внешних советников, которые стали адвокатами дьявола», — добавляет он.

Он говорит, что крупные грузовые компании заинтересованы во всем, что позволит им снизить себестоимость доставки. Помимо стоимости топлива, грузовым авиакомпаниям также приходится думать о выбросах двигателей и нехватке пилотов.

James Earl, бывший пилот британских ВВС и консультант по авиации, считает, что Todd Graetz, скорее всего, прав. «Разумеется, что выгоды можно добиться, объединив усилия в небе. И любые инновации в грузовом секторе — это хорошо».

Однако он предупреждает, что общественное согласие на грузовые полеты без двигателя над населенными пунктами – это совсем другое дело.

«Он должен иметь хорошую дальность планирования, чтобы добраться до места посадки в случае поломки самолета-буксировщика. Другой вопрос, как эффективно донести это до общественности».

Регуляторы, вероятно, также будут осторожны, особенно в США, где FAA - Федеральное управление гражданской авиации находится под давлением из-за серьезных проблем с самолетами Boeing.

Todd Graetz отвечает, что его команда до сих пор выполняла все запросы FAA. «Они никогда не были склонны к риску. Это их дело!»

Fred Lopez изначально скептически относился к перспективам Aerolane.
Fred Lopez изначально скептически относился к перспективам Aerolane.

Fred Lopez проработал 36 лет в сфере авиации в грузовом гиганте UPS. По его словам, он посвятил «всю свою сознательную жизнь» разработке наиболее эффективного способа ведения бизнеса по авиаперевозкам.

Fred Lopez признает, что он скептически относился к грузовым планерам, когда компания Aerolane впервые обратилась к нему. Но перспектива серьезной экономии топлива убедила его заняться этой работой, и теперь он входит в их консультативный совет.

Сокращение расходов на топливо является давнейшей идеей в гражданской авиации. Когда загнутые законцовки крыльев, которые мы видим из окна салона, стали обычным делом, авиакомпании сократили расходы на топливо примерно на 5%.

А планеры будут потреблять только то топливо, которое требуется их буксировщику. Если это тоже грузовой самолет, то пара планеров, запряженных одним самолетом, будет означать значительное снижение расхода топлива при большом количестве доставленного груза.

Первоначальный проект Aerolane использует «пилота безопасности» вместо автопилота. Это должно облегчить сертификацию FAA. «Aerolane не пытается изменить все сразу», — говорит он.

Конечная цель — автономная работа с использованием искусственного интеллекта, или, как выразился Fred Lopez, «вытащить пилота из кресла».

Источник: BBC News

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале