- Каждую весну цветовод, бросив взгляд на клумбы в своем саду, отмечает утраты.
Если не взошла очередная былинка, травка-муравка или полевой аленький цветочек, тяжело вздохнув, заменяет их другими.
- Иное дело – розовод!
Он холит и лелеет каждую свою питомицу! Он готов лечить свою розу от любых болезней. Он дает своим розам нежные домашние имена.
Каждый, кто завел в своем саду розу, ощущает себя Маленьким Принцем из сказки Экзюпери.
Он понимает, что цветение ни одного другого растения нельзя сравнить с восторгом перед красотой вновь распустившейся розы!
Но вот, несмотря на все усилия по сохранению своего сокровища, он горестно взирает на торчащий безжизненный корешок!
Сегодня я расскажу о своих утратах, отметивших текущий сезон. Я делаю это впервые, отдавая отчет себе и своим читателям. После проведенной ревизии весеннего состояния моего немалого розового хозяйства, я могу это сделать безошибочно.
Как поступить, если ожидаемого цветения роз не случилось
Для меня этот вопрос приобрел принципиальное значение, т.к. всю зиму я готовилась распрощаться с большинством своих роз. Готовилась не только внутренне. Не только мысленно, но и на деле разрабатывала план новых, совершенно иных посадок и пересадок в новое окружение тех единичных экземпляров, что проснутся и оживут к лету.
К моему удивлению, мои аргументы и мотивация встретили полную поддержку со стороны мужа:
- мы не молодеем, физические силы убавляются, следовательно, уход за розами нужно свести к минимуму;
- необходимо заранее отобрать самые-самые лучшие сорта с точки зрения их способности противостоять болезням без потери декоративных качеств;
- для облегчения процесса укрытия на зиму, необходимо избавиться от розариев сложной геометрической формы.
Я предложила упразднить существующие бордюры, "плавными берегами окаймляющие реку газона".
Это выражение я позаимствовала из недавнего комментария Ляли-Old line, описавшей свои первые впечатления от увиденного розового царства на нашем участке.
Должна признаться, что, впервые я оказалась на этом участке в 2006 году, и не последнюю роль в решении вопроса о его приобретении сыграла возможность создания здесь не только декоративного огорода в стиле потажер, но и соответствующего ему розария, который я для себя называла «монастырским садиком».
Например, такого стиля, с которым мы познакомились в реальности во время поездки в средневековый немецкий городок Бамберг:
И вот, улучшенный и приспособленный к нашим условиям план аналогичного садика был перенесен «на местность»:
Но нас ожидало непонимание со стороны сыновей. Аргументы старших членов семьи не возымели действия. Однако, я не отчаивалась и находила новые доводы в пользу предлагаемого решения. Короче, мы стали ждать результатов зимовки роз.
А чтобы ожидание не было тягостным, перенаправили накопившуюся за зиму энергию на усовершенствование розария в кулисе у трех туй, именуемого отныне «Парадный»:
Ожидания и реальность
Напомню вам, что после проведенной инвентаризации в царстве роз, у нас насчитывается 20 больших (от 30 до 55 кустов) и малых (от 2 до 5 кустов) розариев. Всего 304 куста.
Общий выпад наступившего сезона 2024 года составил 12 кустов! Значит, на зимовку без укрытия ушло 316 роз!
То есть, чуть более 3, 5% составили общие потери по больнице розовому саду.
Четыре розы, покинувшие наш сад, вызвавшие наибольшие сожаления
"Выпады" распределились неравномерно.
1. Больше всего пострадал объединенный бордюр вдоль дома длиной 22 м
Здесь были высажены 44 розы. В текущем сезоне не проснулись 3 розы. Потери составили 6,8 %.
Но особое сожаление вызвала одна из них, составлявшая гордость сада. Она по праву занимала место в самой центральной части бордюра:
Parole/«Пароле». ЧГ, Германия, Кордес, 2001
После попыток реанимировать это сокровище, изо всех сил пытавшееся сохранить одну склонившуюся до земли веточку, после очередной ревизии в конце июня было решено этот чахлый кустик удалить.
Причина гибели розы «Пароле»
Каково же было наше изумление, когда вся подземная часть оказалась покрытой большими наростами и вздутиями. Я впервые выдела раковую опухоль на розе. Эта роза прожила в нашем саду 7 лет.
2. Перейдем на объединенный Центральный бордюр
На противоположном Центральном бордюре общей длиной 25 м расположилась 51 роза. Потери составили около 2 %.
Была утрачена 1 роза, но какая и в каком важном месте!
Одна из самых молодых 2021 года посадки. Она в течение 3-х лет дарила необычайно пышное цветение, составляя вместе с остинкой «Шекспир» входную группу.
Munstead Wood/«Манстед Вуд». Куст. англ., Великобритания, Остин, 2007
Причина гибели розы ««Манстед Вуд»
Уже в начале марта было видно, что роза «выпрыгнула» из земли на 15 см. Оголилась не только корневая шейка, но и все отходящие корни. Пучение грунта сыграло на четвертый год жизни такую злую шутку.
3. Также лишился роз «старейший» «Садик Роз»
Он сформирован из двух полукружий с общим количеством 55 роз. Каждая из сторон утратила по одной розе. Потери составили почти 3, 6%.
Необычайно жаль относительно молодую 2020 года посадки ароматную розу. Розы желтого цвета составляют основу розариев с обеих сторон от лужайки. Утрата даже одной составляющей изменяет общую палитру. Этого «мазка» очень недостает на картине.
Mountbatten/«Маутбаттен». Флор. Великобритания, Харкнесс, 1982
Причины утраты розы «Маутбаттен»
Я полагаю, что именно текущая зимовка под снегом привела эту молодую розу к гибели. После высадки в сад она 2 года зимовала под ВС-укрытием и не перенесла стресса.
4. Не обошлось без потерь и на парадной клумбе «Брюллик»
Здесь было посажено 28 роз. Потери составили примерно 3,6%.
Одна из роз группы «Глория Деи», посаженная в 2010 году в центре фасадной части клумбы, сначала проснулась, но потом перестала развиваться. Теперь их осталось по две с боковых сторон.
Gloria Dei( Peace)/«Глория Деи» («Пис»). ЧГ, Франция, Мейян, 1945
Причина гибели розы «Глория Деи» пребывает для меня в мистической сфере.
Она из «старушек» словно почувствовала, что я безуспешно изыскиваю место на парадной клумбе для ее «сестры», потрясшей меня розы «Чикаго Пис».
5. Еще одной розы мы не досчитались в садике «Шампань»
Все 28 роз были приобретены у одного поставщика с одной целью и посажены одновременно с созданием самого садика. Он существует уже четвертый год, и ни разу ни одна из растущих здесь роз не знала зимнего укрытия.
За это время ни одна из роз не демонстрировала признаков какой-нибудь болезни. Большинство его "жителей" относятся к классу роз флорибунда. Как и погибшая роза, о которой я писала в статьях по просьбе Лилии из Саратова:
Chocolate Ruffles/«Чоклит Раффлз»/ «Шоколадные Хлопья». Флор., Нидерланды, Интерплант, 2006
Я, практик и материалист до мозга костей, не могу найти причины гибели этой розы, занимавшей самое лучшее место в первом ряду и получавшей больше солнца, больше воздуха, первоочередную заботу.
Но я мечтала от нее избавиться! Лишь не знала, куда ее, весьма дорогую и популярную, приткнуть. Вот такие дела!
Куда же за 9 лет делись 96 роз, отсутствие которых обнаружилось во время проведения «аудита» и как можно было этого не заметить?
Общие выводы:
- Ожидая большое количество потерь, разумно заранее это предвидеть и морально подготовиться.
- Не полагаясь «на авось», нужно постараться использовать время напряженного ожидания для создания альтернативных вариантов и проработки идей, способствующих выходу из кризисной ситуации.
- При значительном количестве роз в одном розарии единичные выпады воспринимаются менее болезненно, что не повлечет за собой кардинального пересмотра сложившихся предпочтений растительного декора садового участка.
Как Вы считаете, отказалась ли я от идеи создания «монастырского» розового садика на месте газона ввиду того, что наша коллекция роз претерпела незначительные потери, отлично перезимовав под снегом без дополнительных укрытий?
О явных и скрытых причинах гибели своих роз я расскажу в следующей статье, проведя сравнительный анализ количества выпадов текущего и предыдущего годов.