Пять эсминцев для Черного моря строились петербургскими заводами по контрактам, заключенным с ГУК в начале 1912 года (17 февраля — с Путиловским и Металлическим, 23 февраля — с Невским). При этом второму и третьему из указанных предприятий предстояло строить свои корабли по утвержденному проекту Путиловского завода. Срок их постройки устанавливался в два года с предъявлением к официальным испытаниям в полной готовности к 17 и 23 февраля 1914 года соответственно. Полную сдачу каждого эсминца в казну требовалось произвести в течение двух месяцев, считая со дня заявления об окончании их строительства.
За постройку каждого корабля с полным снабжением Морское министерство Металлическому и Невскому заводам выплачивало по 2 млн. руб., Путиловскому — 1,947 млн. руб. Вооружение, мореходные инструменты, секретная сигнализация и беспроволочный телеграф поставлялись заказчиком.
Одновременно с разработкой рабочих чертежей черноморских кораблей Путиловский завод продолжал достройку эсминца «Новик». Причем на тот момент предприятие располагало лишь судостроительными мастерскими и могло строить только корпуса кораблей. Котельную же и турбинную мастерские здесь начали возводить только в ноябре 1912 года, поэтому турбины и все вспомогательные механизмы для своего эсминца Путиловский завод заказал в Германии (на заводе «АГ Вулкан»), а котлы — Невскому заводу. По этой причине стоимость этого корабля Морское министерство уменьшило на 53 тыс. руб.
Металлический завод, ранее судостроением не занимавшийся и только в 1912 году приступивший к возведению судостроительных мастерских и стапелей, постройку корпусов двух своих эсминцев передал, по договоренности, Путиловскому заводу. Котлы же и турбины он решил строить собственными силами, заключив в том же 1912 году договоры с немецкими партнерами, фирмами «АЕГ» и «АГ Вулкан», на право изготовления турбин и вспомогательных механизмов. Для этого на предприятии расширили и оборудовали новыми станками турбинную и котельную мастерские, что позволило достаточно быстро освоить производство котлов «Ярроу-Вулкан» и турбин «Кертис АЕГ-Вулкан», заказав за границей лишь отдельные вспомогательные механизмы, части турбин и котлов, не выпускавшиеся в России.
Таким образом, Металлический завод оказался единственным из петербургских предприятий, выполнявшим требования контракта.
Невский завод, располагая собственной производственной базой, самостоятельно строил корпуса и котлы двух своих кораблей, а также котлы для эсминца Путиловского завода. Однако он оказался не готов к изготовлению турбин и в целях ускорения постройки, с разрешения Морского министерства, заказал турбины и вспомогательные механизмы заводу «АГ Вулкан», причем без уменьшения стоимости постройки, так как считался казенным предприятием.
Контракты на изготовление торпедных аппаратов, воздухонагнетательных насосов, электрических элеваторов и ручную подачу боезапаса к орудиям (артустановки изготавливал Обуховский завод) заключили с заводом АО «Г.А. Лесснер и К°». Поставку всего электрооборудования с двумя прожекторами, всем освещением и проводкой приняло на себя Русское Общество Всеобщая Компания Электричества. Испарители поставлял механический завод «Р. Круг».
Требование контракта построить эсминцы и обеспечить проведение испытаний и сдачу их в Черном море заставило петербургские заводы для выполнения этих работ искать соответствующие пред[1]приятия на юге страны.
Уже в конце февраля 1912 года Путиловский и Металлический заводы сообщили в Морское министерство, что постройка ими трех эсминцев будет осуществляться на заводе А.Е. Вадона в Херсоне.
Согласно плану работ, представленному в ГУК в ноябре 1912 года, Путиловскому заводу следовало доставить корпусные конструкции своих трех кораблей к месту сборки не позднее 1 мая 1913 года, чтобы 1 августа спустить на воду «Счастливый», 1 сентября — «Быстрый» и 15 сентября — «Пылкий». К сентябрю планировалось спустить на воду «Громкий» и «Поспешный». Спустя шесть месяцев после спуска корабли надлежало предъявить к испытаниям.
В ходе постройки в уже утвержденный проект продолжали вносить изменения, главным образом по итогам испытаний и опыту эксплуатации эсминца «Новик» и типа «Дерзкий», что отрицательно сказалось на нагрузке кораблей.
Давление в пожарной магистрали увеличили до 8 атм., добавив к десяти предусмотренным по спецификации еще два водоотливных эжектора в среднем и кормовом КО. Все аварийные шахты в КО для обеспечения выхода людей в аварийной обстановке надлежало оборудовать системами орошения.
По аналогии с эсминцами типа «Дерзкий» потребовалось разместить дополнительно 20 человек команды с перепланировкой помещений и оборудованием под жилье румпельного отделения, размещение двух офицерских кают и клозета, внести изменения по шлюпкам и шлюпбалкам. Наконец, по требованию Артиллерийского отдела ГУК на носовом мостике предусмотрели место для установки 9-футового дальномера.
Все эти и другие изменения привели к дополнительной перегрузке, увеличили сроки разработки рабочей документации, выполнения корпусных работ и отгрузки готовых конструкций.
Из-за того, что Невский завод получал рабочую документацию позже Путиловского, стремившегося прежде всего обеспечить постройку первых трех кораблей, он изначально отставал по срокам их строительства. Так, если предварительная сборка корпусов эсминцев «Счастливый» (зав. № 89), «Быстрый» (№ 93) и «Пылкий» (№ 94) на временных стапелях Путиловского завода началась в августе 1912 года, то Невский мог начать аналогичные работы на «Громком» и «Поспешном» только в сентябре-октябре. Общая готовность корпусов эсминцев, строившихся в Петербурге, к концу 1912 года составляла: «Счастливый» — 69,5 %, «Быстрый» — 56,7 %, «Пылкий» — 51,4 %, «Громкий» — 5,4 % и «Поспешный» — 4,1 %.
Перед Вами фрагмент статьи из журнала "Мидель-Шпангоут"№ 51
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut