(Разные разности. «ХиЖ» 2024 №6)
Наверняка вы знаете, что такое липучка от мух. Вроде бы какой-то несерьезный копеечный пустяк. Но нет. Этот пустяк на удивление — долгожитель, ему почти 115 лет. Значит, пользователи его оценили и полюбили.
Липучку для мух изобрел немецкий кондитер Теодор Кайзер в 1910 году. Нисколько не удивляет, что изобрел именно кондитер. Наверняка он много раз наблюдал, как мухи прилипали к сладкому сиропу, разлитому на столе, не могли улететь и дохли прямо на месте.
Теодор Кайзер начал производить липучку для мух под торговой маркой Aeroplan. Но тут возмутились производители самолетов, поэтому название пришлось заменить на Aeroxon.
Липучку для мух производят и покупают до сих пор, хотя изобретено и производится множество разных репеллентов. Но сердцу милее безопасная для человека и не вонючая липучка под потолком, пусть и не особо эстетичная.
Вопрос безопасности актуален и в сельском хозяйстве, где борьба с вредными насекомыми, уничтожающими посевы, идет полным ходом. Арсенал синтетических инсектицидов фосфорорганической природы представлен богатым перечнем контактных и системных ядов (тиофос, метафос, карбофос, хлорофос, октаметил, метилсистокс, рогор и др.).
Все эти продукты интеллектуального труда, конечно, убивают паразитов на полях. Но они опасны и для пчел, и для людей, да и для растений, поскольку могут обжигать листья. Не говоря уже о том, что многие вредители со временем привыкают к ядам и становятся устойчивыми к ним.
Химики ищут им замену, подсматривая за тем, как разные растения сами защищаются от вредных насекомых. На самом деле, растения используют несколько стратегий. Например — тонкие волоски трихомы, которые покрывают стебель и листочки. В зависимости от структуры они могут либо отпугивать хищников, как чучело на ветру, либо выбрасывать опасные для вредителей вещества. Именно так поступает крапива, чьи жгучие волоски при соприкосновении выделяют муравьиную кислоту.
Другие растения выделяют липкие вещества из так называемых железистых волосков. К ним прилипают насекомые-вредители и погибают. Эта стратегия хороша еще и тем, что насекомое дохнет на месте и не может распространять вирусы растений. Именно этим активно занимаются мелкие и противные трипсы (Frankliniella occidentalis) размером около 1,5 миллиметра. Они сосут сок растений, повреждая при этом ткани растений и передавая вирусные заболевания.
Эта стратегия приглянулась исследователям из Вагенингенского университета и научно-исследовательского центра в Нидерландах, которые искали управу именно на трипсов. Стратегия хороша еще и тем, что насекомое не может выработать устойчивость к такой смертельной ловушке, поскольку она физическая, а не химическая.
Тут, правда, надо было предусмотреть два важных обстоятельства. Первое — в эту липкую ловушку не должны попадать насекомые-опылители, пчелы и шмели, а также хищники вредителей. А значит, клеевой слой должен лежать не сплошным полотном, а островками размером не более нескольких миллиметров. Вторая — клей должен быть биоразлагаемым, чтобы в природе от него не оставалось и следа, а значит, он должен быть природного происхождения.
Химики экспериментировали с разными растительными маслами и остановили свой выбор на масле рисовых зародышей. На его основе создали липкий состав. Его охлаждали, измельчали, чтобы получить частицы нужного размера, и смешивали с водой. Полученной смесью опрыскивали хризантемы в поле и наблюдали, как трипсы навечно приклеивались к капелькам липкой засады (Proceedings of the National Academy of Sciences).
Преимущество этой смеси заключается в том, что ее можно распылять привычными инструментами — будь то цветочный опрыскиватель для комнатных растений или сельскохозяйственная техника, с помощью которой распыляют химические пестициды.
Л.Н. Стрельникова
Остальные статьи из этой рубрики вы можете найти в подборке «Разные разности»
Купить номер или оформить подписку на «Химию и жизнь»: https://hij.ru/hij_kiosk.shtml
Благодарим за ваши «лайки», комментарии и подписку на наш канал
– Редакция «Химии и жизни»